Кредитный рейтинг Братска (далее — Братск, Город) обусловлен низкой относительной долговой нагрузкой при значительных рисках рефинансирования обязательств, а также умеренными показателями операционной эффективности и потребности бюджета в привлечении заемного финансирования. Дополнительную поддержку рейтингу оказывают стабильные результаты развития городской экономики, ограниченной в возможностях по увеличению доходной базы бюджета. Уровень кредитного рейтинга ограничивают существенная зависимость Города от трансфертов из бюджета Иркутской области (рейтинг АКРА — AA-(RU), прогноз «Стабильный») и низкий уровень доступной ликвидности.
Братск расположен в Иркутской области (Сибирский федеральный округ). Численность населения составляет порядка 220 тыс. человек. По оценкам АКРА, доля Города в объеме валового регионального продукта (ВРП) Иркутской области ежегодно может превышать 10%.
Ключевые факторы оценки
Умеренные показатели бюджетного профиля1. Усредненное2 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы составит 0,7%. По итогам 2023 года баланс текущих операций оказался незначительно ниже нулевой отметки, но в 2024 году, как прогнозируется, он будет слабоположительным. Значения показателя указывают на достаточность текущих доходов Города для финансирования его текущих расходов в полном объеме.
Доля капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом субвенций) оценивается как умеренно высокая. Усредненное значение этого показателя за 2021–2025 годы составит 19%. Как отмечает АКРА, капитальные расходы ежегодно финансируются в основном за счет вышестоящего бюджета, что объясняет возможность лишь ограниченного их сокращения в случае необходимости. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Братска (без учета субвенций) превысит 54%.
Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов может составить -2%, что говорит об умеренной потребности городского бюджета в долговом финансировании. Учитывая низкую долговую нагрузку Города, АКРА использует повышающую корректировку оценки соотношения усредненных МБД и текущих доходов.
Бюджетный профиль Города признается умеренно слабым вследствие консервативности планирования доходов и ранее имевшихся фактов нарушения условий дополнительных соглашений по бюджетным кредитам. Бюджетное прогнозирование затруднено, поскольку большую часть доходов формируют трансферты из вышестоящего бюджета. Объем выпадающих налоговых доходов, связанных с применением налоговых льгот, является для бюджета Братска несущественным.
Город завершил 2023 год с дефицитом в 9% ННД, который по большей части был профинансирован за счет привлечения коммерческих заимствований.
По данным на 01.07.2024, доходы бюджета Братска увеличились на 24% к показателю за первую половину 2023 года. ННД при этом выросли на 19%, чему во многом способствовал рост поступлений по НДФЛ (+19%) и по налогам на совокупный доход (+47%). Объем безвозмездных поступлений по итогам первого полугодия более чем на четверть превысил результат за тот же период 2023-го. Расходная часть бюджета увеличилась на 19%, в связи с чем промежуточный дефицит оказался практически вдвое меньше, чем за шесть месяцев 2023 года.
Согласно бюджетным назначениям, утвержденным на 01.07.2024, в текущем году ожидается рост доходной части бюджета на 8% относительно показателя за 2023 год. ННД Города увеличатся на 16% в основном за счет прироста поступлений по НДФЛ на 13%, а также по налогам на совокупный доход — на 50%. Безвозмездные поступления по итогам 2024 года вырастут на 5%, при этом рост капитальных трансфертов составит лишь 3%. Расходы бюджета увеличатся на 8%, в том числе капитальные — на 7%. Дефицит бюджета ожидается на уровне 9%, а в качестве основного источника его финансирования планируется использовать банковские заимствования.
1 В расчете бюджетных показателей капитальные расходы и капитальные трансферты Города не учитывают иные межбюджетные трансферты капитального характера, которые, по мнению Агентства, носят разовый характер. По данным Города, в 2024 году получение таких трансфертов не планируется.
2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Низкая долговая нагрузка при значительных рисках рефинансирования обязательств. На 01.01.2024 долг Города составил 1,6 млрд руб., что на 4% превысило показатель за 2022 год. Долговой портфель был представлен коммерческими и бюджетными кредитами (91 и 9% соответственно). График погашения долга по состоянию на начало года указывал на наличие довольно высоких рисков рефинансирования обязательств. Однако эти риски отчасти нивелировались благодаря низкой долговой нагрузке Города, которая обусловлена существенными текущими доходами, на две трети формируемыми за счет трансфертов. Как показывал график погашения долга по состоянию на 01.01.2024, в текущем году Городу предстояло погасить или рефинансировать 33% долговых обязательств (520,0 млн руб.), а в 2025 году — 61% долга (970,0 млн руб.).
Согласно данным на 01.07.2024, долг Братска увеличился на 23% к показателю на начало года и составил 1,9 млрд руб. За истекший период 2024 года Город погасил 150,0 млн руб. банковских кредитов, а также частично рефинансировал оставшиеся заимствования кредитами с более длительным сроком погашения (до 2026 года). Кроме того, был привлечен бюджетный кредит на финансирование обязательств местного бюджета в объеме 59,2 млн руб. из бюджета Иркутской области, а также три транша кредитов на пополнение остатков средств совокупным объемом 450,0 млн руб. от Управления Федерального казначейства (УФК). Обновленный график погашения долга предполагает, что в ближайшие два года Городу в совокупности предстоит погасить 65% обязательств, при этом 42% долга подлежит погашению в 2025 году.
Относительная долговая нагрузка на городской бюджет низкая. По итогам 2024 года, учитывая актуальные утвержденные бюджетные назначения, долг Братска составит 16% его текущих доходов, или 46% ННД.
Процентные расходы необременительны: за период с 2021 по 2025 годы соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов Города (за вычетом субвенций) незначительно превысит 2%.
Соотношение долга и валового городского продукта не рассчитывается в силу отсутствия сведений о последнем. По оценкам АКРА, это соотношение могло бы быть значительно ниже 20%.
Долговой профиль Братска признается слабым. Средневзвешенный срок погашения долга не превышает двух лет. На начало года банковские кредиты формировали более 90% долгового портфеля, при этом примерно треть их погашалась в текущем году. В 2024 году Город также привлек краткосрочные кредиты УФК, которые, по мнению АКРА, могут быть рефинансированы краткосрочными банковскими заимствованиями. Фактов просрочки платежей по долговым обязательствам не выявлено. Операционная эффективность бюджета зачастую оказывается отрицательной, но финансирование текущих расходов за счет долга незначительно. Согласно данным Города, просроченная кредиторская задолженность предприятий госсектора составила на 01.07.2024 порядка 0,8 млрд руб.; примерно 70% ее приходилось на МУП «Братский водоканал». Задолженность этого предприятия будет погашаться за счет субсидий из городского бюджета по графику санации. Финансовый долг предприятий госсектора при этом незначителен. У Братска имеется пять лизинговых контрактов, истекающих в этом году, совокупный платеж по ним из городского бюджета составит 7,2 млн руб.
Низкий уровень ликвидности бюджета. По итогам 2023 года объем остатков на счетах снизился на 19% в связи с финансированием дефицита бюджета. С начала 2023 года объем остатков на счетах в среднем покрывал лишь незначительную часть ежемесячных расходов Города. В 2024 году Братск планирует частично профинансировать бюджетный дефицит за счет накопленной ликвидности, которую планируется использовать в полном объеме. Коэффициент ликвидности Братска на конец 2024-го составит 7%.
Профиль ликвидности городского бюджета признается средним. Братск использует краткосрочные кредиты УФК для покрытия кассовых разрывов. Риски рефинансирования долговых обязательств оцениваются как значительные, поскольку у Города есть существенный объем погашений коммерческих заимствований в ближайшие два года. За последние шесть месяцев Братск проводил семь закупок кредитных линий, четыре из которых не состоялись по причине отмены закупки или отсутствия заявок на участие. По состоянию на начало года у Города не было открытых кредитных линий со сроком выборки более года. Просроченная кредиторская задолженность городского бюджета на 01.07.2024 отсутствовала.
Сравнительно высокие показатели развития экономики обусловлены наличием крупных предприятий на территории Города. В Братске расположены крупные промышленные объекты: филиал АО «Группа «Илим» (выпуск целлюлозно-бумажной продукции), ПАО «РУСАЛ Братск» (МКПАО «ОК РУСАЛ»), ООО «Братский завод ферросплавов» (ПАО «Мечел»), а также Братская ГЭС (ПАО «Иркутскэнерго»). В структуре отгруженной продукции, по оценкам АКРА, наибольшую долю (усредненное за 2020–2023 годы значение составляет порядка 40%) занимает сфера транспортировки и хранения, второй по объему сферой является металлургическое производство (около 30%). Объем отгруженной продукции Города сильно сконцентрирован на крупнейших предприятиях: по данным Братска, всего три из них обеспечили более 78% отгрузки за 2023 год.
Оценочная доля ВРП Иркутской области, формируемая на территории Города, могла превышать 10% в период с 2019 по 2023 год. Соотношение усредненных за 2020–2023 годы номинальной начисленной заработной платы по полному кругу организаций на территории Города и прожиточного минимума Братска превышало 3,0. Уровень официально зарегистрированной безработицы по Городу по итогам 2023 года был равен 0,5%. Усредненный оценочный уровень безработицы (по методологии МОТ) за 2020–2023 годы составил порядка 3,8%.
Ключевые допущения
-
привлечение коммерческого долга для финансирования бюджетного дефицита;
-
сохранение низкого уровня долговой нагрузки;
-
сохранение значительной зависимости бюджета Города от перечислений из вышестоящего бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
рост доли ННД в доходах бюджета (без учета субвенций);
-
снижение потребности бюджета в привлечении заемного финансирования;
-
привлечение долгосрочных долговых инструментов и минимизация риска рефинансирования;
-
значительный рост ликвидности бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение операционной эффективности бюджета;
-
сокращение объема капитальных расходов Города;
-
рост долговой нагрузки до уровня выше 30% текущих доходов;
-
использование краткосрочных долговых инструментов при рефинансировании текущей задолженности, приводящее к дальнейшему росту рисков рефинансирования долговых обязательств;
-
увеличение потребности в оказании дополнительной поддержки предприятиям, формирующих государственный сектор Города, из городского бюджета.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Братска был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Братска был опубликован АКРА 21.11.2017. Кредитный рейтинг Братска был пересмотрен и раскрыт ранее дат, обозначенных в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов, в связи с оперативным выполнением процедур по пересмотру и согласованию раскрываемой информации с рейтингуемым лицом. Планируемая дата пересмотра — 30.07.2024, новая дата пересмотра — 26.07.2024. Планируемая дата раскрытия — 02.08.2024, новая дата раскрытия — 01.08.2024.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Братска ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Братском, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Братска принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало администрации Братска дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.