АКРА подтвердило следующие рейтинги Правительства Республики Казахстан (далее — Казахстан) по международной шкале:

  • долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне ВВВ+ и в национальной валюте — ВВВ+;

  • краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S2 и в национальной валюте — S2.

Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный». «Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

Позитивные факторы рейтинговой оценки

  • Активный рост экономики, обеспеченный широким спектром отраслей.

  • Умеренный уровень госдолга при его благоприятной структуре.

  • Взвешенная монетарная политика.

  • Усиление значений по факторам институциональной среды, реформы в госсекторе и в экономической политике.

Негативные факторы рейтинговой оценки

  • Низкий уровень диверсификации промышленности, зависимость от сырьевых товаров в части промышленного выпуска и товарного экспорта.

  • Снижение резервной базы в виде активов Национального фонда Республики Казахстан (НФРК) и золотовалютных резервов страны, уменьшение притока прямых иностранных инвестиций.

  • Повышение процентных выплат в рамках расходов государственного бюджета.

Обоснование кредитного рейтинга

Поддержку суверенному кредитному рейтингу Казахстана (BBB+) оказывают следующие фундаментальные факторы: низкий уровень госдолга, значительный объем ликвидных активов в НФРК и стабильные темпы роста экономики страны в реальном выражении. Факторами, оказывающими давление на кредитный рейтинг, остаются низкий уровень диверсификации экспорта, риск материализации условных обязательств, а также повышенная инфляция и высокие ставки доходности по обязательствам суверенного эмитента, создающие давление на процентные расходы.

Макроэкономика

АКРА отмечает существенный рост экономики страны, ожидаемый по итогам 2023 года (на 5,1% в реальном выражении), а также постепенное усиление диверсификации структуры промышленности: в 2023 году на добычу нефти и природного газа приходилось 35% от совокупного промышленного выпуска, а на их экспорт — 53,8% от суммарного экспорта по результатам года. При этом риски в логистике и транспортировке экспортной сырьевой продукции, которые актуализировались во внешней торговле в 2022–2023 годах, отчасти снижаются.

По мнению Агентства, в 2024–2025 годах для Казахстана будут характерны повышенная, но постепенно снижающаяся инфляция, умеренно жесткая монетарная политика, повышение уровня реальных заработных плат и совокупных доходов населения.

Государственные финансы

В период с 2024 по 2025 год дефицит госбюджета, по прогнозам АКРА, составит 2,3% ВВП, а госдолг может составить 22–22,5% ВВП без учета задолженности Национального банка Республики Казахстан (НБРК), что практически не отличается от текущих значений. Агентство оценивает этот уровень как умеренный, в связи с чем у Казахстана сохраняется возможность применения контрциклической бюджетной политики в будущем, а введение бюджетного правила расширяет возможности для фискального маневра, что повышает устойчивость экономики к потенциальным шокам.

Трансферт из НФРК по-прежнему играет важную роль в обеспечении сбалансированности бюджета, однако отмечается нацеленность на сокращение его использования в бюджетных целях в средне- и долгосрочной перспективе. На март 2024 года валютные активы НФРК составляли 22% ВВП прошлого года и покрывали 100% госдолга (без учета долга НБРК), обеспечивая надежную «подушку безопасности» для бюджета страны. В то же время Агентство отмечает долгосрочную тенденцию к росту доли процентных платежей в структуре расходов бюджета, а также некоторую волатильность бюджетных доходов.

По оценкам АКРА, существует некоторый риск реализации условных обязательств квазигосударственного сектора: в течение прогнозного периода с 2024 по 2025 год совокупный государственный и квазигосударственный долг может составлять до 39–42% ВВП. При этом данный сектор находится на этапе активных преобразований, включая усиление независимости дочерних структур от субъектов квазигосударственного сектора, актуализацию приватизационной повестки, а также запрет на создание новых субъектов квазигосударственного сектора, что Агентство считает положительной тенденцией.

Внешняя позиция

Для платежного баланса Казахстана по-прежнему характерен определенный риск с точки зрения как отраслевой структуры внешней торговли, так и выплат первичных доходов. Тем не менее внешняя позиция остается устойчивой благодаря структуре обязательств по финансовому счету, что в основном связано с прямыми иностранными инвестициями. АКРА отмечает снижение их притока в 2023 году (в основном они по-прежнему направляются в горнодобывающую промышленность). К позитивным аспектам можно отнести стабильность валютного режима и существенный объем международных резервов: на начало 2024 года коэффициент покрытия импорта товаров золотовалютными резервами составил семь месяцев (шесть месяцев покрытия импорта товаров и услуг). На фоне достаточно стабильной экономической активности Агентство прогнозирует умеренный и соразмерный рост импорта и резервов страны, в связи с чем покрытие импорта золотовалютными резервами к концу 2024 года существенно не изменится.

Институциональная система

Слабость общественных институтов, относительно недостаточная эффективность деятельности институтов государственной власти и ограниченное качество государственного управления негативно влияют на бизнес-климат в Казахстане. Однако в последнее время, как отмечает Агентство, общественные и государственные институты претерпевают позитивные изменения. АКРА отмечает усиление политической конкуренции в стране, обновление политических институтов в 2022–2023 годах и конституционные реформы 2022 года. Кроме того, Агентство положительно оценивает преобразования в финансовом секторе, в том числе процессы цифровизации и активное развитие конкурентной среды (включая Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по либерализации экономики»).

Казахстан по-прежнему относительно высоко оценивается по качеству человеческого капитала, который формирует долгосрочную основу экономического развития. АКРА положительно оценивает результаты, которых уже удалось добиться в рамках заявленных реформ, отмечает нацеленность на проведение дальнейших реформ и повышение качества государственных институтов.

Результаты применения суверенной модели

Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Казахстана определен на уровне ВВВ. Ряд модификаторов в модифицирующей части модели позволяют повысить Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:

  • потенциал экономического роста;

  • суверенные фонды;

  • стабильность валютного режима;

  • политическая нестабильность и недавние политические решения.

Отрицательная корректировка была сделана по следующему модификатору:

  • условные обязательства и риск их реализации.

С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Казахстана повышается. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне ВВВ+. Аналитические корректировки и ограничения, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим долгосрочный рейтинг в иностранной валюте подтвержден на уровне ВВВ+.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • Политические реформы, которые окажут существенное положительное влияние на эффективность государственного управления и устойчивость государственных институтов в долгосрочном периоде.

  • Значительное ослабление сырьевой зависимости экономики (касательно как промпроизводства, так и товарного экспорта) благодаря активному развитию несырьевых производств и сферы услуг, а также без реализации рисков в отношении экспортной выручки и пополнения золотовалютных резервов страны.

  • Принятие решений, значительно повышающих долгосрочную устойчивость государственных финансов.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • Существенное и продолжительное снижение экономической активности.

  • Ослабление притока внешних инвестиций и/или резкое увеличение выплат по первичному и вторичному доходам текущего счета, дестабилизация валютного режима.

  • Заметное сокращение национальных резервов при повышении стоимости государственного и квазигосударственного долга.

Регуляторное раскрытие

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Республике Казахстан по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан были опубликованы АКРА 24.09.2019. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Республики Казахстан принимало участие в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении суверенных кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Республики Казахстан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Жаннур Ашигали
Директор — руководитель проекта по взаимодействию со странами Средней Азии, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 02
Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.