Кредитный рейтинг Республики Татарстан (далее — Республика Татарстан, Республика, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки при несущественных рисках рефинансирования обязательств, а также сильным бюджетным профилем с высоким уровнем операционной эффективности и гибкости расходов бюджета. Дополнительную поддержку рейтингу оказывают высокие показатели развития региональной экономики.
Республика Татарстан расположена в Приволжском федеральном округе. В Регионе проживает 4 млн человек (порядка 3% населения страны). По оценкам Республики, в 2023 году объем ее валового регионального продукта (ВРП) составил 4 320 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Сильный бюджетный профиль при высоких показателях операционной эффективности. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы составит 34%. По итогам 2024 года баланс текущих операций может оказаться на уровне примерно 30% текущих доходов Региона, что говорит о его возможностях профинансировать за счет текущих доходов не только весь объем текущих расходов, но и существенную долю капитальных.
Усредненное значение доли капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом субвенций) за 2021–2025 годы составит 44%. Капитальные расходы по большей части финансируются Республикой Татарстан за свой счет. Усредненная за аналогичный период доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 85%.
Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -3%. Это указывает на то, что Республика финансирует капитальные расходы в основном за счет доходов бюджета, однако для обеспечения всего запланированного объема капитальных расходов ей потребуется использовать накопленную ликвидность.
Республика исполнила 2023 год с дефицитом в 6% ННД, который был полностью профинансирован бюджетными кредитами из вышестоящего бюджета.
Согласно утвержденным на 01.07.2024 бюджетным назначениям, в 2024 году ожидается снижение ННД на 13% в годовом сопоставлении при сокращении объема безвозмездных поступлений на 6%, в результате чего доходная часть бюджета Региона снизится на 12%. Ключевым фактором уменьшения ННД будет прогнозируемое снижение поступлений по налогу на прибыль примерно на треть к показателю 2023 года. Ожидается, что расходная часть бюджета уменьшится на 12%, в том числе на 34% планируется сократить капитальные расходы. При таких параметрах бюджета дефицит по итогам 2024 года составит 5% ННД, а его финансирование Регион намерен осуществить полностью за счет остатков на счетах.
За шесть месяцев текущего года доходы бюджета Республики Татарстан показали рост на 16% к показателю за аналогичный период 2023-го. При этом ННД Региона выросли на 14% в годовом сопоставлении, чему во многом способствовало существенное увеличение поступлений по НДФЛ и по налогам на совокупный доход (на 41 и 50% соответственно), а также почти четырехкратный рост доходов от размещения временно свободных средств бюджета. Поступления по налогу на прибыль, напротив, сократились на 5%. За первую половину 2024 года безвозмездные поступления прибавили 25% к показателю за тот же период 2023-го, расходная часть бюджета незначительно снизилась, а промежуточный профицит бюджета за период с января по июнь оказался более чем вдвое выше результата за первую половину прошлого года.
Бюджетный профиль Региона оценивается как сильный. Случаи нарушения бюджетного законодательства неизвестны, объем выпадающих налоговых доходов в связи с применением налоговых льгот несущественен для бюджета Региона. Для Республики характерно консервативное бюджетное планирование, а фактический дефицит нередко оказывается существенно меньше плановых показателей, что зачастую связано с волатильностью поступлений по налогу на прибыль.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Умеренно низкая долговая нагрузка и некоммерческий характер долга. По итогам 2023 года объем долга Республики Татарстан вырос на 21% в годовом сопоставлении и составил 125,7 млрд руб. Большую часть долгового портфеля (92%) формировали бюджетные кредиты, оставшаяся часть приходилась на госгарантии: выданную в конце 2023 года гарантию АО «ТатДорТрансИнвест» (учредитель — Республика Татарстан) для покрытия средств, полученных от АО «ДОМ.РФ» (рейтинг АКРА — АAА(RU), прогноз «Стабильный») на строительство автомобильных дорог в Регионе, и гарантию, предоставленную в 2005 году ПАО «КАМАЗ» (рейтинг АКРА — AA(RU), прогноз «Стабильный») по обязательствам перед федеральным бюджетом. По состоянию на 01.01.2024 график погашения долга Региона был плавным, а риски рефинансирования обязательств в краткосрочной перспективе — несущественными в связи с некоммерческим характером долга. С 2024 по 2025 год погашению подлежало в совокупности порядка 14% долга, из которых большую часть (16,1 млрд руб.) предстояло погасить в 2024 году.
На 01.07.2024 долг Республики составил 109,9 млрд руб., что на 13% меньше показателя на начало года. За истекший период 2024-го посредством межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Регион погасил 15,0 млрд руб. бюджетных кредитов, которые были выданы для опережающего финансирования расходов бюджета. Кроме того, примерно на 0,9 млрд руб. уменьшился объем гарантии, предоставленной ПАО «КАМАЗ». Как следует из обновленного графика погашения долга, в ближайшие два года Республике предстоит погасить в совокупности 3% долговых обязательств.
На конец 2024 года соотношение долга и текущих доходов Региона будет немногим менее 30%. Агентство применяет к показателю повышающую корректировку на пограничное значение, поскольку актуальная версия закона о бюджете Республики предполагает снижение текущих доходов в 2025 году по сравнению с ожидаемым в 2024 году уровнем, что приведет к росту долговой нагрузки выше 30%.
Процентные расходы необременительны для Региона: усредненные за 2021–2025 годы процентные расходы составят значительно меньше 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций); соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП — менее 3%.
Долговой профиль оценивается как очень сильный: средневзвешенный срок погашения долга существенно превышает три с половиной года, а долговой портфель полностью сформирован некоммерческими инструментами. Операционная эффективность бюджета стабильно положительная, что указывает на отсутствие необходимости в финансировании текущих расходов за счет привлечения долга или использования накопленной ликвидности. Фактов просрочки платежей по долговым обязательствам не выявлено. Согласно данным Республики, долг предприятий госсектора на 01.04.2024 составил 61,7 млрд руб., а объем их просроченной кредиторской задолженности — 13,3 млрд руб. Долговая нагрузка муниципалитетов низкая. По результатам 2023 года соотношение долга муниципалитетов и их ННД составило 34%, при этом весь долг приходился на Казань.
Накопленной ликвидности достаточно для финансирования бюджетного дефицита, ожидаемого по итогам года. На 01.07.2024 остатки на счетах Республики увеличились более чем в два с половиной раза к показателю на начало года. За период с января по июнь они более чем вдвое превышали среднемесячные расходы бюджета. По мнению АКРА, накопленных средств будет достаточно для финансирования в полном объеме дефицита бюджета, ожидаемого по итогам 2024 года.
Коэффициент ликвидности бюджета Республики на конец 2024-го превысит 140%.
В среднесрочной перспективе, по оценкам АКРА, вероятность того, что компаниям и финансовым организациям, имеющим стратегическое значение для экономики Республики или существенно зависящим от ее бюджета, потребуется адресная финансовая поддержка, невысокая.
Профиль ликвидности бюджета признается сильным. Регион не привлекал краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства для пополнения остатков средств в 2023 году и за истекший период текущего года. Республика не использует кредитные линии в качестве инструмента собственной ликвидности. Риски рефинансирования долговых обязательств оцениваются как незначительные с учетом некоммерческого характера долга. По данным Региона, просроченная кредиторская задолженность бюджета на 01.01.2024 отсутствовала.
Развитая экономика с умеренной концентрацией на добыче топливно-энергетических полезных ископаемых. Согласно расчетам АКРА, с 2020 по 2023 год максимальную долю в 22% налоговых поступлений (усредненный показатель за указанный период) в бюджет Республики обеспечивала добыча нефти и газа. Порядка 14% налоговых поступлений приходилось на оптовую и розничную торговлю, а на совокупность обрабатывающих отраслей — около 24% (в том числе более 7% — на производство химических веществ). Усредненная за 2020–2023 годы доля отраслей, формирующих государственный сектор Региона, низкая и составляет 10%.
Крупнейшими промышленными предприятиями Региона являются ПАО «Татнефть», ПАО «Нижнекамскнефтехим» (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»), АО «ТАНЕКО», ПАО «Казаньоргсинтез» (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный») и ПАО «КАМАЗ».
Усредненный за 2019–2022 годы ВРП Региона на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем составил 108%. Согласно ожиданиям Республики, по показателю ВРП за 2023 год усредненный ВРП на душу населения в 2020–2023 годах может снизиться до 106% от аналогичного показателя в среднем по стране, что тем не менее не приведет к изменению категории ВРП Региона. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2020–2023 годы значительно превышает 3,5. Усредненный за тот же период показатель безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, низкий — 2,3%. Уровень безработицы в 2023 году составил 2,1%.
Ключевые допущения
-
отсутствие необходимости в привлечении коммерческого долга;
-
использование накопленных остатков на счетах практически в полном объеме для финансирования дефицита бюджета, ожидаемого по итогам года.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
необходимость предоставления правительством Республики экстраординарной поддержки компаниям и финансовым организациям государственного сектора экономики;
-
существенное изменение системы межбюджетных отношений в Российской Федерации;
-
устойчивый рост потребности бюджета в привлечении долгового финансирования.
РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Татарстан был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Республики Татарстан был опубликован АКРА 17.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Татарстан ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Республики Татарстан, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Республики Татарстан принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Республики Татарстан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.