АКРА ПОДТВЕРДИЛО СООТВЕТСТВИЕ ВЫПУСКА ОБЛИГАЦИЙ АО «СТМ» серии 001P-02 принципам «зеленых» облигаций международной ассоциации рынков капитала (ICMA) и национальному стандарту; ПОДТВЕРДИЛО СООТВЕТСТВИЕ ПРОЕКТа, ПРОФИНАНСИРОВАННОГО В РАМКАХ данного ВЫПУСКА, МЕЖДУНАРОДНО ПРИЗНАННЫМ ПРИНЦИПАМ И СТАНДАРТАМ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ И «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ, И ПРОВЕЛО ВЕРИФИКАЦИЮ ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЛИГАЦИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Соответствие выпуска

В рамках оценки выпуска облигаций АО «СТМ» (далее — Эмитент, Инициатор) серии 001P-02 (ISIN RU000A103G00) АКРА подтвердило соответствие рассматриваемого выпуска облигаций международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (Принципам «зеленых» облигаций (GBP) ICMA), критериям «зеленого» финансового инструмента в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1587 от 21.09.2021 (далее — Национальный стандарт), а также проекта, профинансированного за счет средств от размещения облигаций, — международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования.

Агентство также подтвердило соответствие выпуска положению Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О Стандартах эмиссии ценных бумаг».

Представленный Эмитентом проект (см. ниже) относится к категории проектов ICMA «экологически чистый транспорт».

Проект соответствует следующему направлению таксономии «зеленых» проектов:

   5.1. Производство рельсового транспорта на экологичных источниках энергии (пассажирский, грузовой), закупка рельсового транспорта на экологичных источниках энергии, перевод существующего рельсового транспорта на экологичные источники энергии (производство рельсового транспорта на тяговом электроснабжении).

Финансирование аналогичных проектов за счет выпуска «зеленых» долговых инструментов допускается как в международной, так и в российской практике.

Согласно данным Эмитента, под проектом понимается производство конкретных видов техники (электровозов, электропоездов) в количестве, соответствующем общему производственному плану, утвержденному Эмитентом на 2021–2025 годы.

Наблюдательным советом по финансированию проектов устойчивого развития холдинга «СТМ» (далее — Наблюдательный совет)1 был утвержден Проект А, указанный в пункте 8.1 Решения о выпуске ценных бумаг, в качестве проекта, на цели финансирования которого может быть направлен эквивалент денежных средств, полученных от размещения «зеленых» биржевых облигаций.

Эмитент подтвердил Агентству, что при реализации Проекта А было произведено и передано в эксплуатацию основному покупателю продукции следующее количество экологически чистой техники, предусмотренной проектом:

Вид техники

Количество, ед.

Пассажирские электропоезда типа ЭС2Г

7

   ЭС1П (10 вагонов)

7

Электровозы

57

   2ЭС6

43

   2ЭС6 с буст. секцией (3ЭС6)

7

   2ЭС7

1

   2ЭС10 с буст. секцией

6

ИТОГО

64

Источник: АКРА, данные эмитента

Согласно данным, представленным Эмитентом, количественные показатели реализации проекта достигнуты полностью: количество техники, произведенной холдингом СТМ (АО «СТМ» и подконтрольные ему структуры) и переданной в эксплуатацию, превысило минимальное, установленное в Решении о выпуске ценных бумаг.

Реализация данного проекта (с учетом фактического количества произведенной техники и расчетной модели) позволила добиться положительных эффектов с точки зрения воздействия на окружающую среду (расчеты достигнутого эффекта произведены за период с даты фактического окончания размещения ценных бумаг по конец последнего отчетного периода), которые выражаются в следующем2:

  • Для выпуска и передачи в эксплуатацию грузовых электровозов: сокращение прямых выбросов парниковых газов не менее чем на 200 266,7 т СО2-эквивалента; сокращение энергопотребления не менее чем на 2 702,6 ТДж (см. раздел «Ключевые допущения при расчете экологических эффектов»).

  • Для выпуска и передачи в эксплуатацию пассажирских электропоездов: сокращение прямых выбросов парниковых газов не менее чем на 1 945,9 т СО2-эквивалента; сокращение энергопотребления не менее чем на 28 ТДж (см. раздел «Ключевые допущения при расчете экологических эффектов»).

Полное описание проекта, который Эмитент профинансировал за счет рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций, а также описание экологического эффекта представлены на стр. 4–5.

АКРА подтверждает, что проект, профинансированный за счет выпуска «зеленых» облигаций, соответствует всем базовым международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования ICMA в редакции 2021 года (ПЗО-2021) и Национальному стандарту.


1 Протокол № 2 от 15.09.2021.
2 Экологические эффекты, достигнутые при эксплуатации произведенной техники, были определены Эмитентом на основе расчетных данных, определенных Концепцией выпуска «зеленых» облигаций, в расчете на месяц эксплуатации каждой единицы произведенной техники после передачи ее Эмитентом покупателю.

Соответствие выпуска Принципам «зеленых» облигаций ICMA

АКРА подтверждает, что рассматриваемый выпуск облигаций Эмитента продолжает соответствовать всем базовым компонентам ПЗО-2021 ICMA. Направление использования средств (проект, профинансированный за счет выпуска облигаций, направлен на реализацию целей, соответствующих категориям проектов ICMA, и имеет положительный экологический эффект), процесс оценки и отбора проектов, подходы к управлению средствами и предоставлению отчетности Эмитента, представленные в документе «Концепция выпуска "зеленых" облигаций Акционерного общества "Синара Транспортные Машины"» (далее — Концепция)3, в полной мере отвечают критериям ПЗО-2021, в связи с чем выпуск облигаций можно считать «зеленым».


3 https://sinaratm.ru/upload/iblock/82b/Kontseptsiya-vypuska-zelenykh-obligatsiy_-utverzhdena-12.07.2021.pdf.

КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКА

Эмитент

Акционерное общество «Синара —
Транспортные Машины»

Кредитный рейтинг эмитента

A(RU), прогноз «Стабильный»

Вид, серия и иные идентификационные признаки ценных бумаг

«Зеленые» биржевые облигации процентные
 неконвертируемые бездокументарные
 с централизованным учетом прав серии 001P-02,
 ISIN RU000A103G00

Объем эмиссии

10 млрд руб.

Дата начала размещения

28.07.2021

Дата погашения

22.07.2026

Источник: АКРА, данные эмитента

Акционерное общество «Синара — Транспортные Машины» (АО «СТМ») — дивизиональный машиностроительный холдинг Группы Синара, созданный в 2007 году, который специализируется на железнодорожном машиностроении (производство электровозов, тепловозов, путевой техники и дизельных двигателей). В сферу своей деятельности Группа СТМ также включает сервисное обслуживание и инжиниринг в области железнодорожного машиностроения. Группа СТМ активно инвестирует в разработку технологий для производства более экологичной и энергоэффективной техники.

Концепция была принята в 2021 году, в ней обозначены подходы Эмитента к процедуре подготовки и размещения «зеленых» облигаций: описана процедура отбора проектов; определены направления использования средств (в соответствии с национальной таксономией «зеленых» проектов и категориями допустимых проектов ICMA); описаны подходы к управлению привлеченными средствами, а также принципы верификации и составления отчетности.

Ключевые факторы оценки

Эмитент предоставил АКРА документы, содержащие критерии приемлемости проектов, которые включены в выпуск «зеленых» облигаций, описание процесса отбора данных проектов, подходов к управлению средствами и итоговый отчет об использовании денежных средств, а также о достигнутых экологических эффектах. На основании данных документов были подтверждены заключения по соответствию выпуска облигаций четырем компонентам ПЗО-2021 и Национальному стандарту.

Использование средств

Цели рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций Эмитента сформулированы и соответствуют ПЗО-2021. Все средства, привлеченные в рамках размещения оцениваемого выпуска «зеленых» облигаций, были направлены на финансирование проекта, нацеленного на сохранение и охрану окружающей среды и оказывающего положительное воздействие на нее, а также на предотвращение изменения климата, и соответствующего международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования, а также целям и основным направлениям устойчивого (в том числе «зеленого») развития Российской Федерации и критериям проектов устойчивого (в том числе «зеленого») развития в Российской Федерации (таксономия «зеленых» проектов, Национальный стандарт).

Наблюдательным советом был утвержден Проект А, указанный в пункте 8.1 Решения о выпуске ценных бумаг, в качестве проекта, на цели финансирования которого может быть направлен эквивалент денежных средств, полученных от размещения «зеленых» биржевых облигаций. Описание произведенной техники в соответствии с Проектом А представлено на стр. 2 настоящего пресс-релиза.

Эмитент подтвердил Агентству, что с даты фактического окончания размещения ценных бумаг (28.07.2021) по 31.12.2021 им были перечислены 10 149 млн руб. во входящую в Группу СТМ и подконтрольную Эмитенту организацию, которая осуществляет производство предусмотренного проектом экологически чистого рельсового транспорта.

При этом общая сумма денежных средств, включая средства, привлеченные в рамках эмиссии «зеленых» облигаций, и средства из других источников, были распределены за период с августа по декабрь 2021 года следующим образом:

  • 16 129 млн руб. направлены на финансирование операционных расходов и инвестиционной деятельности для выполнения работ по производству электровозов 2ЭС6 с бустерной секцией, 2ЭС7, 2ЭС10 с бустерной секцией;

  • 8 758 млн руб. направлены на финансирование операционных расходов и инвестиционной деятельности для выполнения работ по производству пассажирских электропоездов типа ЭС2Г.

Таким образом, 100% поступлений от рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций были направлены исключительно на финансирование указанного выше проекта, подпадающего под следующую категорию проектов ICMA согласно ПЗО-2021:

  • экологически чистый транспорт.

В дополнение к ранее представленной информации Эмитент предоставил Агентству отчет о целевом использовании денежных средств, полученных от размещения «зеленых» биржевых облигаций за 12 месяцев 2023 года.

Агентство отмечает, что профинансированный Эмитентом проект не несет значимых негативных эффектов для окружающей среды (принцип «Do No Significant Harm»): при реализации проекта соблюдаются текущие требования законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Кроме того, специфика профинансированного проекта не предполагает проведения дополнительной экологической экспертизы.

Экологические эффекты от реализации проекта в соответствии с модельными расчетами представлены на стр. 2 настоящего пресс-релиза.

В качестве экологических эффектов Эмитент определил сокращение энергопотребления и снижение выбросов парниковых газов при эксплуатации техники, производство которой профинансировано за счет выпуска «зеленых» облигаций.

Покупатель вышеуказанной техники определяет экологическую стратегию до 2030 года, в рамках которой планируется расширение полигона использования электротяги. Эмитент подтвердил Агентству, что вся произведенная техника поступила в эксплуатацию. Ожидается, что качественные экологические эффекты будут достигнуты в течение срока службы и эксплуатации техники.

Данные об использовании техники в отчете Эмитента не приводятся, так как основной покупатель на дату составления отчета не раскрыл такую информацию.

АКРА считает представленные расчеты и ключевые допущения, сделанные Эмитентом для расчета ожидаемого экологического эффекта от реализации проекта, допустимыми. В то же время Агентство ожидает, что при расчете фактически достигнутого экологического эффекта будут использованы данные о фактическом снижении энергопотребления, а также о снижении выбросов парниковых газов при эксплуатации техники, производство которой профинансировано за счет выпуска «зеленых» облигаций при публикации всей необходимой информации основным покупателем продукции (см. раздел «Ключевые допущения при расчете экологических эффектов»).

Процесс оценки и отбора проектов

С момента размещения рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций процесс оценки и отбора проектов Эмитентом не изменился. Данный процесс полностью описан в Концепции.

Эмитентом созданы Наблюдательный совет и рабочая группа по отбору «зеленых» проектов (далее — Рабочая группа). В Рабочую группу вошли представители дирекций по проектному финансированию, работе с инвесторами и банками, по экономике, по финансам, по техническим вопросам по продуктовому развитию, бухгалтерии, управлений кадрового администрирования и обучения персонала, мотивации и социальных вопросов, центра анализа и управления программами повышения эффективности и иные профильные департаменты, в том числе отвечающие за вопросы экологической деятельности Группы СТМ.

Подробная информация о процессе оценки и отбора проектов представлена в пресс-релизе АКРА от 02.10.20234.

По мнению Агентства, описанный алгоритм свидетельствует об эффективном процессе оценки и отбора проектов, и соответствует ПЗО-2021 и Национальному стандарту.


4 См. пресс-релиз: https://www.acra-ratings.ru/press-releases/4246/.

Управление средствами

С момента размещения рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций процесс управления средствами от их выпуска не изменился. Данный процесс полностью описан в Концепции.

В соответствии с Концепцией Группа СТМ направляет эквивалент полученных от размещения «зеленых» облигаций средств на финансирование заявленных проектов в полном объеме и формирует соответствующую отчетность об использовании средств.

Дополнительно Группа СТМ ведет учет понесенных расходов в рамках заявленных проектов и мониторинг соответствия данных расходов денежным поступлениям по облигациям на ежегодной основе. За целевое использование привлеченных средств отвечает Наблюдательный совет.

Подробная информация об управлении средствами представлена в пресс-релизе АКРА от 02.10.20235.

По мнению Агентства, процедура по управлению средствами, полученными от выпуска «зеленых» облигаций, является эффективной и соответствует ПЗО-2021 и Национальному стандарту.


5 См. пресс-релиз: https://www.acra-ratings.ru/press-releases/4246/.

Отчетность

На момент выпуска рассматриваемых «зеленых» облигаций Эмитент указал в Концепции, что планирует публиковать ежегодные отчеты по выпущенным облигациям на странице раскрытия в сети Интернет по адресу https://e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=13378 и на сайте ПАО Московская Биржа.

Данные отчеты были своевременно и в полном объеме опубликованы Эмитентом.

В отчете Эмитента за 12 месяцев 2023 года, опубликованном на сайте ПАО Московская Биржа https://www.moex.com/ru/listing/emidocs.aspx?id=11448&tab=4, содержится информация, требуемая к раскрытию для Эмитентов «зеленых» облигаций:

  • наименование и краткое описание проекта, профинансированного за счет выпуска «зеленых» облигаций;

  • утвержденный объем финансирования проекта за счет облигаций;

  • доля финансирования проекта за счет других источников;

  • сведения о расходовании (распределении) средств, привлеченных в рамках эмиссии облигаций;

  • сведения о расходовании (распределении) средств, привлеченных в рамках эмиссии облигаций в отчетном периоде;

  • сведения об управлении нераспределенными средствами;

  • сведения о достижении качественных и количественных показателей реализации проекта, указанных в Решении о выпуске ценных бумаг (включая фактическое количество произведенной техники по проекту);

  • сведения, подтверждающие реализацию проекта, описание которого содержится в Решении о выпуске «зеленых» облигаций, и фактическое использование всех денежных средств, полученных от размещения указанных облигаций;

  • сведения о состоянии проекта на дату окончания отчетного периода.

АКРА считает информацию и сведения, представленные в указанном отчете достаточными и заслуживающими доверия. По мнению Агентства, представленная отчетность в полной мере соответствует ПЗО-2021 и Национальному стандарту.

Дополнительные факторы оценки

Организационная структура и стратегия

Эмитентом привлечен внешний консультант с целью подготовки Концепции и структурирования сделки по выпуску. Кроме того, в целях подготовки к реализации сделки по выпуску «зеленых» облигаций Эмитентом созданы Наблюдательный совет и Рабочая группа.

В рамках Концепции Эмитентом был сформулирован набор количественных показателей, которые планировалось достигнуть при реализации финансируемых проектов: 1) снижение объема прямых выбросов CO2 (ежегодно); 2) сокращение энергопотребления (ежегодно).

Группа СТМ в рамках своих производственных планов стремится к увеличению производства более экологичных видов техники, что подтверждается планируемым ростом выручки от продажи и обслуживания «зеленой» техники более чем в полтора раза в период с 2020 по 2026 год.

В рамках Концепции Эмитент обозначил приверженность Целям устойчивого развития (ЦУР) ООН и определил набор ЦУР, достижению которых, по мнению Эмитента, способствует его основная деятельность; начата их практическая реализация. В настоящее время Эмитент проводит работу по сопоставлению целей, задач и методологии в области устойчивого развития с ЦУР ООН для определения приоритетных целей, в достижение которых Группа СТМ способна внести наибольший вклад. При этом стратегия устойчивого развития Группы СТМ находится на этапе разработки для дальнейшего утверждения и публикации. Приверженность ЦУР ООН будет регулироваться утвержденной стратегией развития с обязательным раскрытием на сайте Эмитента.

Финансовая реализуемость проектов

В случае рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций под проектом подразумевается производство конкретных видов техники, которые приведены в утвержденном производственном плане Группы СТМ на 2021–2025 годы. Количество техники, произведенной Группой СТМ и переданной в эксплуатацию основному покупателю продукции, превысило минимальное, установленное в Решении о выпуске ценных бумаг, в связи с чем Агентство считает финансовую реализуемость проектов высокой.

Ключевые допущения

  • Целевое использование средств, полученных от выпуска «зеленых» облигаций.

Ключевые допущения при расчете экологических эффектов

  • Для сопоставления удельных выбросов CO2 (грамм CO2 на пассажиро- и тонно-километр) от электровозов и электропоездов использовались следующие виды транспорта: автодорожный транспорт (LDV commercial; HDV large); железнодорожный транспорт (Diesel; Electric); морской транспорт (Barge; Container ship (coastal); Container ship (ocean)); воздушный транспорт.

  • При расчете ключевых эффектов был принят проект, предусматривающий, что годовой пробег одного грузового электровоза составит 100 000 км, величина перевозимого груза — 8 000 т (для электровозов).

  • При расчете ключевых эффектов был принят проект, предполагающий, что годовой пробег одного пассажирского электровоза / электропоезда составит 100 000 км, количество пассажиров — 1 276 человек. При расчете потенциала снижения энергопотребления предполагалось сжигание следующих видов топлива для соответствующих типов транспорта: тепловозы, водный транспорт — дизельное топливо; автотранспорт — бензин; воздушный транспорт — авиационный бензин.

  • При расчете потенциала сокращения прямых выбросов CO2 учитывались только прямые выбросы при эксплуатации подвижного состава, но не выбросы при производстве рассматриваемой техники, выбросы от сжигания топлива, необходимого для производства электроэнергии, которая в свою очередь нужна для питания подвижного состава, а также для ремонта и последующей утилизации указанной техники.

  • При расчете потенциала сокращения прямых выбросов CO2 и потребляемой энергии не учитывались параметры техники, которую предполагается заменить на произведенную технику, в парке конечного потребителя продукции.

Компоненты оценки

Соответствие выпуска ПЗО-2021: соответствует.

Уровень оценки: GR2.

Дополнительная информация

Оценка облигаций АО «СТМ» и проекта, профинансированного в рамках выпуска данных облигаций, на соответствие международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021), а также требованиям к системе верификации проектов устойчивого (в том числе «зеленого») развития в Российской Федерации была проведена на основании Методологии оценки «зеленых» долговых обязательств в части оценки «зеленых» облигаций, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Очередной пересмотр оценки соответствия возможен в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Мнение АКРА о соответствии облигаций АО «СТМ» международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021) и проекта, профинансированного в рамках выпуска данных облигаций, основано на данных, предоставленных АО «СТМ», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Оценка соответствия облигаций АО «СТМ» международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021) и проекта, профинансированного в рамках выпуска данных облигаций, была запрошенной. АО «СТМ» принимало участие в процессе оценки.

При присвоении оценки использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

Конфликты интересов в рамках процесса оценки выявлены не были.

Присвоенная оценка не является кредитным рейтингом.

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.