Кредитный рейтинг ПАО «Аэрофлот» (далее — Компания, Аэрофлот, Группа «Аэрофлот») обусловлен очень высокой оценкой степени поддержки со стороны государства и средней оценкой зависимости от однородных факторов риска. Оценка операционного риск-профиля определяется сильными рыночной позицией и географической диверсификацией, высокой оценкой бизнес-профиля и высоким уровнем корпоративного управления. Финансовый риск-профиль Компании, в свою очередь, учитывает очень высокие оценки размера и рентабельности, средний уровень долговой нагрузки и обслуживания долга, сильную позицию по ликвидности, а также высокую оценку денежного потока.
Группа «Аэрофлот» — крупнейшая авиационная группа России, одна из старейших в мире. Основным аэропортом базирования является Международный аэропорт Шереметьево. В Группу «Аэрофлот» входят три перевозчика, работающих под брендами «Аэрофлот», «Победа» и «Россия», а также ряд других компаний, занимающихся наземным обслуживанием воздушного флота, подготовкой летного состава, разработкой программного обеспечения и др. Основным акционером Аэрофлота (с долей 73,77%) является Российская Федерация. В свободном обращении находится около 25% обыкновенных акций.
Ключевые факторы оценки
Очень высокая оценка степени поддержки со стороны государства определяется высокими оценками субфакторов «Предрасположенность / способность к оказанию поддержки», «Исключительность реализуемых функций», «Роль в экономике и репутационные риски», «Собственность, контроль и регулирование», «Гарантии или иные каналы получения поддержки», а также очень высокой оценкой субфактора «Барьеры и ограничения». Аэрофлот является крупнейшим авиаперевозчиком в России, играет ключевую роль в обеспечении транспортной доступности и связанности регионов страны. Кроме того, Аэрофлот — ключевой покупатель гражданских самолетов российского производства, что в условиях ускоренного развития российской отрасли гражданского авиастроения повышает его исключительную экономическую значимость. Компания является получателем различных общеотраслевых мер государственной поддержки. Антикризисные меры (на фоне пандемии COVID-19 и после введения санкционных ограничений в 2022 году) включали разовые субсидии на поддержание операционной деятельности и выделение дополнительного финансирования на страховое урегулирование по самолетам, арендованным у иностранных лизингодателей. В рамках текущих отраслевых мер поддержки действуют субсидии и льготные ставки НДС на авиаперевозки по некоторым направлениям, а также демпферный механизм, позволяющий компенсировать часть расходов на авиатопливо. Помимо этого, Аэрофлот — единственная российская авиакомпания, получающая доходы от беспосадочных полетов иностранных авиакомпаний над Сибирью, однако с 2020 года поступления по ним значительно сократились. Юридические, экономические или иные барьеры для предоставления поддержки со стороны государства отсутствуют. Государство, как основной акционер, оказывает значительное влияние на принятие стратегических решений в Компании. По некоторым банковским кредитам были предоставлены государственные гарантии.
Высокая оценка бизнес-профиля при сильных рыночной позиции и географической диверсификации. В настоящий момент основным направлением деятельности Аэрофлота являются внутрироссийские пассажирские авиаперевозки, на долю которых приходится 57% от консолидированной выручки за 2023 год. Однако АКРА ожидает, что в ближайшие годы доля выручки от международных авиаперевозок вырастет и составит около 50% (до 2020 года доходы от международных авиаперевозок стабильно превышали 50% от выручки). Общая доля Компании на российском рынке авиаперевозок по пассажиропотоку составляет 38,5%, а в сегменте авиаперевозок на внутренних линиях — 45,5%, что подтверждает сильную рыночную позицию. Высокая оценка бизнес-профиля Аэрофлота отражает стабильно высокую занятость кресел, которая по итогам 2023 года составила 87,5% (83,6% за 2022 год), а также относительно молодой парк самолетов (средний возраст парка — 8,9 года), что приобретает особую важность в условиях ограничений на поставки новых воздушных судов иностранного производства и запчастей к ним. По состоянию на 31.12.2023 парк воздушных судов Компании состоял из 349 самолетов (346 на 31.12.2022). Около 83% парка воздушных судов приходится на узкофюзеляжные (региональные и среднемагистральные) самолеты. В Группу «Аэрофлот» входят три авиакомпании, работающие в разных рыночных сегментах (традиционный сетевой авиаперевозчик, лоукостер, региональный авиаперевозчик), что повышает конкурентоспособность и позволяет более эффективно реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Кроме того, в состав Группы «Аэрофлот» входят компании ООО «Аэрофлот-Техникс» и ООО «АФЛТ-Системс», которые обеспечивают ремонт и техническое обслуживание воздушных судов (в том числе самые трудоемкие C-check), а также разработку и поддержку специализированного программного обеспечения. Аэрофлот имеет развитую маршрутную сеть: авиакомпании Группы «Аэрофлот» осуществляют полеты по всем основным направлениям в России и в 18 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Высокая оценка корпоративного управления обусловлена наличием регламентированной и эффективной системы управления рисками, долгосрочной стратегии развития, эффективной управленческой структуры, а также очень высоким уровнем финансовой прозрачности. Компания ежеквартально публикует отчетность по МСФО в открытом доступе (аудитор — АО «Технологии Доверия — Аудит») и дополнительно раскрывает нефинансовую отчетность.
Очень высокие оценки размера бизнеса и рентабельности. Выручка Группы «Аэрофлот» по итогам 2023 года составила 612 млрд руб., что на 50% превышает показатель предыдущего года. Рост выручки в значительной степени объясняется увеличением пассажирооборота. Наибольший прирост отмечается в сегменте международных авиаперевозок (почти двукратный рост), обусловленный низкой базой 2022 года и переориентацией маршрутной сети на страны Азии и Ближнего Востока (после закрытия европейского направления). Совокупный пассажирооборот за 2023 год вырос до 123 млрд пассажиро-километров (пкм) против 98 млрд пкм годом ранее, а общее количество перевезенных пассажиров составило 47,3 млн. Такая динамика объясняется в том числе и ростом средней занятости кресел с 83,6% в 2022-м до 87,5% в 2023 году. Помимо этого, в 2023 году увеличился размер пассажирской выручки на один кресло-километр (RASK), который достиг 4,05 руб. (+27% к показателю за 2022 год). Такая динамика объясняется как увеличением доли более маржинальных международных перевозок, так и общим повышением доходных ставок на перевозки. Вместе с тем АКРА отмечает, что отношение RASK к CASK (операционные расходы на один кресло-километр) по итогам 2023 года вернулось к уровню 2019-го, тогда как в период с 2020 по 2022 год оно находилось на более низком уровне. Описанные выше факторы способствовали росту FFO до фиксированных платежей и налогов по итогам 2023 года на 140%, до 195 млрд руб., тогда как рентабельность по FFO до фиксированных платежей и налогов достигла 32%.
С учетом того, что средняя занятость кресел уже находится на очень высоком уровне, а возможности Компании по расширению парка воздушных судов из-за санкций и переноса сроков поставок новых авиалайнеров российского производства ограничены, АКРА не прогнозирует значительного роста объемов пассажирооборота в 2024–2026 годах. При этом Агентство допускает увеличение выручки до 750–850 млрд руб. к 2026 году в связи с ростом доли международных авиаперевозок и сохранением положительной динамики RASK. АКРА ожидает, что на горизонте 2024–2026 годов рентабельность по FFO до фиксированных платежей и налогов останется в пределах 32–34%.
Средняя оценка долговой нагрузки при среднем покрытии процентных платежей. Совокупные долговые обязательства Группы «Аэрофлот» на 31.03.2024 составляли 741 млрд руб. и были преимущественно представлены арендными обязательствами (663 млрд руб.), а также задолженностью по банковским кредитам (53 млрд руб.) и облигационным займам (25 млрд руб.). Большая часть арендных обязательств (около 60%) номинирована в долларах США, что оказывает негативное влияние на качественную оценку долговой нагрузки. Кроме того, при качественной оценке долговой нагрузки Агентство приняло во внимание тот факт, что в составе арендных обязательств учтены обязательства по договорам аренды воздушных судов и авиационных двигателей, по которым (в рамках санкционных ограничений) были получены уведомления от арендодателей о досрочном расторжении. Компания продолжает учитывать все обязательства в рамках данных договоров аренды в полном объеме, опираясь на нормы российского законодательства, запрещающие вывоз за пределы Российской Федерации воздушных судов в целях их возврата арендодателям из ряда стран. Отношение скорректированного на операционную аренду общего долга к FFO до фиксированных платежей на конец 2023 года составляло 4,3x (высокий уровень), однако в ближайшие три года АКРА допускает снижение данного показателя до 2–3x. Отношение FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам (включающим расходы на операционную аренду и процентные платежи) в прошлом году находилось на уровне 4,2х, что соответствует средней оценке обслуживания долга.
Сильная позиция по ликвидности и высокая оценка денежного потока. Свободный денежный поток (FCF) Компании по итогам 2023 года составил 39 млрд руб. (рентабельность по FCF — 6%). Доля капитальных затрат в выручке в прошлом году была равна примерно 16%, при этом АКРА ожидает, что в ближайшие три года данный показатель в среднем будет находиться на уровне 10% с учетом инвестиционных планов Компании. Агентство ожидает рост рентабельности по FCF до 8–9% в прогнозном периоде с учетом динамики операционного денежного потока и планируемых капитальных затрат, уровень которых в ближайшие годы ожидается заметно выше относительно уровней 2021–2022 годов. Прогнозная оценка денежного потока также учитывает возможные дивидендные выплаты в размере 50% от чистой прибыли Группы «Аэрофлот» по МСФО. Сильную позицию по ликвидности обеспечивают значительные остатки денежных средств на счетах (110 млрд руб. на 31.03.2024 с учетом банковских депозитов), а также доступные лимиты в рамках предоставленных кредитных линий (157 млрд руб.).
Ключевые допущения
-
сохранение постоянной господдержки на очень высоком уровне;
-
реализация программы капитальных вложений в соответствии с планами Компании и при наличии значительной поддержки отрасли российского гражданского авиастроения со стороны государства;
-
темпы прироста выручки на уровне 7–10% при сохранении рентабельности по FFO до фиксированных платежей и налогов на уровне 32–34%;
-
сохранение доли Компании на российском рынке пассажирских авиаперевозок на уровне, близком к текущему;
-
сохранение процента занятости пассажирских кресел на уровне выше 80%.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
повышение системной значимости Компании для государства и существенное расширение ее функционала;
-
снижение средневзвешенного отношения скорректированного общего долга к FFO до фиксированных платежей ниже 1,0x;
-
рост средневзвешенного отношения FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам выше 10,0x.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
потеря контроля со стороны государства либо существенное снижение объемов оказываемой поддержки;
-
снижение уровня системной значимости Аэрофлота для экономики России вследствие существенного сокращения доли на российском рынке пассажирских авиаперевозок.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): aa-.
Поддержка: государство — паритет с Российской Федерацией минус две ступени.
Корректировки: отсутствуют.
Рейтинги выпусков
Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг ПАО «Аэрофлот» был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен ПАО «Аэрофлот» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ПАО «Аэрофлот» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ПАО «Аэрофлот», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, ПАО «Аэрофлот» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало ПАО «Аэрофлот» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.