Кредитный рейтинг ПАО «Россети Северо-Запад» (далее — «Россети Северо-Запад», Компания) обусловлен сильной рыночной позицией Компании в регионах присутствия, где она является крупнейшим игроком, адекватной рентабельностью бизнеса, а также средним уровнем долговой нагрузки и сильной позицией по ликвидности. Сдерживающими факторами являются рентабельность по свободному денежному потоку (FСF), на который оказывает давление значительный объем капитальных затрат в рамках осуществляемой инвестиционной программы, а также невысокий уровень социально-экономического развития обслуживаемых регионов, что определяет повышенные регуляторные риски для Компании. АКРА оценивает вероятность предоставления Компании экстраординарной помощи со стороны ПАО «Россети» (AAA(RU), прогноз «Стабильный») как высокую.
«Россети Северо-Запад» — межрегиональная электросетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии и присоединению к электросетям на северо-западе России.
Ключевые факторы оценки
Высокая вероятность оказания экстраординарной поддержки со стороны ПАО «Россети». «Россети Северо-Запад» — субъект естественной монополии, обеспечивающий передачу электроэнергии в Архангельской, Вологодской, Мурманской, Новгородской и Псковской областях, а также в республиках Карелия и Коми. Компания, являясь частью структуры ПАО «Россети», интегрирована в систему единого казначейства и механизма внутригруппового финансирования дочерних компаний (в виде займов и выкупа облигаций). Компания стабильно демонстрирует хорошие финансовые показатели деятельности, поэтому дополнительная финансовая помощь со стороны акционера ей, как правило, не требуется. Однако случаи поддержки других дочерних и зависимых обществ со стороны ПАО «Россети» свидетельствуют о высокой вероятности оказания Компании помощи при возникновении такой необходимости.
Инфраструктурная монополия с регуляторными рисками. «Россети Северо-Запад» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии в границах присоединенных сетей на территории обслуживания (доля рынка около 72%). Уровень экономического развития регионов и доходы основных потребителей позволяют устанавливать тариф в размере, обеспечивающем достаточную доходность бизнеса Компании. При этом существует риск влияния социально-политических факторов на тарифные решения, что в совокупности с невысоким уровнем социально-экономического развития ряда обслуживаемых регионов приводит к повышенным регуляторным рискам для Компании. Эффективная работа Компании с задолженностью обуславливает хорошую платежную дисциплину. Собираемость платежей составляет около 100%. Рентабельность по FFO до чистых процентных платежей и налогов в 2023-м составила 15%; в 2024–2026 годах, по расчетам АКРА, данный показатель будет находиться примерно на этом же уровне c учетом ожидаемого размера повышения тарифов.
Развитая система корпоративного управления. АКРА оценивает уровень корпоративного управления Компании как адекватный и соответствующий стандартам отрасли. Функционирующая в Компании система риск-менеджмента минимизирует все основные виды риска, а контроль со стороны ПАО «Россети» предусматривает утверждение основных внутренних нормативных документов (кредитной политики, регламента размещения денежных средств и прочих документов, унифицированных в рамках группы), а также мониторинг их соблюдения на уровне органов управления Компании. Финансовая прозрачность находится на высоком уровне.
Прогнозируемое снижение FCF. В 2023 году показатель FCF Компании составил 3,7 млрд руб. (против 0,8 млрд руб. годом ранее), что связано с поступлением значительных объемов авансовых платежей за услуги по технологическому присоединению к сети. Агентство считает, что в 2024–2026 годах указанный показатель будет находиться в отрицательной зоне в основном в связи с ожидаемым увеличением капитальных затрат, которые планируется финансировать в значительной мере за счет собственных средств Компании.
Средние долговая нагрузка и обслуживание долга. По состоянию на 30.06.2024 долговой портфель Компании составлял 11,7 млрд руб. Все обязательства представляют собой рублевые банковские кредиты с фиксированными и плавающими процентными ставками, привязанными к ключевой ставке Банка России. Качественная оценка долговой нагрузки Компании, по мнению АКРА, находится не на максимальном уровне, поскольку у Компании отсутствует публичный долг, имеется пик погашения долговых обязательств в 2024 году, а также около 30% задолженности приходится на одного кредитора. По состоянию на конец 2023 года отношение общего долга к FFO до чистых процентных платежей находилось на уровне 2,0х (2,5х в 2022 году). По оценкам АКРА, в 2024–2026 годах долговая нагрузка Компании сохранится примерно на этом же уровне.
Обслуживание долга (отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам) по результатам 2023 года повысилось до 4,1х (3,5х по результатам 2022 года), что обусловлено снижением долговой нагрузки. Как полагает АКРА, в 2024–2026 годах ожидается снижение данного показателя в связи с ростом процентных ставок по портфелю.
Сильная позиция по ликвидности обусловлена наличием денежных средств на счетах и депозитах Компании, а также значительным объемом доступных кредитных линий.
Ключевые допущения
-
реализация Компанией программы капитальных вложений в соответствии с заявленными сроками и объемами;
-
дивидендные выплаты в соответствии с прогнозной моделью Компании.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение регуляторных рисков за счет внедрения долгосрочных и прозрачных принципов тарифного регулирования;
-
снижение взвешенной долговой нагрузки ниже 2,0х к FFO до чистых процентных платежей при одновременном росте рентабельности по FСF до положительных значений и взвешенного показателя обслуживания долга выше 5,0х.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
потеря контроля со стороны ПАО «Россети» или снижение степени связи Компании с ПАО «Россети»;
-
рост общего долга выше 4,0х к FFO до чистых процентных платежей;
-
нахождение показателя обслуживания долга на уровне ниже 5,0х;
-
падение рентабельности по FFO до чистых процентных платежей и налогов ниже 8%;
-
существенное ухудшение доступа к внешним источникам ликвидности.
Компоненты рейтинга
ОСК: а+.
Поддержка: группа.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг ПАО «Россети Северо-Запад» был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг ПАО «Россети Северо-Запад» был опубликован АКРА 08.08.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ПАО «Россети Северо-Запад» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ПАО «Россети Северо-Запад», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, ПАО «Россети Северо-Запад» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА оказывало ПАО «Россети Северо-Запад» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.