Кредитный рейтинг Тюменской области (далее — Тюменская область, Область, Регион) обусловлен высокой долей собственных доходов бюджета, низким уровнем долговой нагрузки при минимальных рисках рефинансирования обязательств, а также умеренно высокой оценкой социально-экономического развития Региона.

Тюменская область находится в Уральском федеральном округе. В состав Области входят Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (ХМАО-Югра) и Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), которые являются одновременно равноправными субъектами Российской Федерации. В Регионе проживает 1,6 млн человек (без учета населения автономных округов), что составляет примерно 1,1% населения страны. В рамках предварительного прогноза социально-экономического развития Тюменской области на 2025–2027 годы оценка объема валового регионального продукта (ВРП) за 2023 год составляет 1 829,9 млрд руб., что на 6% больше показателя предыдущего года. В 2024 году Регион ожидает увеличение ВРП на 8% в номинальном выражении и на 3% в реальном по сравнению с оценкой ВРП за 2023 год.

Ключевые факторы оценки

Бюджетный профиль с высокой долей собственных доходов и сохраняющейся потребностью в использовании дополнительных средств (заимствования и имеющаяся ликвидность). В актуальной версии закона о бюджете Области в 2024 году запланировано снижение доходной части на 23%, главным образом на фоне сокращения на 22% налоговых и неналоговых доходов (ННД). Расходная часть бюджета при этом вырастет примерно на 8%, текущие расходы увеличатся на 10%, а капитальные снизятся на 7%. Дефицит по итогам года может составить 32% ННД, при этом, согласно планам Области, примерно наполовину он будет профинансирован за счет заемных средств.

Согласно исполнению бюджета за первые пять месяцев текущего года, поступления по налогу на прибыль снизились на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В соответствии с действующей редакцией закона об областном бюджете в 2024 году предусмотрено их снижение на 28% в сравнении с уровнем 2023 года. Поступления по НДФЛ, в свою очередь, за тот же период увеличились на 35%, тогда как законом о бюджете по итогам года предусмотрен их рост на 5%. При этом расходная часть бюджета за первые пять месяцев текущего года увеличилась уже на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С учетом анализа текущего исполнения бюджета, а также исполнения бюджета Региона за последние пять лет АКРА ожидает, что его доходная и расходная части по итогам текущего года могут увеличиться в сравнении с планом. В результате размер дефицита сложится несколько выше запланированных Регионом параметров, что потребует расходования большего объема имеющейся ликвидности по итогам года с уменьшением суммы заимствований.

При этом, согласно расчетам АКРА, усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Региона в 2021–2025 годах может составить 3,6%. Баланс текущих операций в 2024 году сложится отрицательным и существенным в абсолютном выражении, что свидетельствует о нехватке текущих доходов для финансирования всего объема текущих расходов. Это потребует привлечения заемных средств или расходования накопленной ранее ликвидности.

Доля капитальных расходов в совокупных расходах Области (за вычетом объема субвенций) оценивается на высоком уровне — ее усредненное значение за 2021–2025 годы может составить 16,2%. Ежегодно капитальные расходы более чем на 90% финансируются за счет собственных средств Региона, что, по мнению Агентства, может служить дополнительным резервом при сокращении расходов бюджета. Усредненная за указанный период доля ННД в доходах Области (без учета субвенций) составит 96,8%. Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов ожидается на уровне -11,9%. АКРА использует положительную корректировку по этому показателю, учитывая ожидаемую низкую долговую нагрузку Области по итогам текущего года, а также стабильно высокий объем остатков средств на счетах Региона.

Качественная оценка бюджетного профиля Тюменской области определяется как высокая. Случаи нарушения бюджетного законодательства неизвестны, объем выпадающих налоговых доходов в связи с применением налоговых льгот несущественен для бюджета Региона; в законе о бюджете предусмотрены дополнительные отчисления по НДФЛ в бюджеты муниципалитетов. Для бюджетного процесса характерны умеренная точность планирования и преобладание консервативных ожиданий. Отклонения фактических поступлений от прогнозных показателей, предусмотренных в первой версии бюджета, наблюдаются в основном по безвозмездным поступлениям и поступлениям по налогу на прибыль в связи с волатильностью внешней конъюнктуры. Подобные отклонения происходят по независящим от Региона причинам.


Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Низкий уровень долговой нагрузки при минимальных рисках рефинансирования обязательств. По итогам 2023 года объем долга Региона увеличился на 33%, что, тем не менее, по-прежнему соответствует низкому уровню (менее 3% текущих доходов). Согласно актуальной версии закона о бюджете, в 2024 году Регион планирует значительно нарастить объем долга, в основном за счет привлечения коммерческих кредитов. Соотношение долга и текущих доходов Региона ожидается на уровне около 18%, что все еще позволяет оценивать долговую нагрузку Региона как низкую. С 2010 года долг Области представлен только бюджетными кредитами и гарантиями, на начало 2024 года их доли составляли 87 и 13% соответственно.

График погашения долга является плавным: по состоянию на 01.01.2024 Тюменской области в текущем году предстояло погасить 11% долга. За первые пять месяцев 2024 года государственный долг Области увеличился на 7% на фоне привлечения одного транша инфраструктурного бюджетного кредита для финансового обеспечения инфраструктурных проектов, а также ввиду роста обязательств по государственным гарантиям Области. При этом график погашения в процентах от общей суммы задолженности не изменился, до конца года Региону все еще предстоит погасить 11% долга.

Запланированное на 2024 год привлечение коммерческого кредита приведет к изменению структуры долга, что несколько увеличивает риски рефинансирования. Однако по причине невысокой величины долга и значительного объема остатков на счетах Области риски остаются минимальными.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2021–2025 годы уровень процентных расходов составит около 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций). Соотношение долга и ВРП Области сложится на уровне 2,5%.

Качественная оценка долговой нагрузки Тюменской области определяется Агентством на наивысшем уровне в связи с длительным средневзвешенным сроком погашения долга, значительно превышающим 3,5 года, несущественной долговой нагрузкой муниципалитетов и сбалансированной долговой политикой Региона, основанной на использовании долгосрочных долговых инструментов. Баланс текущих операций преимущественно положительный, за исключением планируемого значения в текущем году. Финансовый долг предприятий госсектора незначителен и по состоянию на 01.01.2024 составлял 4% ННД.

Высокий запас ликвидности бюджетаПо результатам прошлого года объем остатков на счетах Области вырос более чем на 70% за счет увеличения поступлений по налогу на прибыль и, как следствие, бюджетного профицита. По состоянию на 01.01.2024 объем имеющейся ликвидности почти в восемь раз превышал совокупный долг Региона на ту же дату. За первые пять месяцев текущего года объем средств, имеющихся на счетах бюджета, увеличился еще на 20% и по состоянию на 01.06.2024 в девять раз превышал долг Региона на аналогичную дату.

Коэффициент ликвидности бюджета Области (по методологии АКРА) составит порядка 75% по итогам 2024 года. Однако АКРА использует положительную корректировку по этому показателю по причине того, что Область регулярно размещает накопленную ликвидность на депозитах.

Качественная оценка ликвидности бюджета Области соответствует высокому уровню. По данным Региона, просроченная кредиторская задолженность его бюджета на 01.01.2024 отсутствовала, за первые пять месяцев текущего года закупки кредитных линий не проводились. Соглашение с Управлением федерального казначейства по Тюменской области о предоставлении ей бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в 2024 году не заключено в связи с отсутствием необходимости в привлечении краткосрочных кредитов для финансирования кассовых разрывов. Риски рефинансирования долговых обязательств минимальны.

Умеренно высокая оценка социально-экономических показателей Региона. Экономика Тюменской области в течение последних пяти лет характеризовалась высоким уровнем ВРП на душу населения: в 2018–2021 годах усредненное значение данного показателя в 1,2 раза превышало усредненное среднестрановое значение. Соотношение этих показателей, усредненных за 2019–2022 годы, снизилось с высокого до умеренно высокого уровня и, согласно прогнозам Региона и расчетам АКРА, сохранится на этом уровне в прогнозном периоде.

Отношение усредненной за 2020–2023 годы заработной платы к усредненному за аналогичный период региональному прожиточному минимуму превышает 3,5. Усредненный за 2020–2023 годы уровень безработицы (по методологии МОТ) составил 3,6%.

Экономика Региона основана на добыче и переработке углеводородов, обеспечивающих большую часть налоговых поступлений. По расчетам АКРА, отрасль производства нефтепродуктов обеспечила наибольшую усредненную за 2020–2023 годы долю налоговых поступлений — 29%. Кроме того, значимая доля налоговых поступлений приходится на организации госсектора, научно-техническую деятельность, строительство, оптовую торговлю, а также на сухопутный и трубопроводный транспорт.

Между органами государственной власти Тюменской области и автономных округов заключен договор, который регламентирует реализацию областных программ социальной, инфраструктурной и инвестиционной направленности, результатами которых может пользоваться население Области (включая жителей ХМАО-Югры и ЯНАО). Договор действует до 31.12.2035 и предполагает возможность продления. В соответствии с договором на финансирование вышеупомянутых программ в бюджет Тюменской области направляется 29,5% поступлений по налогу на прибыль, собираемых на территории ХМАО-Югры и ЯНАО.

Ключевые допущения

  • исполнение доходной части бюджета Области в соответствии с параметрами, утвержденными актуальной версией закона о бюджете, за исключением поступлений по НДФЛ, а расходной — в большем объеме, нежели запланировано;

  • финансирование ожидаемого дефицита за счет привлечения коммерческих заимствований;

  • рост долговой нагрузки в 2024 году до 19% текущих доходов;

  • сохранение действия договора между органами власти Тюменской области и автономных округов и удержание текущей пропорции распределения поступлений по налогу на прибыль, собираемых на территории ХМАО-Югры и ЯНАО.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивое снижение операционной эффективности бюджета;

  • сокращение ликвидности;

  • рост долговой нагрузки выше 30% текущих доходов с одновременным повышением рисков рефинансирования;

  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Тюменской области был опубликован АКРА 21.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тюменской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Тюменской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Тюменской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Тюменской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.