Кредитный рейтинг ПАО «Промсвязьбанк» (далее — ПСБ, Банк) повышен до максимального уровня AAA(RU), что отражает мнение АКРА о росте значимости Банка для государства. В основе позитивного рейтингового действия лежит комбинация из следующих факторов:

  • Агентство полагает, что в долгосрочной перспективе государство продолжит прикладывать большие, значительно возросшие за последние годы, усилия для развития оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК) страны, что укрепляет значимость ПСБ как опорного банка ОПК.

  • Недавние изменения в законе (включая публичное распоряжение № 2213-р от 16.08.2024) определяют еще большую уникальность ПСБ в части обслуживания контрактов гособоронзаказа (далее — ГОЗ). В частности, речь идет об абсолютном доминировании ПСБ в указанном сегменте за счет полностью защищенной на регуляторном уровне конкурентной позиции Банка. Учитывая эти предпосылки, доля ГОЗ, обслуживающегося через Банк, может достичь 100% в скором времени (с середины 2019 года по текущий момент указанное соотношение выросло с 30 до почти 90%).

  • В текущих реалиях ПСБ остается практически единственным финансовым институтом, предоставляющим финансовые услуги в новых субъектах Российской Федерации, реализует инициативы по интеграции этих субъектов в финансовую систему страны и ведет там отдельные социальные проекты. Эти факты усиливают системную значимость Банка для государства.

  • Подкрепляет выводы АКРА о более высокой значимости ПСБ для государства накопленная Банком экспертиза в сегменте ОПК. Об этом свидетельствует сложившаяся за последние несколько лет его активная вовлеченность в экспертно-аналитическую деятельность в интересах профильных министерств и правительственных комиссий по вопросам поддержания устойчивости и стабильности сегмента ОПК и его отдельных предприятий. Кроме того, Агентство считает, что такая система оценки рисков отрасли при участии ПСБ и правительственных агентов повышает шансы на заблаговременное выявление проблемных ситуаций и своевременную разработку мер поддержки Банка и/или отрасли в случае экстренной необходимости.

  • Одновременно Агентство отмечает существенный рост рыночных долей Банка за последние три года в активах и средствах физических лиц всей банковской отрасли, что усиливает его роль в финансовой системе страны.

Таким образом, кредитный рейтинг Банка на уровне AAA(RU), прогноз «Стабильный», отражает тесные взаимосвязи ПСБ с государством и его высокую системную значимость, в том числе в контексте закрепленного за ПСБ статуса единственного опорного банка для ОПК страны. По совокупности указанных выше факторов АКРА полагает, что в случае острой необходимости государство в приоритетном порядке предоставит поддержку ПСБ.

На фоне укрепления позиций Банка в ОПК государство регулярно предоставляет Банку капитал для обеспечения его способности наращивать объем кредитования этого направления, а также на развитие в отдельных регионах Российской Федерации и на иные цели стратегии. Так, с 2019 года совокупный объем докапитализации ПСБ за счет государства (как на развитие ОПК, так и на прочие цели) и получаемого от других банков капитала составил около 164 млрд руб.

Одновременно на оценку собственной кредитоспособности (ОСК) ПСБ оказывает негативное влияние продолжающееся на протяжении последних 12 месяцев плавное снижение капитализации Банка на консолидированной основе. При этом предрасположенность к рыночному риску хоть и стала заметно ниже, однако достичь приемлемых уровней, по ожиданиям АКРА, должна в следующие 12–18 месяцев по мере реализации запланированных инициатив. При прочих равных задержка или отмена указанных инициатив, ведущие к замедлению снижения рыночных рисков, может привести к снижению ОСК Банка.

Таким образом, ОСК ПСБ определяется умеренно сильным бизнес-профилем, снижением достаточности капитала на одну ступень до слабой, улучшением профиля рисков на одну ступень до удовлетворительного (за счет наблюдавшейся за последние 12 месяцев позитивной динамики предрасположенности к рыночному риску и ожиданий относительно дальнейшей стабилизации ситуации в ближайшие 12 месяцев) и удовлетворительной позицией по фондированию и ликвидности. АКРА полагает, что риски собственной кредитоспособности Банка продолжат балансироваться очень высоким потенциалом внешней поддержки в следующие 12–18 месяцев.

Ключевые факторы оценки

Очень высокая степень поддержки ПСБ со стороны государства в первую очередь определяется доминирующей ролью Банка в обслуживании оборонно-промышленных предприятий страны. Это выражается в том, что значительная часть финансирования ОПК осуществляется через ПСБ за счет консолидации сопровождения ГОЗ и иных крупных государственных контрактов. Конечным источником погашения таких займов являются поступления по государственным контрактам.

Банк занимает значимую позицию в российской банковской системе, поэтому перебои в его деятельности могут привести к кризису доверия как по отношению к российскому банковскому сектору в целом, так и к российским госбанкам в частности, и возникновению системных финансовых шоков, а также спровоцировать существенный финансовый и репутационный ущерб для государства и риски социального характера. АКРА отмечает, что ПСБ является доминирующим провайдером финансовых услуг в субъектах, вошедших в состав Российской Федерации в 2022 году.

По мнению АКРА, вышеперечисленные факторы вкупе с совокупной докапитализацией Банка за прошедшие шесть лет в рамках реализации стратегии свидетельствуют об очень высокой степени поддержки Банка акционером. Подкрепляют выводы Агентства существенные вовлеченность и участие государства в управлении операционной деятельностью и при принятии стратегических решений — представители различных министерств и ведомств входят в состав ряда коллегиальных органов Банка.

Мнение АКРА о степени поддержки выражается в определении кредитного рейтинга ПСБ на уровне Российской Федерации.

Умеренно сильный бизнес-профиль (а-) определяется главным образом сильной франшизой Банка, прежде всего его лидирующими позициями в обслуживании ОПК страны, а также в целом в российской банковской системе.

Повышенная активность ПСБ, выражающаяся в активном наращивании масштабов деятельности в 2022–2023 годах, обусловлена необходимостью обеспечения бесперебойного обслуживания и роста объемов бизнеса предприятий ОПК, а также реализацией стратегии Банка по развитию остальных бизнес-сегментов. Принимая во внимание позицию менеджмента ПСБ, АКРА ожидает в рамках базового сценария замедление темпов роста кредитного портфеля в следующие 12–18 месяцев, что, по мнению Агентства, свидетельствует об относительном сокращении аппетита к риску.

ПСБ достаточно активен в сделках слияния и поглощения (ПАО АКБ «Связь-Банк»; АО «РОСКОСМОСБАНК»; АО «МИнБанк»; группа АО «СМП Банк», включая санируемое АО МОСОБЛБАНК; ООО «ПСБ Луганск» и ООО «ПСБ Донецк», бывшие Центральный республиканский банк ДНР и Государственный банк ЛНР), что, по мнению АКРА, может быть сопряжено с дополнительным риском. Пример заметного негативного влияния на консолидированные показатели Банка в результате сделки слияния и поглощения наблюдался в прошлом, что сдерживает оценку бизнес-профиля на текущем уровне. В рамках базового сценария АКРА не располагает информацией о новых сделках в следующие 12–18 месяцев.

Позиция по капиталу снижена с удовлетворительной до слабой ввиду продолжающейся последние 12 месяцев плавной негативной динамики консолидированной капитализации ПСБ на фоне роста объемов бизнеса.

Отчасти снижение компенсируется финансовым результатом Банка, поддерживаемым на высоких значениях последние 18 месяцев. В основе лежит более благоприятная процентная маржа, обусловленная повышением ключевой ставки начиная со второго полугодия 2023 года. Прибыль прошлого года также в значительной степени поддерживают волатильные статьи доходов, которые частично сглаживают негативное влияние повышенных расходов на резервы. За первые шесть месяцев 2024 года влияние резервов и прочих волатильных источников выручки на финансовый результат, напротив, было ограниченным.

Другим несколько балансирующим фактором выступает фактическая и ожидаемая докапитализация Банка со стороны государства.

В следующие 12–18 месяцев АКРА прогнозирует снижение уровня рентабельности до значений, которые будут все еще более чем комфортными для Банка, по мнению Агентства. В качестве основных предпосылок Агентство закладывает рост отчислений в резервы по сравнению с показателями первых шести месяцев 2024 года (в основе прогноза лежат предпосылки о сохранении текущих уровня проблемных кредитов и уровня покрытия их резервами при умеренном темпе роста совокупных кредитов в следующие 12–18 месяцев), а также очень существенное повышение административных расходов, связанных как с ростом бизнеса и инфляцией, так и с необходимостью поддержания расширявшейся в прошлом году масштабной сетки точек присутствия, в том числе в новых субъектах Российской Федерации, а также с реализацией проектов ПСБ по импортозамещению и его цифровой трансформации. При этом, несмотря на прогнозируемый рост операционных затрат, АКРА ожидает сохранение комфортного уровня соотношения показателя операционных расходов и операционных доходов.

Оценка риск-профиля улучшена на одну ступень до удовлетворительной. Изменение оценки отражает значимое снижение чувствительности Банка к рыночному риску за последние 12 месяцев и ожидания, что эта положительная тенденция сохранится в ближайшие 12–18 месяцев. Подкрепляют улучшение оценки риск-профиля намерения ПСБ придерживаться более сдержанных темпов роста портфеля, что в будущем может способствовать снижению давления от наращивания бизнеса на капитал Банка.

Продолжает сдерживать оценку качества кредитного портфеля его относительно высокая концентрация на отдельных заемщиках. Хотя кредитная активность прошлых периодов пока не привела к росту проблемных требований, что выражается в отсутствии негативной динамики кредитов Стадии 3 в соответствии с классификацией МСФО по уровню кредитного риска, АКРА отмечает возросшую за последние три года долю ссуд, отнесенных к Стадии 2 по МСФО (триггером послужило усиление санкционного давления в экономике после реализации геополитических рисков в 2022 году, что, как следствие, обусловило ухудшение условий ведения бизнеса заемщиков).

В настоящее время Агентство отмечает относительно хорошее качество кредитного портфеля, сформированного Банком в рамках текущей бизнес-модели1, и адекватный уровень резервов под обесценение. В перспективе оценка будет зависеть от дальнейшего изменения качества ссуд, выданных в период быстрого роста. Значительные объемы необеспеченных кредитов, скорее всего, будут сокращаться как пропорция от капитала по мере замедления темпов роста кредитования. Кроме того, по мнению АКРА, значительная часть заемщиков ПСБ, связанных с ОПК, имеет высокую контрактную загрузку, учтенную в расходах федерального бюджета, а также на регулярной основе получает поддержку от государства.

Удовлетворительная позиция по фондированию и ликвидности. Рост кредитного портфеля за последние 12 месяцев привел к заметному сокращению доли ликвидных активов на балансе Банка. Дальнейшее ослабление ликвидной позиции не предвидится ввиду текущего более взвешенного аппетита к наращиванию бизнеса. Статус системно значимого банка предполагает дополнительные возможности и желание государства предоставить экстренную ликвидность в случае необходимости.

Ключевым источником фондирования по-прежнему являются клиентские средства, база фондирования относительно стабильна и лояльна, зачастую представлена компаниями, вовлеченными в ГОЗ, вкладчики — в значительной степени те же юридические лица, что и заемщики в кредитном портфеле. Существенные объемы текущих средств в структуре привлечения ПСБ положительно влияют на процентную маржу Банка.


1 Анализ кредитного портфеля проводился с учетом исключения из его расчета объема зарезервированных практически на 100% проблемных ссуд корпоративных клиентов, появившихся на балансе ПСБ до окончания процедуры финансового оздоровления, а также полученных от присоединенных кредитных организаций.

Ключевые допущения

  • своевременное предоставление достаточного объема капитала и ликвидности со стороны акционера и связанных структур в случае необходимости;

  • сохранение принятой бизнес-модели Банка на горизонте 12–18 месяцев;

  • дальнейшее снижение предрасположенности к рыночному риску для поддержания текущего уровня ОСК.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию может привести:

  • уменьшение уровня системной значимости Банка или снижение участия государства в его деятельности.

Компоненты рейтинга

ОСК: bbb.

Корректировки: отсутствуют.

Поддержка: от государства, паритет с Российской Федерацией.

Рейтинги выпусков

Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг ПАО «Промсвязьбанк» был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов с учетом внешней поддержки, Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг ПАО «Промсвязьбанк» был опубликованы АКРА 30.10.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ПАО «Промсвязьбанк» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ПАО «Промсвязьбанк», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием отчетности ПАО «Промсвязьбанк» по МСФО и отчетности ПАО «Промсвязьбанк», составленной в соответствии с требованиями Банка России. Кредитный рейтинг является запрошенным, ПАО «Промсвязьбанк» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА оказывало ПАО «Промсвязьбанк» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Сурен Асатуров
Директор, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 80, доб. 130
Ирина Носова
Старший директор, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 81

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.