Кредитный рейтинг Новгородской области (далее — Новгородская область, Область, Регион) обусловлен умеренными показателями бюджетного профиля и развития региональной экономики, а также умеренно низкой долговой нагрузкой.
Новгородская область расположена в Северо-Западном федеральном округе, имеет границы с четырьмя регионами России. По оценкам Области, на 01.01.2024 на ее территории проживало 570,7 тыс. человек (порядка 0,4% населения страны), а ее валовой региональный продукт (ВРП) за 2023 год составил 403,7 млрд руб. По территории Области проходят основные железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Москву с Санкт-Петербургом.
Ключевые факторы оценки
Умеренные показатели бюджетного профиля. В 2023 году бюджет Региона был исполнен с дефицитом на уровне 3% налоговых и неналоговых доходов (ННД), что было обусловлено ростом расходов на 21% (наиболее значительно увеличились капитальные расходы — почти на 40%). Согласно актуальной версии закона о бюджете, по итогам текущего года Область ожидает дефицит в размере 23% ННД вследствие снижения доходной части бюджета на 11% относительно предыдущего года (поступления по налогу на прибыль, как ожидается, сократятся на 17%, по НДФЛ — на 5%) и сохранения расходной части примерно на уровне предыдущего года. Финансирование дефицита может потребовать расходования значительного объема накопленной ликвидности. Однако, учитывая параметры исполнения бюджета Региона за последние пять лет, а также динамику исполнения бюджета за пять месяцев текущего года, АКРА ожидает, что доходная часть бюджета снизится менее значительно благодаря более существенному, чем запланировано в законе о бюджете, увеличению поступлений по НДФЛ. Объем поступлений в бюджет Области по данному виду налога за пять месяцев текущего года на 34% превысил сумму, поступившую в бюджет за аналогичный период прошлого года. В результате дефицит бюджета может сложиться не столь существенным, как запланировано Областью, и для его финансирования потребуется меньший объем ликвидности.
Усредненная1 за 2021–2025 годы доля ННД Региона в общем объеме его доходов (без учета субвенций) может составить 74%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в указанный период будет находиться на уровне 10%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -1,6%. Баланс текущих операций при этом останется положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов, но для финансирования капитальных расходов потребуется привлечение заемных средств или расходование ликвидности. Усредненные капитальные расходы в 2021–2025 годах составят 21% совокупных расходов бюджета, в среднем наполовину они финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета. В период с 2020 по 2023 год доля капитальных расходов в совокупных расходах выросла примерно вдвое и по итогам прошлого года составила почти 25%. В 2024 году она, как ожидается, останется на том же уровне.
Качественная оценка бюджетного профиля остается умеренной, законом о бюджете Региона предусмотрены дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ в бюджеты отдельных муниципальных районов и округов. Сдерживающее влияние на качественную оценку оказывает консервативное планирование, а именно стабильная недооценка поступлений по налогу на прибыль. Случаи нарушения бюджетного законодательства неизвестны.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Умеренно низкая долговая нагрузка и минимальные риски рефинансирования долга. Соотношение долга Области и ее текущих доходов (по методологии АКРА) на конец 2023 года составило 36%, значение показателя по итогам текущего года может сохраниться примерно на том же уровне. Указанные значения соответствуют умеренно низкому уровню долговой нагрузки. Соотношение долга и ВРП Области по результатам текущего года ожидается на уровне около 4,5%.
Благодаря реструктуризации коммерческого долга весь долг Региона на 01.01.2023 был представлен только бюджетными кредитами. По итогам прошлого года структура долга не изменилась, а его объем увеличился на 10% на фоне привлечения специальных казначейских кредитов и кредитов на опережающее финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации. В текущем году Регион планирует снизить объем долга на 6%. По состоянию на 01.07.2024 задолженность Новгородской области уменьшилась на 5% относительно начала года. Расходы на обслуживание долга необременительны для регионального бюджета: соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом объема субвенций) в 2024 году составит менее 1%. На 01.01.2024 подлежащая погашению в 2024 году доля долга составляла 8%, а пик выплат приходился на 2025–2028 годы (по 17% текущего объема долга). В текущем году уже состоялось погашение части долга, таким образом по состоянию на 01.07.2024 Региону до конца года осталось погасить еще 3% совокупной задолженности.
Качественная оценка долга Региона определяется Агентством на среднем уровне. Последние два года долг Региона был представлен исключительно бюджетными кредитами с длинными сроками погашения, что свидетельствует о минимальных рисках рефинансирования. Коммерческий долг отсутствует, однако есть вероятность его привлечения в течение прогнозного периода (с 2025 по 2026 год). Баланс текущих операций Новгородской области преимущественно положительный. Это говорит о достаточности собственных средств для финансирования текущих расходов, а также об отсутствии потребности привлекать заемные средства на текущие цели. По итогам 2023 года средневзвешенный срок погашения долга превышал 3,5 года. Просроченная кредиторская задолженность областного бюджета на последнюю доступную дату (01.04.2024) отсутствовала. Сдерживающее влияние на оценку по-прежнему оказывает стабильно существенная долговая нагрузка муниципалитетов.
Умеренно высокий уровень ликвидности бюджета. Новгородская область располагает объемом ликвидности, который позволяет ей своевременно выполнять расходные обязательства, включая процентные платежи. Остатки на счетах по учету средств областного бюджета на 01.01.2024 покрывали почти 50% госдолга Области на аналогичную дату. В течение 2023 года остатки на счетах практически всегда значительно превышали среднемесячные расходы Региона. По состоянию на 01.06.2024 объем ликвидности на счетах Региона увеличился на 20% и покрывал 65% долга на ту же дату. Коэффициент ликвидности (по методологии АКРА) в 2023 году составил 510%, в текущем году его значение ожидается на уровне 117%.
Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует умеренному уровню. По данным Региона, закупки кредитных линий за последние 24 месяца не проводились. Договор с Управлением Федерального казначейства по Новгородской области о предоставлении ей бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета на 2024 год не заключался. Просроченные долговые обязательства на 01.01.2024 и 01.07.2024 отсутствовали. Риски рефинансирования в связи со структурой долга, представленной только бюджетными кредитами, минимальны.
Существенная концентрация экономики на химической промышленности. Крупнейшее предприятие Новгородской области — ПАО «Акрон» (производство удобрений), на долю которого приходится значительный объем отгруженной продукции обрабатывающих производств, расположенных на территории Области. По итогам 2023 года на химическую промышленность приходилось 42% объема отгруженной продукции обрабатывающей отрасли, а доля налоговых поступлений в бюджет Региона от предприятий указанного сегмента за прошлый год составила 33%. Другие крупные отрасли экономики Области — транспорт и торговля, а также пищевая промышленность, обработка древесины, производство бумаги и бумажных изделий. Усредненный за 2019–2022 годы ВРП Региона на душу населения составил 70% от среднестранового показателя. По оценке Региона, по итогам 2023 года ВРП в номинальном выражении мог увеличиться на 6%, а в реальном — на 2,6%. Средняя заработная плата в Области в 2023 году превысила региональный прожиточный минимум в 3,3 раза. Уровень безработицы в Регионе составил 2,9%.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета в 2024 году в пределах параметров, предусмотренных законом о бюджете, за исключением поступлений по НДФЛ;
-
сохранение существенного уровня ликвидности бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
увеличение уровня ликвидности при отсутствии роста краткосрочной части долга;
-
достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30%;
-
рост социально-экономических показателей Региона.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
увеличение текущих расходов бюджета Области, не сопровождающееся ростом текущих доходов;
-
рост долговой нагрузки до уровня выше 55% текущих доходов.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Новгородской области был опубликован АКРА 27.07.2018. Кредитный рейтинг Новгородской области был пересмотрен и раскрыт ранее дат, обозначенных в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов, в связи с оперативным выполнением процедур по пересмотру и согласованию раскрываемой информации с рейтингуемым лицом. Планируемая дата пересмотра — 09.07.2024, новая дата пересмотра — 08.07.2024. Планируемая дата раскрытия — 12.07.2024, новая дата раскрытия — 11.07.2024.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Новгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Новгородской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Новгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Новгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.