Подтверждение кредитного рейтинга АО «СГ-транс» (далее — СГ-транс, Компания, Группа) обусловлено сохранением кредитных метрик в рамках диапазонов, установленных для данного уровня рейтинга. Тем не менее сохраняющийся высокий уровень процентных ставок создает дополнительную нагрузку на обслуживание долгового портфеля Компании, учитывая, что основная часть долга в нем привлечена под плавающую ставку. Согласно ожиданиям АКРА, в текущих условиях коэффициент обслуживания долга может опуститься ниже 2,5х в период 2024–2025 годов, что, в свою очередь, является основанием для изменения прогноза на «Негативный» и может привести к пересмотру кредитного рейтинга.
Кредитный рейтинг СГ-транса определяется сильной рыночной позицией в сегменте перевозок сжиженных углеводородных газов (СУГ), сильным бизнес-профилем Группы ввиду специализации на перевозке высокомаржинальных грузов, высокой степенью загрузки парка подвижного состава и средней степенью его изношенности. Широкая географическая диверсификация маршрутной сети и обширная клиентская база также способствуют сильной оценке бизнес-профиля. Ограничивающими факторами рейтинговой оценки являются размер бизнеса при средних оценках долговой нагрузки и обслуживания долга. Группа является крупнейшим в России оператором на рынке перевозок СУГ.
Ключевые факторы оценки
Сильный операционный риск-профиль Компании определяется ее лидирующими позициями на высокомаржинальном рынке перевозки СУГ в цистернах. Транспортировка СУГ — один из самых стабильных и высокомаржинальных сегментов перевозок грузов по железной дороге с точки зрения изменения грузовой базы. Широкая географическая диверсификация и обширная клиентская база обеспечивают высокую степень загрузки парка подвижного состава. При этом средний возраст принадлежащих Группе цистерн составляет около 20 лет, что в два раза меньше установленного срока эксплуатации и соответствует среднему значению по отрасли. Собственный парк подвижного состава насчитывает 24,1 тыс. единиц, а общий парк под управлением Группы превышает 34 тыс. единиц. Лидирующие позиции Группы в сегменте перевозок химических грузов в танк-контейнерах усиливают ее операционный риск-профиль. Группа оперирует самым крупным в России парком танк-контейнеров. Перевозки наливных химических грузов в этом виде подвижного состава — относительно новый и быстрорастущий сегмент рынка, который характеризуется большим количеством грузоотправителей.
Оценка корпоративного управления соответствуют среднему уровню в сравнении с аналогичными компаниями в Российской Федерации. Группа реализует стратегию по усилению конкурентных позиций в высокомаржинальных сегментах перевозки грузов.
Средняя оценка финансового риск-профиля, с одной стороны, обусловлена очень высокой оценкой рентабельности бизнеса (рентабельность по FFO до фиксированных платежей и налогов составила 70% по результатам 2023 года против 68% годом ранее). С другой стороны, сдерживающими рейтинг факторами являются: 1) низкая оценка за размер бизнеса Группы, измеряемый абсолютным значением FFO до фиксированных платежей и налогов и объемом перевозок (менее 30 млрд руб. и 25 млн тонн соответственно); 2) средняя оценка за уровень долговой нагрузки Компании (показатель скорректированного общего долга к FFO до фиксированных платежей составил 2,8х по результатам 2023 года против 3,0х в 2022-м; в 2024 году его значение ожидается на уровне 3,2х); 3) средняя оценка показателя обслуживания долга (отношение FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам составило 3,5х в 2023 году против 3,4х в 2022-м; по результатам 2024 года АКРА ожидает снижение показателя до 2,3х при минимально допустимом для данного уровня рейтинга значении в 2,5х). Оценка показателя денежного потока ухудшилась по результатам пересмотра до средней вследствие ухудшения оценки рентабельности по FCF и отношения капитальных расходов к выручке. Ухудшение последнего по сравнению с прошлогодним значением связано с ростом капитальных расходов. Ликвидность Компании находится на высоком уровне благодаря положительному денежному потоку и наличию нескольких кредитных линий с существенным объемом невыбранных лимитов.
Ключевые допущения
-
совокупный объем капитальных вложений в 2024–2026 годах в соответствии с утвержденным бизнес-планом;
-
среднее значение рентабельности по FFO до фиксированных платежей и налогов в прогнозном периоде не ниже 50%;
-
взвешенная дивидендная политика.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Негативный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию может привести:
- рост отношения FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам выше 5,0х в совокупности со снижением отношения скорректированного общего долга к FFO до фиксированных платежей ниже 2,0х.
К негативному рейтинговому действию может привести:
- снижение взвешенного отношения FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам ниже 2,5х.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): a+.
Корректировки: отсутствуют.
Поддержка: отсутствует.
Рейтинги выпусков
Облигации биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия 001Р-01 (RU000A103YP6), срок погашения — 26.10.2026, объем эмиссии — 8,5 млрд руб., — A+(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Эмиссия является старшим необеспеченным долгом Компании. Согласно методологии, АКРА использует детальный подход для оценки уровня возмещения потерь вследствие наличия значительной доли обеспеченного долга в структуре кредитного портфеля Компании. В соответствии с детальным подходом, уровень возмещения по эмиссии относится к II категории, в связи с чем кредитный рейтинг выпуска облигаций приравнивается к кредитному рейтингу СГ-транса — A+(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги АО «СГ-транс» и выпуска его облигаций (RU000A103YP6) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг АО «СГ-транс» и кредитный рейтинг выпуска облигаций АО «СГ-транс» (RU000A103YP6) были опубликованы АКРА 30.04.2021 и 01.11.2021 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу АО «СГ-транс», а также кредитного рейтинга облигаций АО «СГ-транс» (RU000A103YP6) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных АО «СГ-транс», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги были присвоены на основании отчетности АО «СГ-транс» по МСФО. Кредитные рейтинги являются запрошенными, АО «СГ-транс» принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА оказывало АО «СГ-транс» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.