Кредитный рейтинг Краснодарского края (далее — Краснодарский край, Край, Регион) обусловлен умеренно высокой операционной эффективностью бюджета, значительной диверсификацией налоговых доходов и достаточным объемом остатков на счетах бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинг Региона оказывают средние значения некоторых показателей социально-экономического развития и растущая потребность бюджета в использовании накопленной ликвидности для финансирования капитальных расходов.
«Позитивный» прогноз связан с ожиданиями Агентства относительно возможностей Региона по удержанию долговой нагрузки на низком уровне в прогнозном периоде при сохранении высокой доли капитальных расходов, достигнутой в 2022–2023 годах.
Краснодарский край входит в состав Южного федерального округа, в Крае проживает порядка 5,8 млн чел. (4% населения России). Валовый региональный продукт (ВРП) по итогам 2022 года составил 4,3 трлн руб. (порядка 3% совокупного ВРП российских регионов), что превышает показатель предыдущего года на 31% в номинальном выражении и на 8% в реальном. Краснодарский край — устойчивый лидер по показателям сельского хозяйства среди субъектов РФ, крупный российский курорт и важный транспортный узел.
Ключевые факторы оценки
Умеренно высокие показатели бюджетного профиля при возрастающей потребности в использовании накопленных остатков. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы составит 16%. При этом баланс текущих операций по итогам 2024 года, согласно актуальной версии закона о бюджете и расчетам АКРА, сложится положительным, что указывает на достаточность текущих доходов для финансирования текущих расходов, однако для финансирования части капитальных расходов требуется привлечение заемных средств или расходование накопленной ликвидности.
Усредненная за 2021–2025 годы доля капитальных расходов в совокупных расходах может составить порядка 25%. Гибкость бюджетных расходов оценивается на высоком уровне, поскольку за последние четыре года капитальные расходы в среднем более чем на 70% финансировались Регионом самостоятельно. Усредненная за указанный период доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 83%.
Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов составит -7%; в 2024 году, как и годом ранее, показатель МБД ожидается отрицательным в связи с планами по дальнейшему наращиванию капитальных расходов. Для финансирования капитальных расходов Краю предстоит использовать часть накопленных остатков на счетах либо привлечь заемные средства, которые, согласно актуальной версии закона о бюджете, будут в основном представлены бюджетными кредитами.
Согласно актуальной бюджетной росписи, в текущем году Краем запланировано сокращение доходной части бюджета на 3% после ее значительного роста в 2023 году (+20%) на фоне беспрецедентного увеличения поступлений по налогу на прибыль (+57%). Снижение ожидается за счет сокращения безвозмездных поступлений на 35%. Планируется, что расходная часть бюджета Региона вырастет на 11% год к году, при этом текущие расходы могут увеличиться на 1%, а капитальные — на 47%. В данной ситуации дефицит может достичь рекордного значения в 17% ННД. Край планирует профинансировать ожидаемый дефицит за счет накопленной ликвидности, а также путем привлечения заемных средств, в том числе бюджетных кредитов на финансирование инфраструктурных проектов.
Согласно исполнению бюджета Края за семь месяцев текущего года, его доходная часть оказалась на 0,4% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, при этом поступления по налогу на прибыль в годовом сопоставлении снизились на 21%, а по НДФЛ — увеличились на 36%. Расходы бюджета за указанный период на 14% превысили показатель за аналогичный период прошлого года. По состоянию на 01.08.2024 бюджет характеризуется промежуточным профицитом.
Бюджетный профиль Края признается Агентством умеренно сильным. Информация о случаях нарушения бюджетного законодательства за последние пять лет отсутствует, в законе о бюджете Края установлены дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ в бюджеты нижестоящих уровней. Для бюджетного процесса характерны умеренная точность планирования и преобладание консервативных ожиданий. Отклонения фактических поступлений от прогнозных показателей, предусмотренных в первой версии бюджета, наблюдаются в большей части по безвозмездным поступлениям и по налогу на прибыль в связи с волатильностью внешней конъюнктуры. Подобные отклонения происходят по независящим от Региона причинам.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Планируемый рост уровня долговой нагрузки. В 2023 году долг Краснодарского края увеличился на 5% и по состоянию на 01.01.2024 составил 117,6 млрд руб. На 01.01.2024 долг Региона был представлен бюджетными кредитами (84%), а оставшаяся часть приходилась на облигации. В текущем году Регионом был погашен бюджетный кредит, который был получен в 2023 году в целях опережающего финансирования, при этом был привлечен инфраструктурный бюджетный кредит, в результате чего по состоянию на 01.08.2024 объем долга Региона практически не изменился.
На начало текущего года Краю предстояло погасить 13% долга, из которых по состоянию на 01.08.2024 к погашению осталось 10% с учетом уже осуществленного погашения. В 2025 году погашению подлежат 15% долговых обязательств.
При исполнении бюджета по итогам 2024 года согласно параметрам, предусмотренным текущей версией закона о бюджете, АКРА ожидает, что долговая нагрузка Региона сложится на уровне менее 30% текущих доходов, однако в 2025 году, исходя из параметров текущего закона о бюджете, долговая нагрузка вырастет. Тем не менее Агентство полагает, что у Региона есть возможность для сохранения долговой нагрузки на низком уровне.
Соотношение долга и ВРП Региона на конец текущего года составит порядка 2%, соотношение усредненных за 2021–2025 годы процентных расходов и совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций) будет равно 1%.
Качественная оценка долговой нагрузки Края определяется Агентством на наивысшем уровне в связи с низкой долговой нагрузкой муниципалитетов и диверсифицированной по инструментам структурой долга, средневзвешенный срок погашения долга на начало текущего года превышал три с половиной года, кредитная история положительна. Баланс текущих операций ежегодно положителен.
Достаточный уровень ликвидности бюджета. Край своевременно выполняет расходные обязательства и получает доходы от управления временно свободными средствами: по итогам 2023 года объем процентных доходов составил около 3% ННД. За минувший год объем остатков средств на счетах бюджета снизился примерно на 40% и по состоянию на 01.01.2024 на 11% превышал среднемесячные расходы за 2023 год, а также на 40% покрывал госдолг Региона на ту же дату. По состоянию на 01.08.2024 объем остатков средств на счетах Края покрывает чуть более половины имеющегося на ту же дату госдолга.
Коэффициент ликвидности бюджета (без учета средств автономных и бюджетных учреждений) Краснодарского края по итогам 2024 года составит чуть более 100%.
Профиль ликвидности Края оценивается АКРА как сильный. Потребность в привлечении краткосрочных бюджетных кредитов Управления Федерального казначейства для покрытия кассовых разрывов у Региона отсутствует; по его данным, за последние 24 месяца банковские кредиты не привлекались в силу отсутствия потребности. Случаи просрочки платежей по долговым обязательствам бюджета Краснодарского края (кредиты, гособлигации, гарантии) отсутствуют. Риски рефинансирования низкие благодаря плавному графику погашения обязательств.
Диверсифицированная экономика с показателями развития, близкими к среднестрановым. К основным отраслям, формирующим большую часть ВРП Региона, относятся транспортировка и хранение (по территории Края пролегают крупные трубопроводы), торговля и ремонт, сельское хозяйство (по объему производства сельскохозяйственной продукции Краснодарский край занимает лидирующие позиции среди российских регионов). Однако наибольшую долю в ВРП Региона за 2022 год внесла отрасль операций с недвижимым имуществом, доля которой выросла с 13% в 2021-м до 24% в 2022-м. Кроме того, весомый вклад в ВРП вносят обрабатывающая промышленность (в частности, пищевое производство, чьи перспективы роста определяет переработка сельхозпродукции, и нефтепереработка), а также сектор услуг.
Наибольшую долю налоговых поступлений в бюджет Региона обеспечивают такие сектора, как «Оптовая торговля» и «Транспорт». Усредненная за 2020–2023 годы доля оптовой торговли, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, по оценкам АКРА, составила порядка 13,0% налоговых поступлений в бюджет Региона, а транспортировка (без учета трубопроводной) — 12,6%. Госсектор за аналогичный период сформировал около 13,7% налоговых поступлений.
ВРП на душу населения остается ниже среднестранового уровня по большей части в связи с большой численностью населения Региона. Соотношение усредненных за 2019–2022 годы краевого подушевого ВРП и среднестранового подушевого ВРП составило 74%. Соотношение усредненных за 2020–2023 годы среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума превысило 3,5. Усредненный за 2020–2023 годы уровень безработицы, по расчетам АКРА, составил 3,05%.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета в пределах параметров, предусмотренных актуальной версией закона о бюджете;
-
привлечение в текущем году инфраструктурных бюджетных кредитов для финансирования части капитальных расходов прогнозного периода;
-
использование свободной ликвидности на счетах Региона для финансирования ожидаемого дефицита текущего года;
-
сохранение консервативной долговой политики.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
сохранение устойчивого соотношения долга и текущих доходов Края ниже 30%;
-
сохранение высокого уровня капитальных расходов;
-
снижение потребности бюджета в использовании накопленных остатков.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост долговой нагрузки Региона в совокупности со значительным увеличением доли краткосрочного долга;
-
увеличивающаяся потребность в использовании накопленных средств для финансирования капитальных расходов;
-
значительное снижение уровня ликвидности бюджета.
Рейтинги выпусков
Краснодарский край, 35002 (ISIN RU000A0ZZ8X4), срок погашения — 03.06.2025, объем эмиссии —
10,0 млрд руб., — АА-(RU).
Краснодарский край, 35003 (ISIN RU000A1011B5), срок погашения — 12.11.2026, объем эмиссии —
10,0 млрд руб., — АА-(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Краснодарского края, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Краснодарского края.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Краснодарского края и выпусков облигаций Краснодарского края (RU000A0ZZ8X4, RU000A1011B5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Краснодарского края был опубликован АКРА 18.10.2017, кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A0ZZ8X4) — 17.10.2018, кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A1011B5) — 12.11.2019. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Краснодарского края, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A0ZZ8X4, RU000A1011B5) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Краснодарским краем, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Краснодарского края принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало администрации Краснодарского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.