Ожидаемый кредитный рейтинг присвоен АО «Химтех» (далее — Компания, Эмитент) в рамках анализа проектно-финансовой транзакции (далее — ПФТ, Проект), находящейся на предынвестиционной стадии, на основании предварительных данных, согласованных основными участниками Проекта. Присвоенный ожидаемый кредитный рейтинг на уровне eA(RU) обусловлен кредитным качеством реализуемой ПФТ, определенным с учетом факторов, характерных для строительной стадии.
описание проекта
Эмитент является проектной компанией, созданной для строительства завода по производству карбамида (далее — Объект), который реализуется с привлечением крупных российских и зарубежных компаний в области инжиниринга и промышленного строительства. Проектная мощность Объекта составляет 1 100 000 т карбамида в год (3 150 т/сут.). Такой объем выбран для обеспечения переработки свободных объемов аммиака, производимых и поставляемых крупным производителем аммиака, являющимся одним из крупнейших предприятий химической отрасли в России.
Карбамид — один из самых распространенных продуктов глобальной химической промышленности, который имеет широкое применение в химической, нефтеперерабатывающей и сельскохозяйственной отраслях. В частности, карбамид является самым распространенным азотным удобрением, которое используется на всех видах почв для подкормки растений, восстановления пахотных земель и повышения урожайности.
Строительство главных производственных мощностей осуществляется на основании EPC-контракта с фиксированной стоимостью под ключ. Условиями договора определены обязательства генерального подрядчика осуществить работы по проектированию, материально-техническому снабжению, строительству, пусконаладочным работам и проведению испытаний Объекта, а также оказанию услуг по обучению персонала. Завершение строительства и осуществление пусконаладочных работ планируется на 2028 год, выход на проектную мощность — на середину 2029 года.
В роли генерального подрядчика выступает China National Chemical Engineering Co., Ltd. (далее — CNCEC, ГП) — крупнейшая промышленная корпорация КНР по проектированию и строительству заводов в химической и нефтехимической отрасли. Основным субподрядчиком (далее — ОСП), непосредственно осуществляющим строительные работы по Проекту, является Wuhuan Engineering Co., Ltd., дочерняя организация CNCEC и одна из ведущих международных инжиниринговых компаний в сфере строительства заводов газохимической отрасли.
Финансирование проекта будет осуществляться за счет средств, предоставляемых синдикатом крупных российских банков. Срок начала обслуживания долга имеет запас относительно срока выхода проекта на полную мощность. Основные расходные статьи бюджета Проекта включают фиксированную стоимость реализации EPC-контракта, затраты на подготовку инфраструктуры, покупку подвижного состава и формирование резерва на непредвиденные расходы. Строительство осуществляется на земельном участке площадью около 8 га, находящемся в непосредственной близости от поставщика сырья в лице крупного производителя аммиака, что существенно упрощает работы по подготовке инфраструктуры и позволяет снизить соответствующие затраты.
На момент присвоения ожидаемого кредитного рейтинга Проект находился на предынвестиционной стадии. Проектные работы начнутся после финансового закрытия ПФТ, которое ожидается до конца 2024 года.
Ключевые факторы оценки
Высокий запас прочности, качество и возможности ГП и ОСП. АКРА приняло во внимание размер, опыт, географическую диверсификацию и значимость ГП. Так, по итогам 2022 года CNCEC заняла 16-е место в рейтинге крупнейших мировых ЕРС-подрядчиков по объему выручки. С момента своего основания в 1953 году CNCEC реализовала более 90% проектов химического машиностроения и более 50% проектов нефтепереработки и нефтехимии в Китае. CNCEC имеет опыт реализации проектов в России. ОСП, в свою очередь, выполнила разработку более 1 700 крупных и средних проектов, а также более 60 ЕPC-контрактов как внутри Китая, так и за рубежом. Объем принимаемых ГП и ОСП обязательств в рамках EPC-контракта мотивирует компании завершить проект даже в случае реализации стрессовых сценариев. Стоимость реализации проекта составляет менее 3% годовой выручки ГП.
Агентство также приняло во внимание, что работы по подготовке инфраструктуры, которые выходят за рамки EPC-контракта, будут осуществляться сторонними субподрядчиками, процедуры отбора которых находятся в разработке ввиду ранней степени подготовки проекта.
Умеренно агрессивный график строительства. Технический консультант подтверждает сроки реализации Проекта, по обслуживанию долговых обязательств предусмотрен запас. Таким образом, в случае реализации сценария удлинения графика ввод в эксплуатацию произойдет до начала обслуживания долга. При этом ГП и ОСП несут финансовую ответственность за срывы сроков введения в эксплуатацию и, напротив, получают дополнительную плату за досрочное введение в эксплуатацию в виде премии.
Продолжительность работ (этапов) графика в целом соответствует объектам-аналогам, которые в основном являются комплексными производствами аммиака и карбамида, то есть представляют собой более сложные объекты. Наиболее близкий по характеристикам проект пришелся на время пандемии коронавируса.
Работы по подготовке инфраструктуры не оказывают существенного давления на критический путь графика, поскольку могут реализовываться параллельно основному строительству и имеют существенный запас.
Ограниченная степень заменимости ГП. Потенциальный список китайских и российских подрядчиков, способных завершить проект в случае необходимости замены ГП и ОСП, насчитывает шесть компаний. Непосредственное участие в тендере, помимо ГП, принимали три китайских подрядчика. Объем затрат на строительство, заложенных в бюджет, соответствует или несколько превышает показатели аналогичных проектов. Объем гарантийных и обеспечительных обязательств ГП в рамках ЕРС-контракта покрывает потенциальные затраты на смену подрядчика даже в случае увеличения стоимости проекта. Агентство рассматривает сценарий замены как маловероятный.
При оценке данного фактора АКРА приняло в расчет ранний этап проектирования и факт отсутствия процедур замены подрядчиков по работам вне периметра ЕРС-контракта.
Качественное бюджетирование. В соответствии с заключением технического консультанта затраты в рамках бюджета обоснованы проектом ЕРС-контракта, коммерческими предложениями, детализированными расчетами и экспертными оценками. Структура затрат соответствует аналогичным объектам, целесообразность затрат в целом подтверждается. Подготовка детализированного бизнес-плана и финансовой модели производилась внешним консультантом, имеющим релевантный опыт. Детализация бюджета, финансовой модели и бизнес-плана оценивается АКРА как высокая.
Существенный объем резервов на непредвиденные расходы. Бюджетом проекта предусмотрено формирование запаса на непредвиденные расходы, что подтверждено со стороны технического консультанта. Резерв покрывает основные риски удорожания проекта, курсовые и инфляционные риски, а с учетом фиксированной стоимости ЕРС-контракта и широких обязательств ГП и ОСП он также может покрыть убытки от реализации большинства прочих рисков, включая существенные задержки в реализации проекта, риски от задержки подготовки инфраструктуры и др.
АКРА не принимало в расчет факторы риска подготовки строительной площадки и риски несоответствия критериям готовности ввиду принятия данных рисков ГП и ОСП в рамках ЕРС-контракта. Поскольку ПФТ не реализуется на основании государственно-частного партнерства или концессий, Агентством также не принимались во внимание фактор распределения строительных рисков между частным и государственным секторами и стратегическая важность проекта. В соответствии с критериями Методологии присвоения кредитных рейтингов эмитентам, инструментам и обязательствам проектного финансирования по национальной шкале для Российской Федерации веса факторов, не принятых к рассмотрению, были распределены между прочими рейтинговыми факторами.
Факторы возможного изменения рейтинга
События, которые могут привести к негативному или позитивному рейтинговому действию, включают следующие:
-
изменение параметров ПФТ, например, изменения графика строительства, объемов обеспечительных мер, смена контрагентов в рамках ПФТ, изменение процедур отбора отдельных субподрядчиков;
-
изменение макроэкономических условий, выходящее за рамки стресс-сценариев, использованных в процессе рейтингового анализа;
-
внесение в законодательство изменений, способных оказать существенное влияние на сделку;
-
изменение кредитного качества долгосрочной кредитоспособности ключевых контрагентов ПФТ при условии невозможности их замены.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг АО «Химтех» будет присвоен АКРА после получения финальной документации. В случае существенных отличий финальной документации от полученных предварительных материалов АКРА может изменить рейтинг АО «Химтех» относительно уровня ожидаемого кредитного рейтинга.
Ожидаемый кредитный рейтинг АО «Химтех» был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов эмитентам, инструментам и обязательствам проектного финансирования по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Ожидаемый кредитный рейтинг был присвоен АО «Химтех» впервые. Очередное рейтинговое действие ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Ожидаемый кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных АО «Химтех», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Ожидаемый кредитный рейтинг является запрошенным, АО «Химтех» принимало участие в процессе его присвоения.
При присвоении ожидаемого кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало АО «Химтех» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения ожидаемого кредитного рейтинга выявлены не были.