Кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа (далее — ЯНАО, Округ, Регион) обусловлен минимальным уровнем долговой нагрузки, высокой степенью самодостаточности и устойчивости бюджета и высоким уровнем его ликвидности, а также высокими показателями развития региональной экономики.
ЯНАО располагается в Уральском федеральном округе, Регион является самостоятельным субъектом Российской Федерации и одновременно входит в состав Тюменской области1. Территория ЯНАО относится к районам Крайнего Севера, а более половины его площади расположено за полярным кругом. На территории Округа добывается более 85% российского газа, а его номинальный валовой региональный продукт (ВРП) в 2023 году составил, по оценке Округа, 5,2 трлн руб. Численность населения ЯНАО составляет примерно 0,4% населения страны.
1 Часть поступлений по налогу на прибыль, собираемому на территории Округа, поступает в бюджет Тюменской области (их размер регламентируется договором между Тюменской областью и Округом и составляет 29,5%).
Ключевые факторы оценки
Высокая степень самодостаточности бюджета. Динамика налоговых доходов Округа в определенной степени зависит от внешнего фактора, что больше всего проявилось в период пандемии в 2020 году, когда поступления по налогу на прибыль упали почти в два раза. Стабилизируют динамику поступлений по этому налогу поступления по налогам на имущество, которые занимают вторую по величине долю в структуре налоговых и неналоговых доходов (ННД).
Исходя из текущей (и единственной) версии закона о бюджете, в 2024 году Регион ожидает снижение ННД на фоне сокращения поступлений по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), а также процентных доходов. Тем не менее динамика исполнения бюджета за семь месяцев текущего года позволяет предположить, что как минимум два из упомянутых видов доходов не снизятся, а вырастут по итогам года.
В 2023 году бюджет Округа был исполнен с дефицитом в размере 3,5% ННД, источником финансирования которого в основном стали остатки ликвидных средств на счетах. Дефицит бюджета 2024 года составит, согласно ожиданиям Округа, 15% ННД, источником его финансирования останутся остатки ликвидных средств. Актуальная бюджетная роспись предполагает больший объем расходов, чем это запланировано законом о бюджете. В то же время динамика исполнения ННД и история исполнения расходов свидетельствуют в пользу сохранения дефицита на запланированном уровне. Однако, если потребуется привлечь дополнительный долг для финансирования дефицита бюджета, превышающего 15% ННД, уровень кредитного рейтинга не изменится по причине очень низкой текущей долговой нагрузки.
Бюджет ЯНАО характеризуется высокой долей собственных доходов, усредненная2 доля ННД Региона в общем объеме его доходов (без учета субвенций) за период с 2021 по 2025 год составит 91%.
Бюджет Региона отличается высокой операционной эффективностью: усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов стабильно положительное и за 2021–2025 годы составит 26%. Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов в указанный период будет находиться на уровне -9% (при планируемых в актуальной бюджетной росписи расходах). Для финансирования капитальных расходов возникнет необходимость использовать накопленные остатки на счетах.
Высокая гибкость бюджета Региона обусловлена высокой усредненной долей капитальных расходов в совокупных расходах, которая в 2021–2025 годах составит почти 35%. В среднем более 80% капитальных расходов ЯНАО финансирует за счет собственных средств. В 2023 году наблюдался существенный рост капитальных расходов. По ожиданиям Региона, в текущем году достигнутый уровень сохранится.
Бюджетный профиль Округа оценивается Агентством как сильный в связи с адекватностью планирования, отсутствием нарушений бюджетного законодательства и наличием практики передачи налоговых доходов на уровень муниципальных образований. Существенные налоговые льготы по налогам на имущество обусловлены наличием крупных проектов федерального масштаба.
2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Минимальный уровень долговой нагрузки. На конец 2023 года отношение долга к текущим доходам ЯНАО составило менее 3%. По состоянию на конец 2024-го и 2025 года уровень долговой нагрузки останется минимальным.
Доля краткосрочного долга на начало 2024 года нерепрезентативна в связи с низкой долговой нагрузкой.
Расходы Региона на обслуживание госдолга необременительны для его бюджета: соотношение усредненных за 2021–2025 годы процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций) составит 0,2%. Процентные доходы превышают процентные расходы. Соотношение ВРП Округа и его долга несущественно.
В 2022–2024 годах Округ предоставил государственные гарантии по договорам займа в рамках проектов по строительству инфраструктуры АО «ДОМ.РФ» (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»). На 01.01.2024 и на 01.08.2024 объем задолженности по указанным займам составлял 10 и 3,7 млрд руб. соответственно. В 2023 году Округом был привлечен специальный казначейский кредит, а в 2024 году — бюджетный кредит на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. Совокупная задолженность перед федеральным бюджетом по состоянию на 01.08.2024 составляла 1,2 млрд руб.
Качественная оценка долговой нагрузки ЯНАО находится на максимальном уровне. Средний срок погашения долга Округа превышает 3,5 года, долг диверсифицирован по видам обязательств. Информация о необходимости поддержки предприятий госсектора из бюджета Региона или о наличии значительной просроченной кредиторской задолженности таких предприятий отсутствует. Долг муниципальных образований Округа практически равен нулю.
Высокий уровень ликвидности бюджета. ЯНАО обладает значительным объемом средств на бюджетных счетах и депозитах. По состоянию на 01.01.2024 остатки многократно превосходили объем совокупного долга и почти в три раза превышали среднемесячные расходы бюджета за 2023 год. За истекший период 2024 года остатки средств выросли на 25%. ЯНАО использует право размещать остатки средств на депозитах. Коэффициент ликвидности Округа (по методологии АКРА) по итогам текущего года составит порядка 110%.
В связи с высоким уровнем запаса ликвидности ЯНАО не участвует в аукционах по приобретению ликвидности, а также не привлекает средства на устранение кассовых разрывов. Закупки кредитных линий за последние 24 месяца не проводились в силу отсутствия потребности. Просроченных долговых обязательств и просроченной кредиторской задолженности бюджет Региона на 01.07.2024 не имел. Риски рефинансирования минимальны. Благодаря вышеперечисленному качественная оценка ликвидности бюджета Округа соответствует максимальному уровню.
Регион — донор федерального бюджета, добывающий более 85% российского природного газа. Оценка экономического профиля ЯНАО обусловлена высоким уровнем ВРП на душу населения: в 2019–2022 годах усредненное значение ВРП на душу населения в ЯНАО в десять раз превышало усредненное среднестрановое значение.
В 2020–2023 годах отношение усредненной заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму составило 6,3, а уровень безработицы (по методологии МОТ) последние четыре года был ниже 3%.
Экономика Округа основана на добыче и реализации углеводородного сырья, обеспечивающих примерно половину его налоговых поступлений.
ЯНАО — один из основных федеральных регионов-доноров. За 2023 год 84% налогов и сборов, собранных на территории Региона, было направлено в федеральный бюджет, и только 16% поступило в консолидированный бюджет Округа.
Ключевые допущения
-
сохранение социально-экономических показателей Региона на высоком уровне;
-
использование остатков средств на счетах для финансирования дефицита бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
устойчивое снижение уровня ликвидности до размера ежемесячных расходов;
-
существенное снижение текущих доходов, не сопровождающееся сокращением расходов;
-
существенное изменение системы межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Рейтинги выпусков
ЯНАО, 35004 (ISIN RU000A0ZYM47), срок погашения — 25.12.2024, объем эмиссии — 5,5 млрд руб., — ААА(RU).
Обоснование. Облигационный выпуск Ямало-Ненецкого автономного округа, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Ямало-Ненецкого автономного округа.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Ямало-Ненецкого автономного округа и облигационного выпуска Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47) были опубликованы АКРА 27.06.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Ямало-Ненецкого автономного округа и кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Ямало-Ненецкого автономного округа принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА оказывало правительству Ямало-Ненецкого автономного округа дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.