Кредитный рейтинг ПАО «ЕвроТранс» (далее — ЕвроТранс, Компания) обусловлен сильным бизнес-профилем, учитывающим высокую диверсификацию форматов продаж топлива и сопутствующей продукции и наличие быстрых электрических заправочных станций, высоким уровнем корпоративного управления, а также средними рыночной позицией Компании на рынке Москвы и Московской области и географической диверсификацией. Финансовый риск-профиль учитывает средний размер Компании, высокие рентабельность и ликвидность, средние долговую нагрузку и обслуживание долга, а также слабый денежный поток.
ЕвроТранс (бренд «ТРАССА») — один из крупнейших независимых топливных операторов на рынке Московского региона. Компания входит в перечень системообразующих предприятий российской экономики, утвержденный Минэкономразвития России. ЕвроТранс управляет сетью из 56 автозаправочных комплексов (далее — АЗК), нефтебазой (20 тыс. тонн), фабрикой-кухней, заводом по производству незамерзающей жидкости под собственным брендом и парком бензовозов, а также развивает сеть быстрых (150кВт) электрозаправок (28 объектов). В 2023 году произошла смена организационно-правовой формы с акционерного общества на публичное акционерное общество.
Ключевые факторы оценки
Сильная оценка операционного риск-профиля. Компания является успешным игроком на умеренно концентрированном рынке розничной торговли бензином различных марок и дизельным топливом Москвы и Московской области (по оценкам Компании, ее доля составляет около 3,2%). ЕвроТранс — достаточно крупная сеть заправочных станций с ежегодным объемом реализации свыше 500 тыс. т нефтепродуктов. При этом часть выручки формируется за счет оптовой продажи топлива независимым сетям АЗК и вертикально интегрированным нефтяным компаниям непосредственно с собственной нефтебазы. Бизнес-профиль обусловлен низкой цикличностью спроса на продукцию Компании, учитывая стабильный рост количества автотранспортных средств, а также отнесение бензина и дизельного топлива к непродовольственным товарам первой необходимости, хорошей диверсификацией форматов, учитывающей концентрацию на массовом сегменте рынка, наличием станций быстрой зарядки электромобилей (комплексов мощностью 150 кВт), широкого ассортимента сопутствующих товаров и продукции фастфуда, поставляемых с собственной фабрики-кухни, а также ресторанов при АЗК. Компания имеет узнаваемый бренд «ТРАССА», развитием которого занимается с 2005 года. ЕвроТранс использует разнообразные механизмы продвижения, к которым относятся в том числе мобильное приложение и топливные карты. Розничная сеть Компании насчитывает 56 АЗК, расположенных в Москве и Московской области. У Компании последовательная стратегия по развитию сети заправочных станций и электрозаправок. Система управления рисками регламентирована соответствующим положением, а политика страхования предусматривает обязательное страхование опасных производственных объектов. В Компании сформированы совет директоров, в состав которого входят независимые члены, а также основные комитеты при нем. Крупнейшие акционеры ЕвроТранса являются членами совета директоров, а также принимают участие в операционной деятельности дочерних компаний, занимая должности генеральных директоров.
Средний размер и высокая рентабельность. В 2023 году выручка Компании выросла до 126,8 млрд руб. против 64,9 млрд руб. годом ранее, что привело к улучшению оценки субфактора «Объем продаж». Показатель FFO до фиксированных платежей и налогов увеличился в прошлом году до 12,1 млрд руб. против 6,1 млрд руб. в 2022-м. Средневзвешенная за период 2021–2026 годов рентабельность по FFO до фиксированных платежей и налогов составляет 9,5%.
Средняя долговая нагрузка. Средневзвешенное за период 2021–2026 годов отношение скорректированного общего долга к FFO до фиксированных платежей составляет 3,2х, тогда как в 2022 году сопоставимый показатель составлял 4,5х. Улучшение оценки произошло на фоне увеличения общего долга Компании и обусловлено опережающим ростом к FFO до фиксированных платежей. ЕвроТранс имеет диверсифицированный кредитный портфель, в состав которого входят краткосрочные кредитные линии крупнейших банков, облигационные выпуски, лизинговые обязательства и ЦФА. Большая часть портфеля представлена долгосрочными обязательствами с равномерным графиком погашения. Средневзвешенное значение показателя обслуживания долга — FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам — за период 2021–2026 годов составляет 2,1х (годом ранее сопоставимый показатель был равен 2,4х). На данный показатель негативно влияют рост ключевой ставки Банка России и, как следствие, увеличение стоимости обслуживания долга (большая часть обязательств привлечена по плавающим ставкам).
Сильная ликвидность и слабый денежный поток. В 2023 году рентабельность по FCF составила -7,8% против -20,3% годом ранее. Отрицательное значение обусловлено оттоками на финансирование оборотного капитала (вследствие увеличения операций на оптовом рынке), а также ростом капитальных расходов. На 2023–2024 годы приходится пик инвестиционных расходов на развитие сети заправочных станций. Средневзвешенное за период 2021–2026 годов отношение капитальных затрат к выручке ожидается на уровне 6,1%. Оценка ликвидности обусловлена наличием доступных кредитных линий, а также возможностью привлечения средств на публичных рынках капитала. Компания размещает облигационные займы и в 2023 году осуществила привлечение средств в рамках IPO. Дополнительным источником ликвидности в 2024 и 2025 годах являются взносы от акционеров.
Ключевые допущения
-
средневзвешенный рост выручки в 2024–2026 годах на уровне не менее 15%;
-
капитальные затраты в 2024–2026 годах не выше 16 млрд руб.;
-
дивидендные выплаты в соответствии с утвержденной стратегией.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение средневзвешенного отношения скорректированного общего долга к FFO до фиксированных платежей ниже 2,0х при росте средневзвешенного отношения FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам выше 2,5х;
-
рост средневзвешенной рентабельности по FFO до фиксированных платежей и налогов выше 10% при устойчивом росте средневзвешенной рентабельности по FCF до положительных значений.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост средневзвешенного отношения скорректированного общего долга к FFO до фиксированных платежей выше 6,0х;
-
снижение средневзвешенного отношения FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам ниже 1,5х.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): а-.
Поддержка: отсутствует.
Рейтинги выпусков
Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг ПАО «ЕвроТранс» был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг ПАО «ЕвроТранс» был опубликован АКРА 10.10.2022. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ПАО «ЕвроТранс» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ПАО «ЕвроТранс», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, ПАО «ЕвроТранс» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА оказывало ПАО «ЕвроТранс» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.