Кредитный рейтинг Санкт-Петербурга (далее — Санкт-Петербург, Город) обусловлен высоким уровнем развития экономики, сбалансированной структурой бюджета, а также низкой долговой нагрузкой и высоким уровнем ликвидности бюджета.
Санкт-Петербург — город федерального значения, в котором проживает 3,8% населения страны (четвертое место по численности населения). По данным за 2022 год, на территории Города создано примерно 7,9% совокупного валового регионального продукта (ВРП) субъектов Российской Федерации. Город занимает второе место среди российских субъектов по объемам номинального ВРП, является крупным культурным центром страны и крупнейшим транспортным узлом северо-запада России. Санкт-Петербург обладает развитой инфраструктурой морского, речного, железнодорожного, авиа- и автомобильного транспорта.
Ключевые факторы оценки
Сбалансированная структура бюджета и достаточный уровень бюджетной дисциплины. Бюджет Города характеризуется высокой самодостаточностью: в период с 2021 по 2025 год усредненное1 соотношение налоговых и неналоговых доходов (ННД) и доходов бюджета (без учета субвенций) составит 98%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Города (за вычетом объема субвенций) в указанный период ожидается на уровне более 25%. В 2021–2025 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов будет превышать 20%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов может составить -1,7%. Баланс текущих операций в 2024 году, согласно данным актуальной версии закона о бюджете и расчетам АКРА, сложится положительным, а МБД — отрицательным. Указанные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов, тогда как для финансирования капитальных расходов может потребоваться привлечение долга или расходование накопленной ликвидности.
В 2023 году бюджет Города был исполнен с дефицитом на уровне 2% ННД. Согласно актуальной версии закона о бюджете, по итогам 2024 года запланирован дефицит в размере 14% ННД, что будет обусловлено более существенным приростом расходной части бюджета (14%) в сравнении с доходной (3%). В частности, текущие расходы, как ожидается, возрастут на 19%, капитальные — сохранятся на прошлогоднем уровне. Однако, согласно исполнению бюджета Города за первое полугодие текущего года, поступления по НДФЛ превысили показатель за аналогичный период прошлого года на 32%. При этом по итогам текущего года в актуальной версии закона о бюджете запланирован прирост показателя в годовом сопоставлении лишь на 4%. С учетом вышеизложенного АКРА ожидает, что доходная часть бюджета Города будет исполнена более оптимистично, нежели предусмотрено актуальной версией закона. В результате дефицит по итогам года сложится ниже запланированного, а его финансирование не потребует привлечения предусмотренного актуальной версией закона о бюджете объема коммерческих кредитов и расходования значимого объема ликвидности.
Бюджетный профиль Города оценивается как сильный. Информация о случаях нарушения бюджетного законодательства за последние пять лет отсутствует. Для бюджетного процесса характерны умеренная точность планирования и преобладание консервативных ожиданий. Отклонения фактических поступлений от прогнозных показателей, предусмотренных в первой версии бюджета, наблюдаются в основном по безвозмездным поступлениям и по налогу на прибыль в связи с волатильностью внешней конъюнктуры. Подобные отклонения происходят по независящим от Города причинам.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Низкая долговая нагрузка и минимальные риски рефинансирования. В 2023 году госдолг Города, несмотря на изначально запланированный рост, практически не изменился и составил менее 10% текущих доходов. По состоянию на 01.01.2024 долг был представлен облигационными займами с погашением в 2024–2028 годах (72%) и бюджетными кредитами с погашением в 2024–2037 годах (28%). Согласно актуальной версии закона о бюджете, по итогам текущего года долг Санкт-Петербурга может возрасти на фоне запланированного привлечения бюджетных, а также рыночных заимствований. Тем не менее долговая нагрузка, согласно расчетам АКРА, не превысит 20% текущих доходов, то есть останется на низком уровне. По состоянию на начало года Городу предстояло погасить в текущем году 24% долга, в 2025-м — 27%, однако, учитывая низкую долговую нагрузку и значительный объем остатков на счетах бюджета, предстоящее погашение не создает рисков рефинансирования. По состоянию на 01.08.2024 объем долга Города сократился на 11% в связи с погашением части задолженности по облигациям и бюджетным кредитам. До конца года Городу предстоит погасить еще 14% госдолга. Соотношение долга и ВРП Санкт-Петербурга по итогам 2024 года составит менее 2%.
Расходы на обслуживание долга необременительны для городского бюджета и не превышают 1% совокупных расходов.
Качественная оценка долговой нагрузки Санкт-Петербурга определяется Агентством на наивысшем уровне в связи с минимальной долговой нагрузкой муниципалитетов и долговой политикой Города, основанной на применении долгосрочных долговых инструментов. Структура долга диверсифицирована по инструментам, средневзвешенный срок погашения долга на начало текущего года превышал три с половиной года, кредитная история Города положительная. Баланс текущих операций ежегодно положителен.
Высокий уровень ликвидности бюджета. Санкт-Петербург своевременно выполняет расходные обязательства и регулярно размещает временно свободные средства бюджета на депозитах, а также использует операции РЕПО для управления ликвидностью. На 01.01.2024 временно свободные средства городского бюджета в 2,5 раза превышали среднемесячные бюджетные расходы за 2023 год и почти в три раза превосходили объем госдолга на ту же дату. По состоянию на 01.07.2024 объем ликвидности увеличился примерно на 30%, что втрое превосходит среднемесячные расходы за последние 12 месяцев. Коэффициент ликвидности в 2024 году (по методологии АКРА) может составить 180%.
Качественная оценка ликвидности бюджета Города соответствует высокому уровню. Потребность в привлечении краткосрочных бюджетных кредитов Управления Федерального казначейства для покрытия кассовых разрывов у Города отсутствует. По его данным, закупки кредитных линий за последние 24 месяца не проводились в силу отсутствия потребности. Просроченных долговых обязательств и просроченной кредиторской задолженности бюджет Города на 01.01.2024 и 01.07.2024 не имел. Риски рефинансирования минимальны.
Высокий уровень развития экономики, обеспечивающий диверсифицированную налоговую базу бюджета. ВРП на душу населения в Санкт-Петербурге стабильно превосходит среднестрановой показатель в полтора раза. В результате существенного роста номинального ВРП в 2021 и 2022 годах соотношение усредненных за 2019–2022 годы показателей приблизилось к 2. Дифференциация налоговых поступлений по отраслям находится на высоком уровне: по расчетам АКРА, усредненная оценка максимальной доли одной отрасли в налоговых доходах Города в 2020–2023 годах не превышает 30%. Тем не менее Агентство отмечает рост доли сектора торговли в структуре ВРП и налоговых доходов. Безработица остается на низком уровне — по итогам 2023 года показатель не превышал 2%. Среднемесячная заработная плата в указанный период более чем в пять раз превышала городской прожиточный минимум.
Ключевые допущения
-
более высокий, чем предусмотрено актуальной версией закона о бюджете, рост поступлений по НДФЛ в 2024 году;
-
сохранение консервативной долговой политики;
-
сохранение ликвидности бюджета на высоком уровне.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост долговой нагрузки выше 30% текущих доходов Города;
-
существенное снижение уровня доступной ликвидности.
Рейтинги выпусков
Санкт-Петербург, 35001 (ISIN RU000A0ZYHX8); срок погашения — 28.05.2025, объем эмиссии — 30 млрд руб., — AAA(RU).
Санкт-Петербург, 35002 (ISIN RU000A0ZYKJ1); срок погашения — 04.12.2026, объем эмиссии — 25 млрд руб., — AAA(RU).
Санкт-Петербург, 35003 (ISIN RU000A102A15); срок погашения — 13.04.2027, объем эмиссии — 30 млрд руб., — AAA(RU).
Санкт-Петербург, 35004 (ISIN RU000A102K88); срок погашения — 28.09.2028, объем эмиссии — 30 млрд руб., — AAA(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Санкт-Петербурга, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Санкт-Петербурга.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Санкт-Петербурга и облигационных выпусков Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1, RU000A102A15, RU000A102K88) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Санкт-Петербурга и государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1, RU000A102A15, RU000A102K88) были опубликованы АКРА 27.06.2017, 04.12.2017, 12.12.2017, 22.10.2020 и 17.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Санкт-Петербурга и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1, RU000A102A15, RU000A102K88) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Санкт-Петербургом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Санкт-Петербурга принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Санкт-Петербурга дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.