Кредитный рейтинг ООО «ВСМ ДВЕ СТОЛИЦЫ» (далее — ВСМ, Компания) обусловлен очень высокой степенью поддержки Компании со стороны Правительства Российской Федерации.
Кредитный рейтинг ВСМ находится на уровне кредитного рейтинга финансовых обязательств Правительства Российской Федерации по национальной шкале для Российской Федерации, что обусловлено очень высокой вероятностью оказания ВСМ экстраординарной поддержки правительством. Собственная кредитоспособность Компании не является фактором, влияющим на ее кредитный рейтинг.
Проект по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали, реализация которого является основной целью создания Компании и предметом ее деятельности, находится на ранней стадии разработки. При этом деятельность ВСМ полностью подчинена достижению федеральных целей и задач, а способность Компании своевременно обслуживать свои долговые обязательства во многом зависит от поддержки, оказываемой Компании Правительством Российской Федерации. В связи с этим на момент присвоения кредитного рейтинга АКРА считает расчет собственной кредитоспособности Компании невозможным и нецелесообразным и использует только Методологию присвоения кредитных рейтингов с учетом внешней поддержки.
Описание проекта
Строительство высокоскоростной железнодорожной инфраструктуры, первой частью которой является участок между Москвой и Санкт-Петербургом, является крупнейшим инфраструктурным проектом в современной России.
ВСМ была создана в 2024 году для исполнения пунктов 1 и 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 05.04.2024 № Пр-663. Целью создания и основным предметом деятельности Компании в соответствии с концессионным соглашением, заключенным между Российской Федерацией в роли концедента, от имени которой выступает Федеральное агентство железнодорожного транспорта, и Компанией, выступающей в роли концессионера, является осуществление финансирования, создания, эксплуатации инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный, а также приобретение и эксплуатация высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозки пассажиров и/или багажа на созданной инфраструктуре по маршруту Москва — Санкт-Петербург. При этом концессионное соглашение определяет безотзывные обязательства Правительства Российской Федерации по финансированию части капитальных затрат на строительство и приобретение земельных участков, операционной деятельности Компании, а также компенсации затрат ВСМ при расторжении концессионного соглашения, включая полный объем обязательств Компании перед внешними кредиторами и инвесторами.
Единственным участником ВСМ является АО «УК ВСМ Две Столицы», акционерами которого на момент присвоения кредитного рейтинга, в свою очередь, являются ГУП «Московский метрополитен» и ЗАО «Лидер» — одна из крупнейших компаний, управляющих средствами НПФ. В дальнейшем состав учредителей будет расширен за счет ряда регионов и государственных компаний, связанных с железнодорожными перевозками.
Финансирование проекта осуществляется за счет уставного капитала, заемных средств, предоставляемых синдикатом крупнейших российских банков и консорциумом НПФ, а также инвестиций со стороны Правительства Российской Федерации, включая капитальный грант на приобретение земельных участков и средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Подвижной состав высокоскоростных поездов приобретается АО «ГТЛК ВСМ» и передается в лизинг Компании на период 2028–2030 годов.
Срок действия концессионного соглашения составляет 40 лет с момента его заключения и включает в себя как инвестиционно-строительную, так и эксплуатационную фазы. Плановый срок ввода объекта в эксплуатацию — второй квартал 2028 года.
Основным источником денежных средств Компании после даты ввода объекта строительства в эксплуатацию будет билетная выручка, а также государственная поддержка в форме концессионной субсидии и платы концедента.
Ключевые факторы оценки
Очень высокая степень поддержки со стороны государства определяется в первую очередь исключительностью реализуемых Компанией функций и наличием закрепленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению финансовой поддержки от государства.
ВСМ обладает мандатом на выполнение уникальной функции развития инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта между двумя крупнейшими городами России, определенным поручением Президента Российской Федерации и концессионным соглашением, заключенным на основании распоряжения Правительства Российской Федерации. Строительство объекта будет осуществляться при значительной поддержке со стороны государства — доля региональных и федеральных инвестиций, включая средства ФНБ, составит более 32%. Дополнительный объем поддержки текущей деятельности Компании в течение 15 лет с момента ее создания уже выделен из федерального бюджета в сумме, эквивалентной 19% от стоимости создания объекта.
Основные формы поддержки государства определены концессионным соглашением, сторонами которого являются ВСМ и Правительство Российской Федерации через Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Помимо поддержки в виде концессионной субсидии и платы концедента, покрывающих возможную нехватку средств на операционную деятельность и текущее обслуживание долговых обязательств, соглашением предусмотрена компенсация всех обязательств ВСМ перед сторонними кредиторами в случае разрыва концессии по какой бы то ни было причине, в том числе по вине Компании. В связи с этим Агентство отмечает, что неисполнение Компанией своих обязательств по этому соглашению несет значительный финансовый риск для федерального бюджета, что увеличивает вероятность экстраординарной поддержки при необходимости.
Государство будет осуществлять операционный контроль за деятельностью Компании в соответствии с положениями концессионного соглашения.
Ключевые допущения
-
своевременный ввод в эксплуатацию участка высокоскоростной железной дороги Москва — Крюково (Алабушево), строительство которого осуществляет ОАО «РЖД» (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный») в рамках собственной инвестиционной программы;
-
сохранение объемов выделяемых бюджетных инвестиций и гарантий из федерального бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
значительное снижение объема выделяемых бюджетных инвестиций, в частности средств на обслуживание долговых обязательств;
-
возникновение заимствований, обязательства по которым не покрываются концессионным соглашением и Правительством Российской Федерации или иными гарантами с сопоставимым с ним кредитным качеством;
-
существенное отставание от графика строительства объекта, не согласованное с Правительством Российской Федерации.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): отсутствует.
Корректировки: отсутствуют.
Поддержка: паритет с Правительством Российской Федерации.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов с учетом внешней поддержки, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен ООО «ВСМ ДВЕ СТОЛИЦЫ» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ООО «ВСМ ДВЕ СТОЛИЦЫ» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ООО «ВСМ ДВЕ СТОЛИЦЫ», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, ООО «ВСМ ДВЕ СТОЛИЦЫ» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало ООО «ВСМ ДВЕ СТОЛИЦЫ» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.