Кредитный рейтинг Тамбовской области (далее — Тамбовская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низкой долговой нагрузкой, положительным балансом текущих операций и умеренной потребностью бюджета в привлечении заемных средств из федерального бюджета в виде инфраструктурных бюджетных кредитов для финансирования капитальных расходов. Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг оказывают существенная зависимость Региона от трансфертов из вышестоящего бюджета и отстающие от среднестранового уровня показатели развития региональной экономики.
Тамбовская область расположена в Центральном федеральном округе. В Области проживает немногим менее 1% населения РФ, а на ее территории создается около 0,3% совокупного валового регионального продукта (ВРП) всех регионов России. По оценке Области, ее ВРП в 2023 году может составить 499,8 млрд руб., индекс физического объема ВРП — 104%.
Ключевые факторы оценки
Невысокая доля собственных доходов с умеренной потребностью в привлечении заемных средств на капитальные цели. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Региона за 2021–2025 годы составит 7%. При этом баланс текущих операций в течение последних трех лет снижается, но остается положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов бюджета Тамбовской области для финансирования текущих расходов в полном объеме.
Усредненное соотношение капитальных и совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций) за 2021–2025 годы может составить 16%. Высокий показатель обусловлен сохранением капитальных расходов на высоком уровне, достигнутом в 2022 году. В то же время чуть более половины капитальных расходов ежегодно финансируется за счет капитальных трансфертов, в связи с чем капитальные расходы не могут в полной мере рассматриваться как источник сокращения расходной части бюджета.
Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) за указанный выше период, по мнению АКРА, не превысит 60%, что соответствует умеренному уровню собственных доходов.
Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов прогнозируется на уровне -1%. Прогнозное значение МБД на 2024 год указывает на умеренную потребность бюджета в привлечении заемных средств в виде инфраструктурных бюджетных кредитов для финансирования ожидаемого уровня капитальных расходов в текущем году.
В соответствии с актуальной версией закона о бюджете, в текущем году Регион ожидает дефицит порядка 6% ННД, который может быть полностью профинансирован за счет собственных средств, однако в таком случае объем долга к погашению в текущем году потребует частичного рефинансирования за счет привлечения коммерческих кредитов.
Также согласно актуальному закону о бюджете, ННД по итогам текущего года могут сократиться на 1% в годовом сопоставлении после их значительного роста в 2023 году (+14%), в том числе поступления по налогу на прибыль в текущем году прогнозируются на 16% ниже прошлогоднего показателя (после роста на 32% в 2023 году), а поступления по НДФЛ — выше на 10%. Однако, согласно исполнению бюджета Области за первое полугодие 2024 года, поступления по налогу на прибыль оказались лишь на 6% меньше показателя за аналогичный период прошлого года, а поступления по НДФЛ — на 24% выше.
В то же время в текущем году планируется увеличить расходы бюджета на 3%. Согласно исполнению бюджета за шесть месяцев текущего года, расходы увеличились на 5% в годовом сопоставлении.
Качественная оценка бюджетного профиля Тамбовской области определяется как умеренная. Информация о случаях нарушения бюджетного законодательства за последние пять лет отсутствует. Объем выпадающих от предоставления налоговых льгот средств бюджета незначителен — около 3% ННД. Для Региона характерны частые пересмотры закона о бюджете и регулярная недооценка поступлений по налогу на прибыль и, как следствие, доходной и расходной частей бюджета. В законе о бюджете Области не предусмотрены дополнительные отчисления от НДФЛ в пользу нижестоящих бюджетов.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Умеренно низкая долговая нагрузка. По итогам 2023 года долг Области незначительно сократился. В прошлом году Регион погасил часть долговых обязательств по государственным облигациям и привлек инфраструктурный бюджетный кредит, специальный казначейский кредит, а также бюджетный кредит в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств. По состоянию на начало текущего года порядка трех четвертей долгового портфеля формировали бюджетные кредиты, оставшуюся часть — государственные облигации Региона. До конца года Тамбовской области предстояло погасить 15% имеющегося долга, 35% которого было представлено кредитом на опережающее финансовое обеспечение, однако данный кредит уже был погашен в первой половине текущего года. В 2024 году Регион уже погасил один из облигационных выпусков, а также привлек средства в рамках бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. Таким образом, долг Региона сократился на 9%, и до конца года Области предстоит погасить 6% от его текущего объема. Пик погашения обязательств придется на 2025 год, когда Региону предстоит погасить 28% текущего долга, далее график погашения плавный. В то же время если долг, подлежащий погашению в текущем году, будет рефинансирован за счет краткосрочных банковских кредитов, то доля долга к погашению в 2025 году может увеличиться.
Качественная оценка долга Области определяется Агентством на среднем уровне в связи с умеренной долговой нагрузкой муниципалитетов и долговой политикой Региона, основанной на применении долгосрочных долговых инструментов. Средневзвешенный срок погашения долга на начало текущего года превышал три с половиной года, однако в случае рефинансирования долга, подлежащего погашению, за счет краткосрочных средств указанный показатель будет сокращаться.
Область характеризуется умеренно низкой долговой нагрузкой. Соотношение долга и текущих доходов по итогам 2023 года составило 32%. По итогам 2024 года, согласно актуальной версии закона о бюджете и расчетам АКРА, показатель снизится до 31%.
Расходы на обслуживание госдолга Региона являются необременительными для регионального бюджета: соотношение усредненных процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций) в 2021–2025 годах составит порядка 1%. Соотношение долга и ВРП Тамбовской области ежегодно не превышает 5%.
Остатки на счетах позволят полностью профинансировать прогнозируемый дефицит бюджета. В течение 2023 года объем доступной ликвидности увеличился на 22% и по состоянию на 01.01.2024 покрывал около 20% госдолга. По состоянию на 01.07.2024 объем ликвидности увеличился более чем в 2,5 раза и покрывал почти 60% существующего на указанную дату госдолга. В актуальной версии закона о бюджете предусмотрено значительное расходование накопленной ликвидности для финансирования запланированного дефицита бюджета и погашения части долговых обязательств Региона.
Коэффициент ликвидности по итогам 2024 года может составить порядка 67%.
Качественная оценка ликвидности бюджета Области соответствует умеренному уровню. По данным Региона, закупки по ряду кредитных линий за последние 24 месяца не состоялись. Открытые, но не привлеченные кредитные линии со сроком выборки более 12 месяцев по состоянию на 01.01.2024 и 01.08.2024 отсутствуют. Информация о просроченной кредиторской задолженности регионального бюджета отсутствует, АКРА отмечает наличие рисков рефинансирования.
Невысокие показатели развития региональной экономики определяются доминированием АПК. На сельское хозяйство приходится свыше четверти ВРП Региона, а в 2022 году доля этого сектора составила более 30%. Кроме того, значимую часть ВРП Области формируют обрабатывающие производства, из которых более половины объема отгруженных товаров собственного производства в 2023 году пришлось на пищевую промышленность. Другие значимые отрасли в Регионе — оптовая и розничная торговля и ремонт, предприятия государственного сектора, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, транспортировка и хранение, строительство. Налоговые поступления в бюджет Региона диверсифицированы. Наибольшую долю составляют поступления от обрабатывающих производств — 26% совокупного объема налоговых поступлений по итогам 2023 года.
В 2020–2023 годах отношение усредненной заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму превысило 3. По итогам 2024 года, согласно оценке Региона и расчетам АКРА, показатель сохранится на уровне выше 3. Экономика Области характеризуется сравнительно низкими показателями ВРП на душу населения: соотношение усредненных за 2020–2022 годы подушевого ВРП и подушевого среднестранового ВРП составило 53%; в прогнозном периоде роста показателя не ожидается.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета Области в рамках актуальной версии закона о бюджете;
-
сохранение высокой зависимости доходной части бюджета от федеральных трансфертов;
-
сохранение высокой доли федеральных трансфертов в капитальных расходах.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
увеличение баланса текущих операций за счет роста доходов бюджета;
-
устойчивый рост доли собственных доходов;
-
рост доли капитальных расходов в совокупных расходах бюджета (за вычетом объема субвенций);
-
снижение долговой нагрузки Области ниже 30%;
-
рост объема накопленной ликвидности бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
увеличение потребности бюджета в долговом финансировании капитальных расходов;
-
значительный рост долговой нагрузки (выше 55% текущих доходов), сопровождающийся увеличением доли краткосрочного долга;
-
существенное снижение объема накопленной ликвидности.
Рейтинги выпусков
Тамбовская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYJ18), срок погашения — 05.12.2025, объем эмиссии — 3,0 млрд руб., — BBB+(RU).
Обоснование. Облигационный выпуск Тамбовской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Тамбовской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Тамбовской области и облигационного выпуска Тамбовской области (ISIN RU000A0ZYJ18) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному облигационному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Тамбовской области и кредитный рейтинг облигаций Тамбовской области (ISIN RU000A0ZYJ18) были опубликованы АКРА 03.07.2017 и 13.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тамбовской области, а также кредитного рейтинга облигаций Тамбовской области (ISIN RU000A0ZYJ18) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Тамбовской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Тамбовской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Тамбовской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.