Кредитный рейтинг Липецкой области (далее — Липецкая область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки при минимальных рисках рефинансирования обязательств, значительным объемом остатков на счетах Региона и высокой долей капитальных расходов в совокупных расходах бюджета (за вычетом субвенций). Рейтинг Области сдерживается зависимостью бюджета от крупнейшего налогоплательщика, волатильной структурой налоговых поступлений и умеренной потребностью бюджета в использовании накопленных средств для финансирования капитальных расходов.

Сохранение прогноза «Негативный» по кредитному рейтингу Липецкой области обусловлено сохраняющимися ожиданиями АКРА относительно возможного дальнейшего отставания динамики подушевого валового регионального продукта (ВРП) Области от среднестранового уровня, что может привести к понижению оценки экономического профиля Региона. Наряду с этим Агентство считает возможной ситуацию, при которой ожидаемый существенный рост текущих расходов Области при одновременном уменьшении текущих доходов на фоне сокращения поступлений по налогу на прибыль может привести к значительному снижению показателя операционной эффективности бюджета по итогам 2024 года, что, в свою очередь, окажет негативное влияние на оценку финансового профиля Региона.

Липецкая область входит в состав Центрального федерального округа. В Области проживает 1,1 млн человек (порядка 0,8% населения страны). По оценкам Области, в 2023 году ее ВРП мог составить 850 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Существенная зависимость экономики Области от металлопромышленного комплекса. По расчетам Агентства, металлургическая промышленность за 2020–2023 годы сформировала значительную долю налоговых поступлений. Около 11% (усредненная1 доля) за указанный период обеспечили отрасли оптовой и розничной торговли. Доля поступлений от государственного сектора экономики невелика — порядка 10%. Крупнейшим налогоплательщиком Области является ПАО «НЛМК». АКРА отмечает потенциальные риски, связанные с зависимостью экономики и бюджета от крупнейшего налогоплательщика.

По итогам 2022 года совокупный подушевой ВРП российских регионов увеличился на 16%, при этом в Липецкой области данный показатель снизился на 6%. В 2019–2022 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 79% от среднестранового уровня. АКРА применяет корректировку на пограничное значение к указанному показателю в сторону повышения, поскольку снижение подушевого ВРП в 2022 году могло носить временный характер. Динамика индекса промышленного производства (далее — ИПП) Липецкой области за 2023 год существенно опережает среднестрановой показатель — 108,3% к показателю за аналогичный период 2022 года против 103,5% соответственно. Это может оказать положительное влияние на показатель ВРП Области за 2023 год.

Безработица в Области не превышала 4,3% за весь период наблюдений с 2013 года. За 2023 год значение показателя составило 2,9%. За период с 2020 по 2023 год соотношение усредненных среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума превышало 3,5.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Снижающаяся операционная эффективность бюджета при умеренной потребности в использовании накопленных остатков. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы составит 11%. По итогам 2024 года объем баланса текущих операций может стать отрицательным, поскольку ожидаемое увеличение текущих расходов по итогам года может составить 29% к показателю годом ранее. В то же время ожидается, что текущие доходы Области сократятся на 7% на фоне прогнозируемого снижения поступлений по налогу на прибыль. В таком случае в 2024 году Региону предстоит использовать накопленную ликвидность для частичного финансирования текущих расходов.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2021–2025 годы составит порядка 24%. Гибкость бюджетных расходов оценивается на умеренно высоком уровне, поскольку в среднем за последние четыре года капитальные расходы примерно на 40% финансировались за счет трансфертов из вышестоящего бюджета. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета объема субвенций) за указанный период составит 82%.

Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов ожидается на уровне -4%, что указывает на умеренную потребность в использовании дополнительного финансирования для покрытия капитальных расходов. АКРА отмечает, что в текущем году потребность в финансировании капитальных расходов Региона полностью покрывается остатками на его счетах.

Оценка бюджетного профиля определяется как умеренно сильная и ограничивается заметными отклонениями фактических собственных доходов бюджета Области от плановых показателей. Бюджетное прогнозирование зачастую консервативно и частично затруднено, поскольку значительную часть доходов формируют поступления от высоковолатильных отраслей. Случаи нарушения бюджетного законодательства отсутствуют. Объем недополученных доходов в связи с предоставлением льгот не является критичным для бюджета Области.

По итогам 2023 года бюджет Региона был исполнен с профицитом в 10% ННД, что позволило существенно увеличить объем остатков на счетах.

Согласно актуальной версии закона о бюджете, доходная часть бюджета Области по итогам текущего года сократится на 5% к показателю за прошлый год. Снижение ННД ожидается на уровне 8%, что по большей части связано с сокращением поступлений по налогу на прибыль на 18% в годовом сопоставлении. Прирост безвозмездных поступлений ожидается на уровне 7% в сравнении с 2023 годом, однако капитальные трансферты увеличатся примерно на четверть. Расходная часть бюджета Липецкой области увеличится на треть, наибольший прирост в номинальном выражении придется на текущие расходы. Значительный планируемый дефицит бюджета в размере 38% ННД будет полностью покрыт остатками на счетах Региона.

По итогам семи месяцев текущего года доходы бюджета Липецкой области увеличились на 3% к показателю за аналогичный период 2023 года. ННД при этом сократились на 2%, что главным образом было связано со снижением поступлений по налогу на прибыль более чем на четверть. Поступления по НДФЛ и безвозмездные поступления в бюджет Региона, напротив, продемонстрировали существенный прирост за указанный период —  более чем на 31% и на 26% соответственно. Расходная часть бюджета Области увеличилась на 18%, в связи с чем промежуточный профицит составил 3,3 млрд руб. (годом ранее он был равен 11,2 млрд руб.).

Низкая долговая нагрузка при минимальных рисках рефинансирования обязательств. На 01.01.2024 долг Липецкой области составлял 16,6 млрд руб., что на 25% превышает показатель 2022 года. По состоянию на начало текущего года долг был на 86% представлен бюджетными кредитами, оставшуюся часть формировали облигации Региона. График погашения долга на указанную дату был сбалансирован, риски рефинансирования обязательств для Области, по мнению Агентства, минимальны, так как объем накопленной ликвидности существенно превосходит весь объем долга Региона. В соответствии с графиком на указанную выше дату, в 2024 году Региону предстояло погасить 23% долговых обязательств, в 2025-м — 17%.

По состоянию на 01.08.2024 долг Липецкой области сократился на 10% к показателю на начало года и составил 14,9 млрд руб. Это произошло в связи с погашением 1,7 млрд руб. бюджетных кредитов, выданных в прошлом году на опережающее финансирование расходных обязательств Региона. В соответствии с обновленным графиком погашения долга, в текущем году Области предстоит погасить 12% долга, еще 18% подлежат погашению в 2025 году.

По итогам 2023 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 16%. АКРА ожидает, что к концу 2024 года данный показатель существенно не изменится и будет соответствовать низкому уровню долговой нагрузки. Соотношение усредненных
за 2021–2025 годы процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом объема субвенций) составит менее 1%. Соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП не превысит 2%.

Долговой профиль Региона оценивается как очень сильный. АКРА учитывает существенную долю бюджетных кредитов в структуре долгового портфеля и средневзвешенный срок погашения долга, значительно превышающий три с половиной года. Фактов неисполнения Регионом его долговых обязательств не зафиксировано. Операционная эффективность бюджета преимущественно положительная, однако по итогам 2024 года баланс текущих операций может стать отрицательным ввиду опережающего роста текущих расходов. Долговая нагрузка муниципальных образований Области низкая и постепенно снижается; по итогам 2023 года соотношение совокупного долга муниципалитетов Области и их совокупных ННД составило 13%. По данным Региона, финансовый долг предприятий государственного сектора на 01.07.2024 составил порядка 0,3 млрд руб., еще 0,4 млрд руб. формирует просроченная кредиторская задолженность предприятий государственного сектора. По мнению АКРА, такой объем задолженности не несет рисков для бюджета Региона.

Остатки на счетах позволят профинансировать весь запланированный объем дефицита бюджета. По итогам 2023 года объем остатков на счетах Региона увеличился более чем в полтора раза. Большую часть прироста обеспечил профицит бюджета по итогам года. С начала 2024 года остатки на счетах в среднем в несколько раз превышали ежемесячные расходы бюджета Области, при этом по состоянию на 01.08.2024 объем временно свободных средств увеличился на 11% к показателю на начало года. Накопленная ликвидность позволит Области без привлечения долга покрыть ожидаемый бюджетный дефицит 2024 года, а также погасить объем долга, запланированный к погашению в текущем году. 

Коэффициент ликвидности бюджета Области по итогам 2024 года составит порядка 140%.

Профиль ликвидности бюджета оценивается как сильный. На текущий момент у Области нет необходимости в использовании кредитных линий или привлечения краткосрочного кредита Управления Федерального казначейства для финансирования возможных кассовых разрывов. Накопленная ликвидность в несколько раз превосходит долг Региона, этого объема достаточно для финансирования возможных потребностей бюджета. Просроченная кредиторская задолженность областного бюджета на 01.07.2024 отсутствовала.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета в пределах параметров, указанных в актуальной версии закона о бюджете;

  • использование свободной ликвидности на счетах Региона для финансирования ожидаемого дефицита бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Негативный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение концентрации экономики на металлопромышленном комплексе;

  • уменьшение потребности бюджета в использовании накопленных средств для финансирования капитальных расходов.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • более низкие темпы прироста ВРП, чем в среднем по стране;

  • значительное ухудшение оперативной эффективности бюджета;

  • существенное снижение объемов накопленной ликвидности Региона.

Рейтинги выпусков

Липецкая область, 35010 (ISIN RU000A0ZZR33); срок погашения — 21.10.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — АA(RU).

Липецкая область, 34011 (ISIN RU000A1013T3); срок погашения — 21.11.2024, объем эмиссии — 2,5 млрд руб., — АA(RU).

Липецкая область, 34012 (ISIN RU000A102598); срок погашения — 16.09.2025, объем эмиссии — 2,5 млрд руб., — АA(RU).

Обоснование. Перечисленные выше облигационные выпуски Липецкой области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Липецкой области — AA(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Липецкой области и облигационных выпусков Липецкой области (ISIN RU000A0ZZR33, RU000A1013T3, RU000A102598) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Липецкой области и облигационных выпусков Липецкой области (ISIN RU000A0ZZR33, RU000A1013T3, RU000A102598) были опубликованы АКРА 07.07.2017, 24.10.2018, 21.11.2019 и 15.09.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Липецкой области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Липецкой области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Липецкой областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Липецкой области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Липецкой области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Дмитрий Куликов
Старший директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.