Ключевые факторы рейтинговой оценки
Основу экономики Тюменской области (далее — Тюменская область, Область, Регион) (без учета автономных округов) составляет промышленное производство, в структуре которого доминируют производство нефтепродуктов, добыча нефти, нефтегазовое машиностроение. Также значимую долю занимают транспорт и связь, строительство, агропромышленный комплекс (АПК). В Области реализуются крупные инвестиционные проекты в нефтегазохимии, нефтепереработке, нефтедобыче, фармацевтике и АПК. Валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения существенно (в 1,41 раза) превосходит среднестрановой уровень.
Сбалансированный бюджет с высокой степенью гибкости и самодостаточности. На долю налоговых и неналоговых доходов приходится около 96% совокупных доходов Региона (без учета субвенций, по фактическим показателям за 2014–2016 годы и по оценочным (прогнозным) показателям на 2017 год). Налоговые и неналоговые доходы на 69% формируются за счет поступлений по налогу на прибыль. В среднем 58% поступлений по налогу на прибыль в областной бюджет составляют перечисления из Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (ХМАО-Югра) и Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Доля обязательных (по методологии АКРА) расходов в составе бюджета составляет в среднем 60%, что соответствует достаточной степени контроля над расходной частью бюджета. Операционной баланс областного бюджета в среднем составлял 39% от регулярных доходов, что говорит о высокой степени сбалансированности бюджета. Доля расходов капитального характера (бюджет развития) составляла в среднем 30%. Областной бюджет финансирует расходы капитального характера как на юге Области, так и на территории автономных округов. Благодаря высокой гибкости бюджета, в периоды снижения доходов Область корректировала свои расходы (в основном расходы на дорожное хозяйство, финансируемые за счет доходов нецелевого характера), что позволяло сохранять профицит бюджета.
Остаток на едином счете стабильно превышает накопленный объем долга. Показатели долговой нагрузки Тюменской области соответствуют минимальным уровням риска. Прямой долг Региона (без учета гарантий) состоит из бюджетных кредитов со сроками погашения с 2025 по 2034 год и составляет менее 0,8% от операционного баланса. По состоянию на начало 2016 и 2017 годов остаток средств бюджета (включая депозиты) превышал 30% расходов предстоящего года.
Ключевые допущения
- сохранение действия договора между органами власти Тюменской области и автономных округов минимум до 31.12.2020;
- сохранение текущих пропорций распределения поступлений по налогу на прибыль, собранных на территории ХМАО-Югры и ЯНАО, между бюджетами соответствующих автономных округов и Тюменской областью.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенное снижение операционного баланса;
- значительное изменение конфигурации межбюджетных отношений в РФ.
Краткая информация о регионе
Тюменская область находится в Уральском федеральном округе (УФО). В состав Области входят ХМАО-Югра и ЯНАО, которые сами по себе являются равноправными субъектами Российской Федерации.
Численность населения Области без учета населения автономных округов составляет 1,48 млн человек (с учетом — 3,660 млн человек). Половина населения Области (без учета округов) проживает в Тюмени.
Факторы рейтинговой оценки
Институциональный фактор
Границы Тюменской области установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14.08.1944, в соответствии с которым в состав Области входят национальные округа (ХМАО-Югра и ЯНАО). Между органами государственной власти Тюменской области и автономных округов действует договор (начало действия — 01.01.2005; срок действия — пять лет; при согласии сторон пролонгируется на очередные пять лет; текущая пролонгация действует до 31.12.2020; возможность заключения подобного договора предусмотрена Конституцией РФ (статья 66 часть 4)), регламентирующий, помимо прочего, реализацию областных программ социальной, инфраструктурной и инвестиционной направленностей, результатами которых может пользоваться все население Области (включая жителей ХМАО-Югры и ЯНАО).
В соответствии с договором, для финансирования вышеупомянутых программ в бюджет Области поступает 29,5% от поступлений по налогу на прибыль, собираемых на территории ХМАО-Югры и ЯНАО.
В договоре указано (пункт 4 статьи 4), что в случае если органы власти ХМАО-Югры и (или) ЯНАО принимают решение о снижении ставки по налогу на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков, такое снижение ставки должно производиться за счет доли налога на прибыль, подлежащей зачислению в бюджет соответствующего автономного округа. Однако данный пункт не выполняется: округа перечисляют в бюджет Тюменской области 29,5% от фактических поступлений по налогу на прибыль (то есть уменьшенных на сумму предоставленной льготы по налогу на прибыль), а не от нормативных поступлений. По оценкам АКРА, объем недополученных доходов областного бюджета в связи с невыполнением указанной нормы составил 11,4 млрд руб. в 2015 году и 4,1 млрд руб. в 2016 году.
АКРА ожидает сохранения действия договора между органами власти Тюменской области и автономных округов минимум до 31.12.2020.
Также АКРА ожидает сохранения текущих пропорций распределения поступлений по налогу на прибыль, собранных на территории ХМАО-Югры и ЯНАО, между бюджетами соответствующих автономных округов и Тюменской областью.
Регион с высоким уровнем развития промышленности
Экономика Региона характеризуется высоким уровнем ВРП на душу населения, существенно (в 1,41 раза) превосходящим среднестрановой уровень. Уровень среднедушевых доходов в Области примерно на 7% ниже средних значений по РФ. При этом среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Тюменской области в среднем на 5% превышает среднестрановой уровень. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) за 2016 год составляет 5,6% и характеризуется достаточной стабильностью.
Рисунок 1. Уровень развития экономики Региона относительно среднестрановых значений (100%)
Уровень диверсификации ВРП Региона достаточно высок: по предварительным данным за 2016 год на промышленность приходится около 30% ВРП (13,1% — на обрабатывающую промышленность). Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг формируют более 17% ВРП, тогда как в 2013 году на их долю приходилось всего около 9,2%, а 29,2% ВРП генерировалось обрабатывающей промышленностью. Изменение отраслевой структуры ВРП было обусловлено организационными изменениями у крупнейших предприятий Области.
Рисунок 2. Отраслевая структура ВРП Региона (2016 год)
В структуре отгруженной продукции (товаров, услуг) обрабатывающей промышленности доминирует продукция нефтеперерабатывающей отрасли, на долю которой приходилось 76,6% объема отгрузки в 2016 году.
Таблица 1. Крупнейшие предприятия-налогоплательщики в бюджет Тюменской области (2016 год)
Источник: Тюменская область
Крупнейшим предприятием-налогоплательщиком Тюменской области является ПАО «НК «Роснефть» через дочерние предприятия ООО «РН-Уватнефтегаз» и АО «РН Холдинг». Доля крупнейшего налогоплательщика в структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета Региона, по оценкам АКР, не превышает 12,5%.
В Области реализуются крупные инвестиционные проекты в нефтегазохимии, нефтепереработке, нефтедобыче, фармацевтике и АПК. В число крупнейших проектов входит строительство Западно-Сибирского комплекса глубокой переработки углеводородного сырья в полиолефины (ООО «Западно-Сибирский нефтехимический комбинат»). Начало выпуска продукции запланировано на 2020 год, выход на проектную мощность — к 2024 году. Основной экономический эффект от реализации проекта обусловлен созданием производства высокорентабельной дефицитной продукции. Данный проект также будет способствовать сокращению уровня загрязнения атмосферы продуктами сжигания попутного нефтяного газа и минимизации объемов транспортировки пропана, который будет использоваться как сырье для производства полиэтилена и полипропилена.
По данным за 2016 год, в структуре занятости доминируют оптовая и розничная торговля (18,0%), строительство (14,2%) и обрабатывающие производства (11,8%). Демографическая ситуация характеризуется позитивной динамикой: численность населения растет за счет естественного и миграционного прироста.
Сбалансированный бюджет с высокой степенью гибкости и самодостаточности
Бюджет Области характеризуется высокой степенью самодостаточности доходной части: на долю налоговых и неналоговых доходов в 2014–2017 годах приходилось около 96% совокупных доходов бюджета (без учета субвенций, по фактическим показателям за 2014–2016 годы и по оценочным (прогнозным) показателям на 2017 год).
Рисунок 3. Степень бюджетной дисциплины и контроля
Налоговые и неналоговые доходы Тюменской области на 69% формируются за счет поступлений по налогу на прибыль.
Рисунок 4. Структура налоговых и неналоговых доходов бюджета Области (средние значения за 2014–2016 годы)
В среднем 58% поступлений по налогу на прибыль в областной бюджет составляют перечисления из ХМАО-Югры и ЯНАО.
Таблица 2. Географическая структура поступлений по налогу на прибыль в бюджет Тюменской области (млрд руб.)
Динамика поступлений по налогу на прибыль характеризуется умеренной степенью волатильности (средний объем поступлений за 2014–2017 годы — 87,2 млрд руб., коэффициент вариации — 13,5%). Благодаря высокой гибкости бюджета, в периоды снижения доходов Область корректировала свои расходы (в основном расходы на дорожное хозяйство, финансируемые за счет доходов нецелевого характера), что позволяло сохранять профицит бюджета.
Доля обязательных (по методологии АКРА) расходов в составе бюджета составляет в среднем 60%, что соответствует достаточной степени контроля над расходной частью бюджета.
Операционной баланс областного бюджета в среднем составлял 39% от регулярных доходов, что говорит о высокой степени сбалансированности бюджета.
Доля расходов капитального характера (бюджет развития) составляла в среднем 30%. Областной бюджет финансирует расходы капитального характера как на юге Области, так и на территории автономных округов. Деятельность создаваемых инфраструктурных и социальных объектов направлена на оказание услуг населению Тюменской области, в том числе населению округов. Создаваемые объекты могут передаваться в ведение автономных округов, что снижает расходы областного бюджета на их текущее финансирование.
В 2014 году профицит бюджета составил 6,7% налоговых и неналоговых доходов (+9,1 млрд руб.), в 2015 году — 10% (+12,8 млрд руб.), в 2016 году — 2,9% (+3,4 млрд руб.).
Утвержденный на 2017 год дефицит бюджета составляет 13,2% (-16,5 млрд руб.), но, по оценкам АКРА, данный показатель может уменьшиться как минимум до 4,7% (-5,97 млрд руб.). По итогам 10 месяцев 2017 года (по состоянию на 01.11.2017) бюджет Области исполнен с профицитом в 18,96 млрд руб. Утвержденный на 2017 год дефицит бюджета планируется профинансировать за счет остатков на едином счете (включая депозиты).
Остаток на едином счете стабильно превышает накопленный объем долга
Показатели долговой нагрузки Тюменской области соответствуют минимальным уровням риска. По состоянию на 01.10.2017 долговой портфель Региона состоял на 80,3% из предоставленных гарантий и на 19,7% из прямого долга. Прямой долг Региона (без учета гарантий) представлен бюджетными кредитами со сроками погашения с 2025 по 2034 год и составляет менее 0,8% от операционного баланса.
По состоянию на начало 2016 и 2017 годов остаток средств бюджета Области (включая депозиты) превышал 30% расходов предстоящего года. Управление ликвидностью позволяет Региону получать дополнительный доход, который в 2015–2016 годах составил 3,6% налоговых и неналоговых доходов (оценочный показатель 2017 года — 3,0%).
Рисков, связанных с долгами предприятий расширенного госсектора, не выявлено.
Дополнительные корректировки
Положительная поправка к оценке за региональную экономику (за уровень развития социальной инфраструктуры).
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Рейтинговая история
Отсутствует.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен Тюменской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (20.11.2017).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Тюменской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Тюменской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Тюменской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Правительству Тюменской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.
Приложение
Таблица 1. Показатели региональной экономики
Таблица 2. Сводные бюджетные показатели Тюменской области,
млн руб.
Таблица 3. Бюджетные коэффициенты Тюменской области
Источник: Министерство Финансов, Тюменская область, расчеты АКРА