Кредитный рейтинг Алтайского края (далее — Алтайский край, Край, Регион) обусловлен стабильными показателями бюджетного профиля Региона, низкой долговой нагрузкой при минимальных рисках рефинансирования, а также достаточно высоким уровнем ликвидности бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают сравнительно невысокие показатели экономического развития Региона и высокая доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета в составе доходов Края.
Алтайский край расположен в Сибирском федеральном округе и граничит с тремя регионами Российской Федерации и Казахстаном. В Регионе проживает почти 1,5% населения страны. В 2023 году валовой региональный продукт (ВРП) Края, по его оценке, превысит 1 трлн руб. Алтайский край регулярно входит в число лидеров по объему валового сбора зерна среди всех субъектов Российской Федерации.
Ключевые факторы оценки
Низкий уровень долговой нагрузки при минимальных рисках рефинансирования долга и достаточно высоком уровне ликвидности бюджета. Соотношение долга Края и его текущих доходов на конец 2023 года составило 7,5%. По итогам 2024 года ожидается увеличение показателя до 13%. Эти значения соответствуют минимальному уровню долговой нагрузки. Соотношение долга и ВРП ежегодно не превышает 1,5%.
По состоянию на 01.01.2024 весь долг Региона был представлен бюджетными кредитами со сроками погашения до 2038 года. За истекший период 2024 года структура долга не изменилась, однако его размер вырос в связи с привлечением очередного бюджетного кредита с длительным сроком погашения.
Благодаря тому, что структура долга Края представлена исключительно бюджетными кредитами, расходы на его обслуживание минимальны (соотношение усредненных1 процентных расходов и совокупных расходов бюджета без учета субвенций в 2020–2024 годах составит порядка 0,1%).
По состоянию на начало текущего года ежегодное погашение обязательств не превышало 9% совокупного долга Региона.
Согласно закону о бюджете, в течение 2024–2026 годов Край имеет возможность ежегодно предоставлять преимущественно краткосрочные гарантии в размере 250 млн руб.
Качественная оценка долга Алтайского края соответствует максимальному уровню. Средневзвешенный срок погашения долга превышает семь лет. Просроченная кредиторская задолженность бюджета отсутствует. Баланс текущих операций ежегодно положителен. Долг муниципальных образований Края является несущественным и почти полностью представлен бюджетными кредитами. Краем заключено два концессионных соглашения на строительство спортивных объектов, обязательством Региона является ежегодный платеж концессионера. Финансовый долг предприятий государственного сектора невелик, в рамках рейтингового анализа их задолженность не учитывается в виде косвенных обязательств Края. Алтайскому краю принадлежит региональный банк «СИБСОЦБАНК» ООО.
Бюджет Края характеризуется достаточно высоким уровнем ликвидности в связи с наличием остатков на счетах по учету средств регионального бюджета. С 2021 года Регион получает доходы от размещения временно свободных средств в рамках механизма управления ликвидностью, реализуемого Федеральным казначейством. Доходы от размещения временно свободных средств, полученные Краем в 2021–2023 годах, многократно превысили процентные расходы на обслуживание долга.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Стабильные бюджетные показатели при высокой зависимости краевого бюджета от трансфертов из федерального бюджета. Усредненная доля собственных доходов Региона в общем объеме его доходов (без учета субвенций) за период с 2020 по 2024 год составит порядка 57%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в 2020–2024 годах, по оценкам АКРА, будет равно 11%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов оценивается на уровне
-7%. Эти показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и о потребности в привлечении долга или использовании остатков на счетах для финансирования капитальных расходов в указанном периоде. Усредненные капитальные расходы в 2020–2024 годах составляют 23% совокупных расходов бюджета, порядка четверти капитальных расходов Края финансируется за счет трансфертов из федерального бюджета.
В силу агропромышленного характера экономики максимальная доля ННД приходится на НДФЛ.
В 2023 году бюджет Края был исполнен с небольшим дефицитом, в текущем году плановый дефицит составляет 33% ННД. Основными источниками его финансирования, как ожидается, станут бюджетные и банковские кредиты и остатки на счетах.
Бюджетный профиль Региона признается умеренно сильным. Подход властей Края к бюджетному планированию можно охарактеризовать как консервативный: ежегодно фактические ННД превышают прогнозный показатель, предусмотренный первоначальной редакцией закона о бюджете. Краем на законодательном уровне установлены дополнительные нормативы отчислений федеральных и региональных налогов и сборов в пользу местных бюджетов. Сумма выпадающих доходов бюджета Алтайского края, возникающих по причине предоставления налоговых льгот, установленных региональными законами, незначительна. Случаи нарушения бюджетного законодательства не зафиксированы.
Диверсифицированная экономика с показателями развития, отстающими от среднестрановых. Значимая доля ВРП Региона формируется в аграрном секторе, поэтому относительный размер экономики Края невелик. Размер усредненного подушевого ВРП в сопоставлении со среднестрановым показателем в 2019–2022 годах составил 46%. Наибольший вклад в ВРП вносят обрабатывающие производства: в 2022 году их доля в ВРП Края была равна 19%. Сельское хозяйство сформировало 16% ВРП. Наибольшая доля налоговых поступлений приходится на обрабатывающие производства (порядка 28% в 2023 году), при этом они значительно диверсифицированы (максимум приходится на производство пищевых продуктов — 5,5% совокупных налоговых поступлений). Усредненное за 2020–2023 годы соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы и прожиточного минимума составило 3,1. Уровень безработицы в Регионе снизился с 8,6% в 2016 году до 3,4% в 2023-м.
Ключевые допущения
-
следование консервативной долговой политике;
-
исполнение бюджета в 2024 году в пределах параметров, предусмотренных законом о бюджете;
-
сохранение достаточного уровня ликвидности бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
ускорение темпов роста показателей социально-экономического развития Края;
-
рост уровня самодостаточности краевого бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост соотношения долга и текущих доходов Края выше 30%;
-
рост доли текущих расходов в структуре бюджета;
-
существенное снижение уровня доступной ликвидности.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Алтайского края был опубликован АКРА 19.03.2020. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Алтайского края ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Правительством Алтайского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Алтайского края принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Алтайского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.