Кредитный рейтинг Тверской области (далее — Область, Регион) обусловлен высоким уровнем долговой нагрузки относительно операционного баланса при умеренных показателях развития экономики по сравнению со средним показателем по стране, высоким уровнем самодостаточности бюджета в совокупности с ограниченной гибкостью бюджетных расходов и высоким уровнем ликвидности.
Тверская область расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО), граничит с шестью субъектами РФ. В Регионе проживает почти 1% населения РФ и создается 0,5% суммарного российского ВРП. В Области производится 16% электроэнергии ЦФО. Регион занимает второе место (после Москвы) по объему произведенной электроэнергии среди областей Центрального федерального округа (данные 2016 года).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Традиционная структура экономики и значимые эффекты близости к мегаполисам. Предприятия обрабатывающей промышленности (в первую очередь пищевое производство и производство транспортных средств), транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды — ключевые сектора экономики Региона. Невысокие (в сравнении со средними страновыми показателями) уровни среднедушевого ВРП и среднедушевых доходов населения ограничивают оценку экономики Области. Несмотря на то что экономика Региона имеет потенциал развития за счет географического положения (близость к Москве и Санкт-Петербургу), данный фактор оказывает влияние на отток населения.
Ограниченная гибкость бюджетных расходов при высокой степени самодостаточности бюджета. Бюджет Области характеризуется высокой степенью самодостаточности (в среднем порядка 82% в 2014–2017 годах без учета субвенций) при достаточной диверсификации налоговых поступлений. В 2013–2016 годах максимальная доля поступлений (от 21 до 27%) приходилась на обрабатывающие производства. Порядка трети поступлений от обрабатывающих производств формируют акцизы на алкогольную продукцию. Но доля обязательных расходов находится на высоком уровне (в среднем 78%). В результате гибкость бюджетных расходов ограничена, а операционный баланс составляет в среднем 18% регулярных доходов. По итогам 2017 года в результате роста текущих расходов в сфере дорожного хозяйства, ЖКХ и социальной политики операционный баланс снизится до 16% регулярных доходов. Ввиду ограниченной гибкости бюджетных расходов капитальные расходы составляют только 11% расходов бюджета (данные за период с 2014 по 2016 год и прогноз Области на 2017-й).
Высокая долговая нагрузка компенсируется улучшающейся структурой долга. АКРА исходит из предположения, что Регион примет участие в программе реструктуризации бюджетных кредитов. По прогнозу Агентства, соотношение долга и операционного баланса может постепенно снизиться с 3х на конец 2017 года до 2,6x на конец 2019-го. Благодаря комфортной структуре долга и системе управления ликвидностью расходы на обслуживание долга будут находиться на очень низком уровне (порядка 6% операционного баланса) по сравнению с показателем 2014–2015 годов (18–23%), который находился на высоком уровне за счет большей доли коммерческих заимствований в структуре долга и более высоких процентных ставок в указанном периоде. Соотношение операционного баланса за вычетом процентных расходов к объему погашения долга в текущем периоде остается невысоким. Однако в связи с привлечением Областью среднесрочных кредитов и в связи с реструктуризацией долга перед федеральным бюджетом профиль погашения долга изменится, что повлияет на прогнозные значения показателя.
Обязательства предприятий квазигосударственного сектора могут оказать влияние на бюджетные показатели Области. Расположенная в Твери компания высокой социальной значимости, напрямую не принадлежащая ни областному правительству, ни городской администрации, имеет значительную кредиторскую задолженность; перспективы ее урегулирования неясны. По мнению АКРА, данная задолженность может нести риски для областного бюджета. Поэтому Агентство считает целесообразным учитывать данную кредиторскую задолженность в качестве косвенных обязательств предприятий госсектора (несмотря на отсутствие взаимосвязи правительства Области с конечными бенефициарами указанной организации).
Высокий уровень ликвидности. В управлении ликвидностью Регион использует средства бюджетных и автономных государственных учреждений. Несмотря на то что в соответствии со статьей 236 Бюджетного кодекса РФ Тверская область имеет право размещать депозиты, а в течение последних двух лет кредиты Управления Федерального казначейства (УФК) не привлекались, фактически объем имеющейся ликвидности недостаточен для размещения средств, однако позволяет Области своевременно выполнять расходные обязательства, включая процентные платежи.
Ключевые допущения
- удержание доли обязательных расходов Области в пределах 80% от расходов бюджета;
- сохранение объема трансфертов в 2018–2019 годах на уровне 2017 года;
- участие в программе реструктуризации бюджетных кредитов.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- улучшение финансового состояния функционирующих на территории Региона компаний квазигосударственного сектора;
- дальнейшее структурное улучшение профиля погашения долга;
- снижение доли обязательных расходов бюджета Области.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- снижение собственных доходов бюджета на 6% и более от прогнозируемых АКРА значений;
- возврат к практике привлечения краткосрочных банковских кредитов;
- рост относительной долговой нагрузки.
Рейтинги выпусков
Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные ниже облигационные выпуски Тверской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Тверской области.
Ключевые характеристики выпусков
1) Регистрационный номер / ISIN: RU34008TVE0 / RU000A0JTGN5
Объем эмиссии / в обращении | 3 млрд руб. / 0,75 млрд руб. |
Дата выпуска / дата погашения | 24.12.2012/ 18.12.2017 |
2) Регистрационный номер / ISIN: RU34009TVE0 / RU000A0JUAX5
Объем эмиссии / в обращении | 3 млрд руб. / 0,75 млрд руб. |
Дата выпуска / дата погашения | 29.11.2013 / 22.11.2018 |
Рейтинговая история
Отсутствует.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Тверской области и выпусков облигаций Тверской области (RU000A0JTGN5, RU000A0JUAX5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Кредитный рейтинг АКРА был присвоен Тверской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (08.12.2017).
Кредитный рейтинг АКРА был присвоен выпускам государственных ценных бумаг Тверской области (RU000A0JTGN5, RU000A0JUAX5) впервые. Пересмотр кредитного рейтинга ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (08.12.2017).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Тверской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Тверской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Тверской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Тверской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.