Кредитный рейтинг DME Limited (далее — Компания, Аэропорт, Домодедово) обусловлен низкими отраслевыми рисками в совокупности с ведущими рыночными позициями Компании, сильным бизнес-профилем и сильной ликвидностью, а также высокой рентабельностью. Давление на рейтинг оказывают средняя долговая нагрузка и средний уровень корпоративного управления.
DME Limited — группа компаний, владеющих и оперирующих инфраструктурой аэропорта Домодедово. Аэропорт является вторым по размеру пассажиро- и грузопотока в России. Основной контролирующий бенефициар Компании — Дмитрий Каменщик.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Низкие отраслевые риски DME Limited при ведущих рыночных позициях. Инфраструктурные компании транспортной отрасли имеют высокие барьеры для входа новых игроков. Зачастую аэропорты являются субъектами естественной монополии, что предопределяет отсутствие прямой конкуренции между ними. В рамках Московской авиационного узла (МАУ), через который идет основной поток пассажиров и грузов на российском рынке авиаперевозок, действуют три аэропорта. Домодедово — второй по размеру аэропорт МАУ с незначительным отставанием от лидера.
Сильный бизнес-профиль Компании. Инфраструктура Аэропорта хорошо развита и включает в себя две независимые параллельные ВПП, пассажирский и грузовой терминалы (256 и 13,4 тыс. кв. м). Топливозаправочный комплекс способен обеспечивать заправку до десяти воздушных судов в час. Введение в эксплуатацию новой ВПП и постепенный ввод новых площадей терминала способны увеличить с 2018 года пропускную способность Аэропорта. АКРА оценивает реализуемую Компанией инвестиционную программу как масштабную с невысоким уровнем гибкости. Аэропорт Домодедово обслуживает пассажиров и грузовые потоки Москвы и Московской области, характеризующихся высоким уровнем социально-экономического развития. Наличие статуса международного аэропорта федерального значения позволяет Компании обслуживать международные рейсы российских перевозчиков, а также принимать и отправлять рейсы иностранных авиакомпаний.
Средний уровень долговой нагрузки при высоком уровне покрытия процентных платежей. По оценкам АКРА, долг Домодедово на конец 2016 года составил 41,3 млрд руб. и был сформирован за счет валютных кредитов и займов, а также задолженности по договорам концессии. АКРА отмечает существенный объем валютных обязательств Компании. Наличие валютной выручки от обслуживания международных рейсов создает определенное естественное хеджирование валютных рисков. АКРА оценивает уровень долговой нагрузки как средний, поскольку отношение общего долга к средствам от операций (FFO, funds from operations) до чистых процентных платежей к концу 2017 года составит 3,6х. Покрытие процентных платежей находится на высоком уровне. По оценкам АКРА, в 2017 году отношение FFO до процентных платежей к процентным платежам составит 5,7х. В период с 2018 по 2019 год мы не ожидаем значимого изменения долговой нагрузки и уровня покрытия процентных платежей.
Средний размер и высокий уровень рентабельности. По итогам 2016 года выручка Домодедово составила 38,2 млрд руб., а FFO до чистых процентных платежей и налогов находился на уровне 14,3 млрд руб., что соответствует среднему размеру бизнеса (по классификации АКРА). Рентабельность по FFO до чистых процентных платежей и налогов составила 39%. Пассажиропоток аэропорта составил 28,5 млн человек, а грузопоток — 142,2 тыс. тонн. Из-за существенного увеличения пассажиропотока в 2017 году АКРА ожидает рост выручки и FFO до чистых процентных платежей и налогов на 9%. Мы ожидаем рентабельность в 2017 году на уровне 37%. На горизонте 2018-2019 гг. АКРА не ожидает значительного увеличения размерных показателей Компании.
Сильная позиция по ликвидности при слабом денежном потоке. Долговые обязательства Домодедово носят долгосрочный характер. Единственная крупная выплата на прогнозном горизонте анализа (2017-2019 гг.) приходится на 2018 год, когда Компании необходимо погасить первый выпуск еврооблигаций (220 млн долл.). Это оказывает давление на уровень ликвидности. Мы оцениваем коэффициент краткосрочной ликвидности на период с 2018 по 2019 год на уровне 1,3х. Дополнительный сдерживающий для ликвидности фактор — большая инвестиционная программа (по нашим оценкам, на в 2017–2018 гг. среднее отношение капитальных затрат к выручке составит около 35%), значительные расходы на которую приводят к отрицательному значению свободного денежного потока (FCF, free cash flow). По прогнозу АКРА, рентабельность по FCF Домодедово в 2017–2018 гг. окажется в отрицательной зоне (около -15%), а с 2019 года включительно приблизится к нулю.
Средний уровень корпоративного управления. Стратегические планы Домодедово в первую очередь связаны с увеличением пропускной способности Аэропорта и развитием его транспортной инфраструктуры, а также повышением операционной эффективности. Уровень формализации стратегии, по мнению АКРА, недостаточно высок. Совет директоров в Компании не обладает достаточными правами, а все ключевые решения принимаются менеджментом с учетом интереса основного акционера. Основной объем имущества Домодедово находится на балансе зарегистрированной на Кипре «дочки». Структура группы усложнена за счет выделения различных видов бизнеса в отдельные юридические лица, что носит, однако, экономически обоснованный характер. Компания имеет выстроенную систему риск-менеджмента, но Агентство обеспокоено практикой значительный дивидендных выплат при отрицательном значении FCF. Уровень раскрытия финансовой информации находится на достаточно высоком уровне.
Ключевые допущения
- успешное рефинансирование первого выпуска еврооблигаций в 2018 году;
- колебание рентабельности по FFO до процентных платежей и налогов в пределах 35–45%;
- сохранение тренда на либерализацию тарифной политики государства для аэропортовой инфраструктуры;
- расходы на выплату дивидендов в пределах 4 млрд руб.;
- ежегодный рост пассажиропотока на 2–4%;
- сохранение существенных расходов на финансирование капитальных затрат (в пределах 30–35% от выручки.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- падение отношения общего долга к FFO до чистых процентных платежей ниже 2,0x либо рост отношения FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам выше 10x;
- рост рентабельности по FCF после выплат дивидендов выше 2%;
- существенное снижение размера программы капитальных затрат (ниже 15% от выручки);
- существенное улучшение практик корпоративного управления в части развития института совета директоров и нормативной базы, регламентирующей его деятельность.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- увеличение ежегодных дивидендных выплат выше 5 млрд руб.;
- снижение пассажиропотока на внутренних и международных направлениях в 2018–2019 гг. относительно уровня 2017 года более чем на 10-15%;
- рост отношения общего долга к FFO до чистых процентных платежей выше 4,0х либо падение отношения FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам ниже 5,0x;
- уход крупного клиента, способный привести к ухудшению финансового результата Компании;
- падение рентабельности по FFO до чистых процентных платежей и налогов ниже 30%;
- существенное ухудшение доступа к внешним источникам ликвидности;
- изменение тарифной политики государства для аэропортовой инфраструктуры.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): a+.
Корректировки: отсутствуют.
Рейтинги выпусков
Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен DME Limited впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты совершения рейтингового действия (27.11.2017).
Раскрытие отступлений от утвержденных методологий: фактор «рентабельность» оценивался с отступлением от диапазона оценки, указанного в методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных DME Limited, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, DME Limited принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности DME Limited, не выявлены.
АКРА не оказывало DME Limited дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.