Кредитный рейтинг Самарской области (далее — Самарская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низкой долговой нагрузкой при низких рисках рефинансирования долга и стабильными показателями бюджетного профиля, отличающегося достаточно высокой долей собственных доходов. Сдерживающее влияние на рейтинг Региона оказывают показатели развития экономики, которые отчасти уступают среднероссийским, и вероятное снижение объема доступной ликвидности по итогам текущего года.
Самарская область расположена в Приволжском федеральном округе, граничит с четырьмя субъектами Российской Федерации и с Казахстаном. В Регионе проживает 3,2 млн человек. Крупнейшие города области — Самара, Тольятти и Сызрань — совместно с другими населенными пунктами образуют Самарско-Тольяттинскую агломерацию, занимающую третье место в стране по численности населения (2,7 млн человек).
Объем валового регионального продукта (ВРП) Самарской области в 2023 году составил, по оценкам Региона, 2,67 трлн руб. Крупнейшие предприятия Области специализируются на добыче нефти, производстве автомобилей, аэрокосмической техники, химической и нефтехимической продукции, а также продуктов питания. Регион имеет достаточно развитую транспортную инфраструктуру.
Ключевые факторы оценки
Умеренно низкий уровень долговой нагрузки при низких рисках рефинансирования. По оценкам АКРА, соотношение долга Области и ее текущих доходов может вырасти с 25% на начало 2024 года до 36% на конец года из-за возможного привлечения новых заимствований для частичного финансирования дефицита, предусмотренного законом о бюджете. Соотношение долга и ВРП составит порядка 3,2%.
По состоянию на 01.01.2024 в структуре долга Области преобладали бюджетные кредиты (82%), а остальная часть приходилась на облигации (18%). Ежегодный объем погашения (рефинансирования) не превышал 16% текущего объема долга. На 01.08.2024 размер долга снизился на 10%, что в основном было связано с погашением облигаций, в результате которого доля бюджетных кредитов выросла до 88%. Бюджетные кредиты и иные долговые обязательства за истекшие семь месяцев 2024 года не привлекались.
Усредненный1 уровень процентных расходов в 2021–2025 годах составит порядка 1,2% совокупных расходов бюджета без учета субвенций, что соответствует низкому уровню риска и говорит о необременительности данных расходов для бюджета Региона.
Средневзвешенный срок погашения обязательств Области на начало этого года составлял почти пять лет, долг является диверсифицированным по видам обязательств. Кредитная история Региона положительная, а предприятия госсектора не имеют долговых обязательств. Долговая нагрузка муниципальных образований год от года снижается и на начало 2024-го составила 33% совокупных налоговых и неналоговых доходов (ННД) муниципальных образований. Абсолютный размер долга муниципальных образований за период с января по июль снизился. Баланс текущих операций стабильно положителен. В связи с этим качественная оценка долга Области находится на максимальном уровне.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Достаточный уровень ликвидности бюджета. Самарская область регулярно размещала средства на депозитах. В 2024 году по причине однократного превышения порога доли трансфертов, предусмотренного Бюджетным кодексом, процентный доход Область будет получать от операций Федерального казначейства. На 01.01.2024 средства, аккумулированные Регионом на счетах, превышали среднемесячные расходы его бюджета за 2023 год в два раза. За семь месяцев этого года остатки на счетах увеличились более чем наполовину. Коэффициент ликвидности, рассчитанный по методологии АКРА, в прошлом году превысил 600%, а в 2024-м может существенно снизиться до уровня менее 100% в связи с финансированием значительного дефицита, запланированного текущей версией закона о бюджете Области.
Риски рефинансирования долга оцениваются как минимальные. В настоящий момент кредитные линии в коммерческих банках у Самарской области отсутствуют. Просроченная кредиторская задолженность областного бюджета отсутствует. Качественная оценка ликвидности признается максимально возможной.
Умеренно высокая степень самодостаточности бюджета при достаточной гибкости бюджетных расходов. Усредненная доля ННД в общих доходах Области (без учета субвенций) в 2021–2025 годах окажется на уровне 86%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) за указанный период составит 9,6%, что ниже предыдущих оценок и объясняется запланированным на 2024 год ростом текущих расходов на 21% в годовом сопоставлении. Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов будет отрицательным. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и о потребности в привлечении заемных средств или использовании остатков на счетах для финансирования капитальных расходов. Усредненные капитальные расходы в 2021–2025 годах составят 20% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). В некоторые годы значительная часть этих расходов финансировалась за счет трансфертов из федерального бюджета, что ограничивало возможности перераспределения данных средств на иные цели.
Предполагается, что в 2024 году бюджет Области будет исполнен с дефицитом, а для его финансирования будут использованы остатки средств на счетах и отчасти — коммерческий долг. Законодательная база, регулирующая бюджетные отношения в Регионе, стабильна. Сведения о нарушении бюджетного законодательства отсутствуют. С 2020 года Самарская область не раскрывает структуру прогноза по ННД, до этого момента точность бюджетного планирования оценивалась как высокая. В целях повышения эффективности местного самоуправления Область выделяет муниципальным образованиям стимулирующие дотации. Объем предоставляемых налоговых льгот не является критичным для Региона. Качественная оценка бюджетного профиля находится на наивысшем уровне.
Диверсифицированная экономика с развитой промышленностью. В 2019–2022 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе оказался немногими ниже 80% среднестранового уровня (АКРА применило корректировку на пограничное значение, поскольку, по оценкам Агентства, в 2023 году и далее указанное соотношение будет расти). В прошлом году безработица в Области составила 2,0%, а среднемесячная заработная плата впервые превысила региональный прожиточный минимум (для трудоспособного населения) более чем в три с половиной раза.
Основа экономики Региона — обрабатывающая промышленность и добыча нефти (почти по 20% ВРП в 2022 году). В структуре обрабатывающей промышленности Самарской области доминируют производство транспортных средств и химическая промышленность.
Отраслевая диверсификация налоговых поступлений в бюджет Региона находится на достаточном уровне. Максимальный вклад одной отрасли или связанных отраслей в доходы бюджета составляет менее 25%. Наибольшую долю налоговых доходов формируют обрабатывающая промышленность (в том числе химическая — 7% в 2023 году, по оценкам АКРА), добыча нефти и газа (7%), а также оптовая торговля (9%).
Ключевые допущения
-
сохранение консервативной долговой политики;
-
использование накопленной ликвидности для финансирования дефицита бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
сокращение отставания Региона от среднестрановых уровней с точки зрения экономических показателей;
-
сохранение соотношения долга и текущих доходов на отметке ниже 30% при сохранении уровня ликвидности.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост текущих расходов бюджета без соответствующего увеличения его доходной части;
-
существенное снижение уровня ликвидности областного бюджета;
-
увеличение долговой нагрузки Области до уровня выше 55% текущих доходов.
Рейтинги выпусков
Самарская область, 35014 (ISIN RU000A0ZZ9P8), срок погашения — 04.06.2026, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АА(RU).
Самарская область, 35015 (ISIN RU000A1020L5), срок погашения — 04.08.2026, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АА(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Самарской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Самарской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Самарской области и государственных ценных бумаг Самарской области (ISIN RU000A0ZZ9P8, RU000A1020L5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Самарской области и государственных ценных бумаг Самарской области (ISIN RU000A0ZZ9P8, RU000A1020L5) были опубликованы АКРА 28.12.2016, 06.06.2018 и 03.08.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Самарской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Самарской области (ISIN RU000A0ZZ9P8, RU000A1020L5) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Самарской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Самарской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Самарской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.