АКРА подтвердило следующие рейтинги Правительства Республики Казахстан (далее — Казахстан) по международной шкале:
-
долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне ВВВ+ и в национальной валюте — ВВВ+;
-
краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S2 и в национальной валюте — S2.
Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный». «Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
Позитивные факторы рейтинговой оценки
-
Активный рост экономики, обеспеченный широким спектром отраслей.
-
Умеренный уровень госдолга при его благоприятной структуре.
-
Взвешенная монетарная политика.
-
Усиление значений по факторам институциональной среды, реформы в госсекторе и в экономической политике.
Негативные факторы рейтинговой оценки
-
Низкий уровень диверсификации промышленности, зависимость от сырьевых товаров в части промышленного выпуска и товарного экспорта.
-
Снижение резервной базы в виде активов Национального фонда Республики Казахстан (НФРК) и золотовалютных резервов страны, уменьшение притока прямых иностранных инвестиций.
-
Повышение процентных выплат в рамках расходов государственного бюджета.
Обоснование кредитного рейтинга
Поддержку суверенному кредитному рейтингу Казахстана (BBB+) оказывают следующие фундаментальные факторы: низкий уровень госдолга, значительный объем ликвидных активов в НФРК и стабильные темпы роста экономики страны в реальном выражении. Факторами, оказывающими давление на кредитный рейтинг, остаются низкий уровень диверсификации экспорта, риск материализации условных обязательств, а также повышенная инфляция и высокие ставки доходности по обязательствам суверенного эмитента, создающие давление на процентные расходы.
Макроэкономика
АКРА отмечает существенный рост экономики страны, ожидаемый по итогам 2023 года (на 5,1% в реальном выражении), а также постепенное усиление диверсификации структуры промышленности: в 2023 году на добычу нефти и природного газа приходилось 35% от совокупного промышленного выпуска, а на их экспорт — 53,8% от суммарного экспорта по результатам года. При этом риски в логистике и транспортировке экспортной сырьевой продукции, которые актуализировались во внешней торговле в 2022–2023 годах, отчасти снижаются.
По мнению Агентства, в 2024–2025 годах для Казахстана будут характерны повышенная, но постепенно снижающаяся инфляция, умеренно жесткая монетарная политика, повышение уровня реальных заработных плат и совокупных доходов населения.
Государственные финансы
В период с 2024 по 2025 год дефицит госбюджета, по прогнозам АКРА, составит 2,3% ВВП, а госдолг может составить 22–22,5% ВВП без учета задолженности Национального банка Республики Казахстан (НБРК), что практически не отличается от текущих значений. Агентство оценивает этот уровень как умеренный, в связи с чем у Казахстана сохраняется возможность применения контрциклической бюджетной политики в будущем, а введение бюджетного правила расширяет возможности для фискального маневра, что повышает устойчивость экономики к потенциальным шокам.
Трансферт из НФРК по-прежнему играет важную роль в обеспечении сбалансированности бюджета, однако отмечается нацеленность на сокращение его использования в бюджетных целях в средне- и долгосрочной перспективе. На март 2024 года валютные активы НФРК составляли 22% ВВП прошлого года и покрывали 100% госдолга (без учета долга НБРК), обеспечивая надежную «подушку безопасности» для бюджета страны. В то же время Агентство отмечает долгосрочную тенденцию к росту доли процентных платежей в структуре расходов бюджета, а также некоторую волатильность бюджетных доходов.
По оценкам АКРА, существует некоторый риск реализации условных обязательств квазигосударственного сектора: в течение прогнозного периода с 2024 по 2025 год совокупный государственный и квазигосударственный долг может составлять до 39–42% ВВП. При этом данный сектор находится на этапе активных преобразований, включая усиление независимости дочерних структур от субъектов квазигосударственного сектора, актуализацию приватизационной повестки, а также запрет на создание новых субъектов квазигосударственного сектора, что Агентство считает положительной тенденцией.
Внешняя позиция
Для платежного баланса Казахстана по-прежнему характерен определенный риск с точки зрения как отраслевой структуры внешней торговли, так и выплат первичных доходов. Тем не менее внешняя позиция остается устойчивой благодаря структуре обязательств по финансовому счету, что в основном связано с прямыми иностранными инвестициями. АКРА отмечает снижение их притока в 2023 году (в основном они по-прежнему направляются в горнодобывающую промышленность). К позитивным аспектам можно отнести стабильность валютного режима и существенный объем международных резервов: на начало 2024 года коэффициент покрытия импорта товаров золотовалютными резервами составил семь месяцев (шесть месяцев покрытия импорта товаров и услуг). На фоне достаточно стабильной экономической активности Агентство прогнозирует умеренный и соразмерный рост импорта и резервов страны, в связи с чем покрытие импорта золотовалютными резервами к концу 2024 года существенно не изменится.
Институциональная система
Слабость общественных институтов, относительно недостаточная эффективность деятельности институтов государственной власти и ограниченное качество государственного управления негативно влияют на бизнес-климат в Казахстане. Однако в последнее время, как отмечает Агентство, общественные и государственные институты претерпевают позитивные изменения. АКРА отмечает усиление политической конкуренции в стране, обновление политических институтов в 2022–2023 годах и конституционные реформы 2022 года. Кроме того, Агентство положительно оценивает преобразования в финансовом секторе, в том числе процессы цифровизации и активное развитие конкурентной среды (включая Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по либерализации экономики»).
Казахстан по-прежнему относительно высоко оценивается по качеству человеческого капитала, который формирует долгосрочную основу экономического развития. АКРА положительно оценивает результаты, которых уже удалось добиться в рамках заявленных реформ, отмечает нацеленность на проведение дальнейших реформ и повышение качества государственных институтов.
Результаты применения суверенной модели
Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Казахстана определен на уровне ВВВ. Ряд модификаторов в модифицирующей части модели позволяют повысить Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:
-
потенциал экономического роста;
-
суверенные фонды;
-
стабильность валютного режима;
-
политическая нестабильность и недавние политические решения.
Отрицательная корректировка была сделана по следующему модификатору:
- условные обязательства и риск их реализации.
С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Казахстана повышается. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне ВВВ+. Аналитические корректировки и ограничения, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим долгосрочный рейтинг в иностранной валюте подтвержден на уровне ВВВ+.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
Политические реформы, которые окажут существенное положительное влияние на эффективность государственного управления и устойчивость государственных институтов в долгосрочном периоде.
-
Значительное ослабление сырьевой зависимости экономики (касательно как промпроизводства, так и товарного экспорта) благодаря активному развитию несырьевых производств и сферы услуг, а также без реализации рисков в отношении экспортной выручки и пополнения золотовалютных резервов страны.
-
Принятие решений, значительно повышающих долгосрочную устойчивость государственных финансов.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
Существенное и продолжительное снижение экономической активности.
-
Ослабление притока внешних инвестиций и/или резкое увеличение выплат по первичному и вторичному доходам текущего счета, дестабилизация валютного режима.
-
Заметное сокращение национальных резервов при повышении стоимости государственного и квазигосударственного долга.
Регуляторное раскрытие
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Республике Казахстан по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан были опубликованы АКРА 24.09.2019. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Республики Казахстан принимало участие в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении суверенных кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Республики Казахстан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.