Кредитный рейтинг городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее — Уфа, Город) обусловлен низкой долговой нагрузкой при умеренных рисках рефинансирования обязательств, существенным объемом капитальных расходов и стабильными показателями развития городской экономики. Рейтинг сдерживается существенной зависимостью Города от трансфертов из бюджета Республики Башкортостан и умеренными показателями операционной эффективности бюджета при его потребности в использовании накопленной ликвидности по итогам текущего года.
Уфа — административный центр Республики Башкортостан, расположенной в Приволжском федеральном округе (далее — ПФО). Город входит в первую десятку наиболее крупных по численности населения городов России (свыше 1,1 млн человек по итогам 2023 года). Уфа — крупный транспортный узел ПФО и один из крупнейших промышленных центров страны, чья экономика ориентирована на нефтеперерабатывающую промышленность. По оценке АКРА, доля Города в объеме валового регионального продукта (далее — ВРП) Республики Башкортостан ежегодно может превышать 50%.
Ключевые факторы оценки
Умеренные показатели операционной эффективности бюджета и потребности в использовании дополнительных средств. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы оценивается на уровне 1%. По итогам текущего года показатель ожидается положительным — порядка 1%, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих расходов. Тем не менее объем баланса текущих операций, формируемый Городом ежегодно, не позволяет финансировать значимую долю капитальных расходов за счет этих средств.
Доля капитальных расходов в совокупных расходах Города (за вычетом объема субвенций) оценивается АКРА как высокая. Усредненное за 2021–2025 годы значение этого показателя превышает 24%. Однако Агентство отмечает, что ежегодно капитальные расходы практически полностью финансируются за счет вышестоящего бюджета, что указывает на недостаточную гибкость бюджетных расходов Города.
Доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах бюджета (без учета субвенций) оценивается как умеренная — ее усредненное значение за 2021–2025 годы незначительно превышает 60%, что по большей части объясняется низким объемом безвозмездных поступлений, утвержденным на 2025 год. АКРА применяет к указанному показателю понижающую корректировку на пограничное значение, поскольку ежегодно с 2019 года доля ННД в совокупных доходах (без учета субвенций) не превышала 60%, что также указывает на высокую зависимость Города от вышестоящего бюджета.
Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита (далее — МБД) и текущих доходов сформируется незначительно ниже 0%, при этом в 2024 году объем МБД может составить порядка 2% текущих доходов, что указывает на умеренную потребность бюджета в использовании дополнительного финансирования на капитальные цели. Агентство отмечает, что эта потребность полностью покрывается остатками на счетах Города. Кроме того, учитывая низкую долговую нагрузку Города, АКРА корректирует оценку соотношения усредненных МБД и текущих доходов вверх.
Бюджетный профиль Города признается умеренно сильным. Бюджетное прогнозирование затруднено, поскольку значительную часть доходов формируют трансферты из вышестоящего бюджета. Случаи нарушения бюджетного законодательства отсутствуют. Объем выпадающих налоговых доходов, связанных с применением налоговых льгот, по мнению Агентства, не является существенным для бюджета.
По итогам 2023 года доходная часть бюджета Уфы увеличилась на 2% к уровню предыдущего года, а ННД выросли на 10%. Основу их прироста обеспечили увеличившиеся поступления по НДФЛ (+12%) и по налогам на совокупный доход (+17%). Безвозмездные поступления за 2023 год снизились незначительно (-2%) к показателю годом ранее, в основном на фоне сокращения капитальных трансфертов на 22%, тогда как текущие трансферты увеличились на 12%. Расходы городского бюджета за прошлый год практически не изменились, прирост составил около 1%. При этом капитальные расходы сократились на 18% в годовом сопоставлении, а текущие увеличились на 9%. Уфа закончила минувший год с профицитом в 3% ННД, что позволило увеличить объем остатков на счетах, а также частично погасить долговые обязательства Города.
Согласно утвержденным на 01.07.2024 бюджетным назначениям, в текущем году доходы городского бюджета увеличатся на 3% к показателю по итогам 2023 года. Объем ННД при этом вырастет на 6%, во многом благодаря ожидаемому приросту поступлений по НДФЛ и по налогам на совокупный доход (+12% по каждому из них), а также по налогам на имущество (+31%). Ожидается, что объем безвозмездных поступлений сохранится примерно на уровне 2023 года, при этом объем капитальных трансфертов продолжит сокращаться в годовом сопоставлении. Рост расходной части бюджета по итогам 2024 года превысит 8%, во многом в связи с увеличением объема текущих трансфертов на 12%. Ожидаемый по итогам текущего года дефицит бюджета составит 9% ННД.
Исходя из данных о полугодовом исполнении бюджета Уфы и об изменении в пропорции распределения некоторых налоговых доходов АКРА полагает, что прирост поступлений по НДФЛ и налогам на совокупный доход может оказаться более существенным, чем ожидается в соответствии с актуальными утвержденными бюджетными назначениями. В таком случае при сохранении прочих параметров бюджета неизменными дефицит по итогам текущего года может сложиться меньше ожидаемого, что позволит Городу использовать меньший объем накопленной ликвидности.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Низкая долговая нагрузка при умеренных рисках рефинансирования обязательств. В течение наблюдаемого периода (с 2020 года) долговая нагрузка на бюджет Города последовательно снижалась. По состоянию на 01.01.2024 долг Уфы составлял 9,5 млрд руб. Долговой портфель при этом на 79% был представлен бюджетными кредитами из бюджета Республики Башкортостан, а оставшуюся часть формировали банковские заимствования. Годом ранее долг составлял 9,7 млрд руб., его снижение произошло благодаря погашению части банковского долга. График погашения долга на начало текущего года предполагал погашение всего объема коммерческого долга в 2024 году, что составляло 21% совокупного долга Города. В 2025–2026 годах погашению подлежало 4 и 12% долга соответственно.
По состоянию на 01.07.2024 долг Уфы изменился незначительно по сравнению с показателем на начало года. Город погасил 100,0 млн руб. банковских кредитов, а еще 340,0 млн руб. было рефинансировано банковскими кредитами со сроками погашения в 2025 году. В текущем году, в соответствии с обновленным графиком погашения, Городу предстоит погасить 16% долга, в следующем — 8%.
Соотношение долга и текущих доходов Уфы по итогам 2023 года составило 27%. АКРА полагает, что указанный показатель по итогам 2024 года может составить 24%, что соответствует низкому уровню долговой нагрузки. Процентные расходы необременительны для бюджета: соотношение усредненных за 2021–2025 годы процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом объема субвенций) оценивается на уровне менее 1%. Соотношение долга Города и валового городского продукта не рассчитывается в силу отсутствия последнего. По оценкам АКРА, это соотношение могло бы быть значительно ниже 20%.
Долговой профиль Уфы признается сильным. Средневзвешенный срок погашения долга превышает четыре года. Доля банковских кредитов, погашаемых в текущем году, в долговом портфеле Города на начало 2024 года превышала 20% совокупного объема долга. Операционная эффективность бюджета постоянно положительная, что указывает на отсутствие необходимости в финансировании текущих расходов за счет привлечения долга или использования накопленной ликвидности. Фактов просрочки платежей по долговым обязательствам не выявлено. Согласно данным Города, долг предприятий государственного сектора на начало текущего года составлял 3,3 млрд руб., объем их просроченной кредиторской задолженности был незначителен. У Уфы имеется лизинговый контракт, предполагающий ежегодные выплаты из городского бюджета в размере не более чем 32,3 млн руб. в ближайшие три года. С 2022 года также действуют три концессионных соглашения.
Накопленная ликвидность позволит профинансировать дефициты будущих периодов. По итогам 2023 года объем остатков средств на счетах Города увеличился на 17% относительно аналогичного показателя за 2022 год. С начала прошлого года остатки на счетах в среднем покрывали около 85% ежемесячных расходов городского бюджета. АКРА ожидает, что порядка четверти объема накопленных средств может быть использовано в текущем году для финансирования ожидаемого дефицита. Оставшихся средств будет достаточно для покрытия ожидаемых дефицитов будущих периодов.
Коэффициент ликвидности городского бюджета на конец 2024 года составит 95%.
Профиль ликвидности городского бюджета признается сильным. Город не привлекал краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства за последние два года. Несостоявшиеся закупки кредитных ресурсов по независящим от Города причинам за указанный период отсутствовали. По состоянию на начало текущего года у Уфы не было невыбранных возобновляемых кредитных линий со сроком погашения более года. Риски рефинансирования долговых обязательств Города оцениваются как умеренные ввиду наличия на начало года существенных объемов ставшего краткосрочным банковского долга. По данным Города, просроченная кредиторская задолженность бюджета на 01.01.2024 отсутствовала.
Сравнительно высокие показатели развития экономики. Уфа — один из крупнейших промышленных центров ПФО, экономика Города ориентирована в основном на обрабатывающую промышленность. В отдельные годы доля обрабатывающей промышленности формировала более 57% отгруженной продукции Города, а за 2023 год этот показатель превысил 48%. Среди отраслей обрабатывающей промышленности наибольшую долю в совокупном объеме отгрузки формируют «Производство кокса и нефтепродуктов» и «Производство прочих транспортных средств и оборудования». Существенная доля отгруженной продукции приходится на отрасль «Добыча полезных ископаемых», за 2023 год она составила 21%, что отчасти связано с регистрацией в Городе вертикально интегрированной нефтяной компании ПАО АНК «Башнефть». Крупнейшими промышленными предприятиями Города также являются ее филиалы, ориентированные на переработку нефти («Башнефть-Новойл», «Башнефть-Уфанефтехим», «Башнефть-УНПЗ»), а также такие предприятия, как ПАО «ОДК-УМПО» (производство турбореактивных и турбовинтовых двигателей), ООО «БГК» (производство электроэнергии тепловыми электростанциями) ПАО «Уфаоргсинтез» (производство пластмасс и синтетических смол).
Оценочная доля ВРП Республики Башкортостан, формируемая на территории Уфы, могла превышать 50% в период с 2019 по 2023 год. Соотношение усредненных за 2020–2023 годы номинальной начисленной заработной платы в целом по Городу и прожиточного минимума, рассчитанного для Республики Башкортостан, значительно превышало 3,5. Уровень официально зарегистрированной безработицы по Городу по итогам 2023 года составил 0,5%. Усредненный оценочный уровень безработицы (по методологии МОТ) за указанный выше период мог составить порядка 3%.
Ключевые допущения
-
оценочная доля ВРП Республики Башкортостан, формируемая на территории Города, на уровне, превышающем 50%;
-
более существенный прирост поступлений по НДФЛ и налогам на совокупный доход по итогам текущего года, чем ожидается согласно актуальным утвержденным бюджетным назначениям;
-
использование накопленной ликвидности для финансирования прогнозного дефицита бюджета;
-
сохранение значительной зависимости бюджета Города от перечислений из вышестоящего бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
устойчивый рост доли ННД в доходах Города (без учета субвенций);
-
снижение потребности бюджета в использовании накопленных средств для финансирования капитальных расходов;
-
увеличение объема остатков на счетах бюджета по итогам текущего года.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
устойчивое снижение показателя операционной эффективности бюджета;
-
увеличение долговой нагрузки на бюджет выше 30% текущих доходов наряду с сохранением доли краткосрочного долга выше 20% совокупного объема долга.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг городскому округу город Уфа Республики Башкортостан был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг городскому округу город Уфа Республики Башкортостан был присвоен АКРА впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу городского округа город Уфа Республики Башкортостан ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.