Кредитный рейтинг Тверской области (далее — Тверская область, Область, Регион) обусловлен низкой контролируемой долговой нагрузкой, наличием существенного запаса ликвидности и высоким уровнем капитальных расходов, который в отдельных случаях может рассматриваться как резерв для сокращения расходов бюджета.
Тверская область расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО). В Регионе проживает почти 1% населения России и создается 0,4% суммарного российского валового регионального продукта (ВРП). По оценкам Области, в 2023 году ее ВРП достиг 724 млрд руб. Тверская область ежегодно занимает второе место (после Москвы) по объему произведенной электроэнергии среди субъектов ЦФО — 17% всей электроэнергии ЦФО по данным 2023 года.
Ключевые факторы оценки
Сбалансированная бюджетная политика и умеренно высокая операционная эффективность. Бюджет Области характеризуется достаточно высокой долей налоговых и неналоговых доходов (ННД). АКРА полагает, что усредненная1 доля ННД Региона в общем объеме его доходов (без учета субвенций) за период с 2021 по 2025 год составит 77%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов стабилизировалось на умеренно высоком уровне: в указанный выше период показатель может составить 14%. Баланс текущих операций останется положительным. Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов в 2024 году составит -2%. Комбинация этих показателей свидетельствует о достаточности текущих доходов бюджета Области для покрытия текущих расходов, а для финансирования капитальных расходов может потребоваться использование части накопленной ликвидности или привлечение долга.
Структура ННД бюджета устойчива: традиционно максимальную долю ННД формируют поступления по НДФЛ и налогу на прибыль. В текущем году Регион ожидает сохранение поступлений по НДФЛ на уровне предыдущего года и несущественное снижение поступлений по налогу на прибыль — примерно на 2%. Согласно актуальной версии закона о бюджете, суммарно доходная часть регионального бюджета по итогам текущего года увеличится на 1% в сравнении с 2023 годом. При этом Область планирует увеличить расходы на 11%, значительно возрастут капитальные расходы (+18%), менее существенно — текущие (+8%). По итогам года Регионом запланирован дефицит бюджета в размере 8% ННД, который планируется профинансировать полностью за счет собственных средств.
Согласно исполнению бюджета Региона за первое полугодие текущего года, доходная часть бюджета на 8% превысила показатель за аналогичный период прошлого года, в основном за счет поступлений по НДФЛ, которые на 30% превзошли объем поступлений по данному виду налога за первые шесть месяцев 2023 года. Расходная часть бюджета в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 9%. По итогам первого полугодия 2024 года бюджет сложился с промежуточным профицитом.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (за вычетом объема субвенций) в 2021–2025 годах оценивается Агентством на уровне 27%. АКРА рассматривает капитальные расходы как возможный резерв для сокращения расходов бюджета в случае снижения его доходной части. Менее 40% капитальных расходов Области в текущем году планируется профинансировать за счет трансфертов.
Качественная оценка бюджетного профиля Тверской области определяется как умеренная. Информация о случаях нарушения бюджетного законодательства отсутствует, объем выпадающих налоговых доходов в связи с применением налоговых льгот, как правило, не превышает 2% ННД и является несущественным для бюджета Области. Законом о бюджете Региона предусмотрены дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ в бюджеты отдельных муниципальных районов и округов. Сдерживающее влияние на качественную оценку оказывает консервативное планирование, а именно стабильная недооценка поступлений по налогу на прибыль.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Низкий уровень государственного долга без существенных рисков рефинансирования. Долговая нагрузка на бюджет Тверской области оценивается как низкая — на конец 2023 года соотношение ее долга и текущих доходов было равно 20%. АКРА ожидает, что по итогам 2024 года показатель снизится до 16%.
На 01.01.2024 долг Области полностью состоял из бюджетных кредитов с погашением в 2024–2037 годах. Риски рефинансирования оцениваются как несущественные. По состоянию на начало года в 2024 году Области предстояло погасить порядка 27% долга, однако пятая часть этих долговых обязательств была представлена бюджетными кредитами, выданными в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств, которые были погашены уже в первом полугодии текущего года. Таким образом, по состоянию на 01.07.2024 Региону до конца года осталось погасить менее 6% имеющегося долга.
Процентные расходы для Региона необременительны: усредненный уровень процентных расходов в 2021–2025 годах составит менее 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций).
Соотношение долга и ВРП Региона ежегодно существенно ниже уровня, влияющего на уровень кредитного рейтинга.
Долговой профиль Региона признается Агентством умеренно сильным благодаря несущественной долговой нагрузке муниципалитетов и сбалансированной долговой политике Региона, основанной на применении долгосрочных долговых инструментов. Предприятия госсектора не имеют значительного объема долговых обязательств, баланс текущих операций преимущественно положителен, средневзвешенный срок погашения долга Области по состоянию на начало года не превышал трех с половиной лет.
Значительный объем накопленной ликвидности. В 2023 году объем остатков средств на счетах бюджета Области увеличился на 25% и по состоянию на 01.01.2024 более чем в три раза превышал среднемесячные расходы Области за 2023 год, а также почти в два раза превосходил величину госдолга Региона на начало года. По состоянию на 01.07.2024 объем имеющихся на счетах остатков в 2,6 раза превышал имеющийся на аналогичную дату объем долга.
Коэффициент ликвидности по итогам 2024 года значительно превысит 140%.
Качественная оценка ликвидности бюджета Тверской области соответствует умеренно высокому уровню. По данным Региона, кредиторская задолженность бюджета снижается, просроченная кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2024 была несущественна — менее 1% ННД, необходимость в привлечении краткосрочных кредитов с целью финансирования кассовых разрывов отсутствует. За последние 24 месяца конкурентные процедуры на право заключения государственных контрактов по предоставлению Тверской области кредитных ресурсов не проводились, открытые лимиты по кредитам коммерческих банков по состоянию на 01.07.2024 отсутствовали. Риски рефинансирования долговых обязательств несущественны.
Диверсифицированная экономика с умеренными показателями развития. К ключевым секторам экономики Региона относятся: деятельность по операциям с недвижимым имуществом, торговля оптовая и розничная, производство электроэнергии, транспортных средств, готовых металлических изделий, пищевое производство. Подушевой ВРП Области равен примерно 60% среднестранового показателя, а уровень заработных плат в среднем составляет более трех региональных прожиточных минимумов.
Налоговые поступления в бюджет Тверской области достаточно диверсифицированы: максимальная доля поступлений за 2023 год, по оценке АКРА, приходилась на обрабатывающие производства (24%), в том числе на металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (6%), а также на производство прочих транспортных средств и оборудования (3%). Другие значимые с точки зрения доли налоговых поступлений отрасли — торговля (13%), производство, передача и распределение электроэнергии (12%), транспортировка и хранение (8%). Безработица в Области преимущественно ниже, чем в среднем по стране.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета в пределах параметров, определенных актуальным законом о бюджете Области;
-
финансирование дефицита за счет использования накопленной ликвидности.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
рост доли капитальных расходов областного бюджета, финансируемых за собственный счет;
-
дальнейшее увеличение операционной эффективности бюджета;
-
рост ВРП и зарплат в Регионе темпами, превышающими среднестрановые.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
резкое снижение ННД в отсутствие возможностей сокращения расходов бюджета;
-
рост долговой нагрузки выше 30% текущих доходов.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Тверской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Тверской области был опубликован АКРА 12.12.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тверской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Тверской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Тверской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Тверской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.