Кредитный рейтинг Томской области (далее — Томская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки при умеренных рисках рефинансирования долговых обязательств, положительной операционной эффективностью бюджета и его умеренной потребностью в использовании дополнительного финансирования капитальных расходов. Рейтинг сдерживается ожиданиями Агентства относительно дальнейшего снижения накопленной ликвидности Региона по итогам текущего года и умеренными качественными оценками бюджетного профиля.
Томская область расположена в Сибирском федеральном округе, почти треть ее территории не заселена в связи с географическими особенностями местности. На территории Региона располагается большое количество высших образовательных учреждений, что позволяет ему считаться крупным образовательным центром. В Области проживает немногим более 1,0 млн человек (0,7% населения страны). По оценкам Региона, его валовой региональный продукт (ВРП) за 2023 год составил 877 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Умеренно низкая долговая нагрузка при умеренных рисках рефинансирования обязательств. По итогам 2023 года объем долга Области снизился на 2% к показателю на начало года и составил 48,1 млрд руб. Долговой портфель Региона на 77% состоял из бюджетных кредитов, 17% формировали облигации (в том числе облигации для населения, что является особенностью долговой политики Региона, однако их доля несущественна), а оставшаяся часть приходилась на банковские кредиты.
По состоянию на 01.08.2024 долг Области увеличился на 7% к уровню на начало текущего года, до 51,3 млрд руб. Увеличение объема долга обусловлено привлечением бюджетных кредитов в сумме 3,4 млрд руб. Большая часть этих кредитов (2,8 млрд руб.) представлена краткосрочными кредитами Управления Федерального казначейства (УФК), оставшаяся часть — инфраструктурными бюджетными кредитами с погашением в период с 2026 по 2039 год. Наряду с этим за истекшую часть года Регион погасил незначительный объем облигаций. Текущий график погашения долга предусматривает существенные выплаты в 2025 году, когда погашается 23% долговых обязательств, что эквивалентно 15% прогнозируемых на этот год налоговых и неналоговых доходов (ННД) Области. В 2024 году погашению подлежат 9% долга, при этом около половины погашаемого объема формируют облигации. В случае рефинансирования объема долга, подлежащего погашению в текущем году, краткосрочными финансовыми инструментами доля долга, подлежащего погашению в 2025 году, приблизится к 36%.
По прогнозу Агентства, соотношение долга и текущих доходов Области составит 45% по итогам 2024 года. Соотношение усредненных1 за 2021–2025 годы процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом объема субвенций) не превысит 2%. Соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП составит порядка 5%.
Качественная оценка долгового профиля определяется как средняя. АКРА учитывает существенную долю бюджетных кредитов в структуре долгового портфеля и средневзвешенный срок погашения долга, незначительно превышающий три с половиной года. Фактов неисполнения Регионом долговых обязательств не зафиксировано. Операционная эффективность бюджета в анализируемом периоде преимущественно положительная, что указывает на финансирование текущих расходов за счет текущих доходов без привлечения заемных средств. Долговая нагрузка муниципальных образований Области по итогам 2023 года составила 30%. По данным Региона, финансовый долг предприятий государственного сектора на 01.04.2024 не превышал 0,8 млрд руб. В 2023 году Регион заключил два крупных концессионных соглашения о создании комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами и строительстве межвузовского кампуса в городе Томске. Средства на погашение платежей концессионерам предусмотрены текущей версией закона о бюджете. Ожидается, что капитальный грант в объеме 19 млрд руб. по проекту создания межвузовского кампуса будет покрыт за счет межбюджетных трансфертов из вышестоящего бюджета; после ввода проекта в эксплуатацию для оплаты концессионеру будут использоваться средства областного бюджета.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Положительная операционная эффективность бюджета при его умеренной потребности в использовании дополнительного финансирования. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы составит немногим менее 8%. Агентство ожидает, что по итогам 2024 года текущие доходы превысят объем текущих расходов Области, что указывает на отсутствие необходимости в привлечении дополнительных средств для финансирования текущих расходов.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом объема субвенций) за 2021–2025 годы составит 13%. Капитальные расходы ежегодно в среднем наполовину финансируются за счет средств федерального бюджета (с учетом средств инфраструктурных бюджетных кредитов). Качественная оценка гибкости бюджетных расходов определяется как средняя. Усредненная за указанный выше период доля ННД в совокупных доходах Региона (без учета субвенций) составит 74%.
Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -2%, что указывает на умеренную потребность бюджета в использовании дополнительных средств на капитальные цели. По прогнозу АКРА, в текущем году потребность бюджета в дополнительном финансировании может превысить объем остатков на счетах. В таком случае Области потребуется привлечение заемного финансирования для обеспечения планового уровня капитальных расходов.
Качественная оценка бюджетного профиля определяется как средняя и основывается на заметных отклонениях фактических собственных доходов бюджета Области от плановых показателей, а также на факте нарушения условий дополнительных соглашений по бюджетным кредитам по итогам 2022 года, повлекшего досрочное погашение 0,4 млрд руб. Бюджетное прогнозирование частично затруднено, поскольку значительную часть доходов формируют поступления от высоковолатильных отраслей. Объем недополученных доходов бюджета, связанных с предоставлением региональных льгот, по итогам 2023 года составил 1,3 млрд руб., что, по мнению АКРА, некритично для бюджета Региона.
По итогам 2023 года бюджет Региона был исполнен с профицитом в 1% ННД. Полученные средства в совокупности с частью объема остатков на счетах были направлены на погашение долговых обязательств.
Согласно утвержденным на 01.08.2024 бюджетным назначениям, в 2024 году ожидается рост доходов бюджета Области на 8% к уровню 2023 года. Рост ННД составит 6%, в том числе поступления по налогу на прибыль увеличатся на 10% год к году. Поступления по налогам на товары и услуги возрастут на 6%, а по НДФЛ — на 2%. Увеличение объема безвозмездных поступлений составит порядка 13%. Ожидается, что совокупные расходы бюджета по итогам года вырастут на 13%, при этом объем капитальных расходов практически не изменится относительно показателя за прошлый год. Дефицит бюджета ожидается на уровне 6% ННД, а основным источником его финансирования станут остатки на счетах Региона, при этом Области предстоит также привлечь заемные средства.
По итогам семи месяцев 2024 года доходная часть областного бюджета увеличилась на 5% к показателю за сопоставимый период минувшего года. ННД Региона увеличились на 3%, при этом поступления по НДФЛ и налогам на товары и услуги возросли на 24 и 17% соответственно, в то время как поступления по налогу на прибыль, наоборот, снизились на 25%. Безвозмездные поступления за семь месяцев текущего года увеличились на 9%, в том числе на четверть вырос объем дотаций. Расходная часть бюджета Региона увеличилась на 7% к показателю годом ранее, а промежуточный профицит бюджета сформировался на уровне 2,7 млрд руб. (за семь месяцев 2023 года промежуточный профицит составил порядка 3,8 млрд руб.).
АКРА полагает, что поступления по налогу на прибыль могут снизиться относительно показателя по итогам 2023 года, в то же время поступления по НДФЛ могут показать более существенный рост, чем предполагают актуальные утвержденные назначения. При сохранении прочих бюджетных параметров неизменными дефицит бюджета по итогам 2024 года может составить 5% ННД, а для его финансирования Области придется использовать весь объем накопленных остатков на счетах, а также привлечь незначительный объем заемного финансирования.
Остатки на счетах могут быть использованы в полном объеме. По итогам 2023 года объем остатков на счетах Региона снизился на 13% к показателю по итогам 2022 года. Однако по состоянию на 01.08.2024 объем временно свободных средств на счетах превосходил аналогичный показатель на начало года более чем в два с половиной раза. Ежемесячный объем накопленных средств за последние двенадцать месяцев в среднем сопоставим с объемом среднемесячных расходов бюджета. По прогнозу АКРА, остатки на счетах Области в полном объеме могут быть использованы для покрытия ожидаемого дефицита текущего года, что позволит профинансировать примерно половину его ожидаемой величины.
Коэффициент ликвидности бюджета Области составит 44% по итогам 2024 года.
Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует умеренному профилю. По состоянию на 01.08.2024 у Области не было открытых кредитных линий со сроком выборки более года. Регион использует краткосрочные кредиты УФК, в феврале текущего года объем привлечения составил 2,8 млрд руб. Риски рефинансирования долговых обязательств умеренные в связи с пиком выплат долга в 2025 году. Наряду с этим погашаемые в текущем году облигации могут быть рефинансированы краткосрочными финансовыми инструментами. В совокупности в ближайшие два года Региону необходимо погасить или рефинансировать примерно треть долговых обязательств. По состоянию на 01.07.2024 просроченная кредиторская задолженность областного бюджета отсутствовала.
Диверсифицированная экономика с существенной зависимостью от добычи нефти. В 2019–2022 годах в среднем порядка четверти ВРП Томской области приходилось на добычу полезных ископаемых, главным образом нефти. По расчетам АКРА, наибольшую долю налоговых поступлений (усредненное значение за 2020–2023 годы) в 15% составила сфера оптовой торговли, порядка 13% сформировала деятельность по добыче нефти и газа. По данным за 2023 год, деятельность по добыче нефти и газа сформировала порядка 16% налоговых поступлений, а сфера оптовой торговли — около 12%.
ВРП на душу населения сохраняется ниже среднестранового уровня. Соотношение усредненных за 2019–2022 годы подушевого ВРП Области и среднестранового подушевого ВРП незначительно превысило 80%. В соответствии с ожиданиями Региона по показателю ВРП за 2023 год усредненный ВРП на душу населения в 2020–2023 годах мог сохраниться на аналогичном уровне. В связи с этим АКРА сохраняет корректировку на пограничное значение к показателю категории ВРП Региона.
Усредненный за 2020–2023 годы уровень безработицы равен 5%. Соотношение усредненной за аналогичный период среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения составило 4,0 раза.
Ключевые допущения
-
снижение поступлений по налогу на прибыль относительно показателя по итогам 2023 года;
-
прирост поступлений по НДФЛ выше утвержденного уровня;
-
использование остатков на счетах в полном объеме в совокупности с привлечением заемного финансирования в целях финансирования прогнозного дефицита бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
существенный прирост показателя ВРП Области;
-
рост операционной эффективности бюджета;
-
снижение доли краткосрочного долга благодаря использованию долгосрочных финансовых инструментов;
-
значительный рост объема накопленной ликвидности.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
изменение долговой политики Области в пользу использования краткосрочных инструментов;
-
увеличение соотношения долга и текущих доходов Области выше 55%;
-
существенное снижение доли капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом объема субвенций);
-
существенное увеличение потребности бюджета в привлечении заемных средств на капитальные цели при отсутствии достаточного объема остатков на счетах Региона.
Рейтинги выпусков
Томская область, 34062 (ISIN RU000A0ZYMJ7), срок погашения — 19.12.2024, объем эмиссии — 7 млрд руб., — BBB+(RU).
Томская область, 35067 (ISIN RU000A1024L7), срок погашения — 23.07.2027, объем эмиссии — 20 млрд руб., — BBB+(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Томской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Томской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Томской области и облигационных выпусков Томской области (RU000A0ZYMJ7, RU000A1024L7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Томской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0ZYMJ7, RU000A1024L7) были опубликованы АКРА 10.04.2018, 10.04.2018 и 13.05.2021 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Томской области, а также кредитных рейтингов выпусков государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0ZYMJ7, RU000A1024L7) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных администрацией Томской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Томской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало администрации Томской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.