Кредитный рейтинг Пензенской области (далее — Область, Регион) обусловлен умеренными показателями развития экономики, а также стабильным бюджетным профилем. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают уровень собственных доходов Региона и объем доступной ликвидности.

Область входит в состав Приволжского федерального округа. На территории Региона проживает 1,2 млн человек (около 0,8% населения страны). По оценкам Области, объем валового регионального продукта (ВРП) за 2023 год мог составить порядка 621 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Умеренно низкий уровень долговой нагрузки. На конец 2023 года отношение долга к текущим доходам Региона было равно 34%, и по итогам 2024-го, согласно оценкам АКРА, оно останется на том же уровне. Данные показатели соответствуют умеренно низкой долговой нагрузке. Долг Региона за 2023 год вырос на 9%, составив 27,4 млрд руб. на 01.01.2024. На начало 2024 года долг был представлен бюджетными и банковскими кредитами (86,7 и 13,1% соответственно), а небольшая его часть приходилась на госгарантии (0,2%). В этом году Область не ожидает существенного изменения объема госдолга, но в его структуре может несколько увеличиться доля коммерческих кредитов.

На 01.01.2024 Области предстояло погасить 10% долговых обязательств в текущем году в соответствии с графиком погашения долга. С начала года Регион привлек бюджетный кредит на финансовое обеспечение инфраструктурных проектов, выдал гарантии и погасил часть коммерческого долга. Следовательно, на 01.05.2024 Области осталось погасить до конца года еще 3% долга. Пик выплат приходится на 2025 год, когда Региону предстоит погашение 26% текущего долга.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный1 уровень процентных расходов в 2020–2024 годах не превысит 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). Соотношение долга Области и ее ВРП сохранится на уровне 4%.

Качественная оценка долговой нагрузки определяется Агентством как умеренно высокая в связи с длительным средневзвешенным сроком погашения долга (более трех с половиной лет), преимущественно положительным балансом текущих операций, а также незначительным в сравнении с областным бюджетом финансовым долгом предприятий госсектора. Сдерживает качественную оценку снижающаяся, но все еще существенная долговая нагрузка муниципалитетов, а также планы Региона по наращиванию доли краткосрочных коммерческих кредитов.


Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Умеренные показатели бюджетного профиля. Усредненная за 2020–2024 годы доля налоговых и неналоговых доходов в совокупных доходах Региона (без учета субвенций) может составить 64,8%, усредненное за указанный период соотношение баланса текущих операций и текущих доходов будет равно 9,1%. Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов составит
-2,7%. В 2023 году МБД оказался отрицательным, и по итогам 2024 года, как ожидается, он также будет отрицательным, но более существенным в абсолютном выражении. Это обусловлено ожидаемым сокращением доходной части бюджета (-5%) и сохранением расходной части примерно на прошлогоднем уровне (0,6%). Для финансирования капитальных расходов Области необходимо использовать часть накопленных остатков на счетах и привлечь заемные средства. Усредненная за 2020–2024 годы доля капитальных расходов в совокупных расходах бюджета может составить порядка 18%. Поскольку в 2024–2025 годах планируется значительное снижение капитальных расходов, Агентством была применена корректировка на пограничное значение. Около 60% капитальных расходов Область финансирует за счет собственных средств.

Качественная оценка бюджетного профиля определяется как средняя. Случаи нарушения бюджетного законодательства неизвестны. Для Региона характерно консервативное планирование бюджета: фактический дефицит зачастую оказывается существенно меньше планового показателя. Закон о бюджете пересматривается порядка трех или четырех раз в год, дополнительные отчисления от НДФЛ в бюджеты муниципалитетов законом о бюджете не предусмотрены.

Умеренно низкий показатель ликвидности бюджета. Остатки средств на едином счете бюджета на 01.01.2024 были примерно равны среднемесячным расходам Области за 2023 год и покрывали 28% долга на указанную дату. В связи с запланированным дефицитом бюджета коэффициент ликвидности по результатам года составит 92%.

Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует среднему уровню. Регион периодически привлекает кредиты Управления Федерального казначейства (УФК). В 2024 году Министерство финансов Пензенской области заключило с УФК по Пензенской области договор о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, но эти кредитные средства пока не привлекались. В августе прошлого года не состоялись три закупки кредитных линий; на 01.01.2024 и 01.05.2024 Область не располагает открытыми лимитами на выборку кредитных средств в кредитных организациях. Просроченная кредиторская задолженность за счет средств бюджета отсутствует.

Диверсифицированная структура налоговых поступлений с небольшой концентрацией на государственном секторе. В структуре налоговых доходов существенен вклад предприятий государственного сектора экономики. Усредненная за период с 2020 по 2023 год доля предприятий госсектора составила порядка 20,4% налоговых поступлений. Максимальная усредненная доля налоговых поступлений негосударственного сектора составляет 27,5% и приходится на отрасль «Обрабатывающие производства» (данная отрасль достаточно диверсифицирована и представлена предприятиями пищевой промышленности, предприятиями, производящими компьютеры, электронные и оптические изделия, а также машины и оборудование). Вторая по доле налоговых поступлений отрасль негосударственного сектора — оптовая и розничная торговля (15,5%).

Усредненный ВРП на душу населения Области в 2019–2022 годах составил 51% среднестранового показателя. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума в Регионе в 2020–2023 годах было равно 3,5.

Усредненный уровень безработицы в Области (по методологии МОТ) в 2020–2023 годах составил 3,4%.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета в пределах параметров, предусмотренных законом о бюджете на 2024 год;

  • следование долговой политике, не допускающей возникновения значительных рисков рефинансирования.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост ликвидности бюджета;

  • устойчивое увеличение баланса текущих операций;

  • сокращение долговой нагрузки до уровня ниже 30%;

  •  рост показателей социально-экономического развития.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • существенное ухудшение графика погашения государственного долга;

  • критическое снижение уровня доступной ликвидности;

  • сокращение размера баланса текущих операций.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Пензенской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Пензенской области был опубликован АКРА 20.09.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Пензенской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Пензенской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Пензенской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Пензенской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.