Кредитный рейтинг Госкорпорации «Роскосмос» (далее — Корпорация) оценен на уровне паритета с Российской Федерацией вследствие очень высокой степени поддержки Корпорации со стороны государства и высокой степени зависимости государства и Корпорации от однородных факторов риска.
Текущая ситуация оказывает ограниченное влияние на деятельность Корпорации, в том числе на ее международное сотрудничество, по причине участия Корпорации в наднациональных проектах. Уровень поддержки Корпорации со стороны государства остается стабильным.
Корпорация была учреждена на основании Федерального закона от 13.07.2015 № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в целях осуществления реформы ракетно-космической отрасли РФ. Корпорация наделена полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять общее руководство, государственное и нормативно-правовое регулирование космической деятельности, а также является уполномоченным органом управления в области исследования, освоения и использования космического пространства. Предприятия, принадлежащие Корпорации, обеспечивают работы по созданию ракетно-космической техники, в том числе двойного назначения, координацию работ по развитию и поддержанию ГЛОНАСС, осуществляют международную космическую деятельность и координацию работ, проводимых на космодромах Байконур и Восточный. На базе Корпорации консолидированы практически все российские организации, задействованные в решении указанных выше задач.
Принимая во внимание тот факт, что активы Корпорации формируются в первую очередь в интересах государства, АКРА считает, что определение оценки собственной кредитоспособности (ОСК) нецелесообразно, и использует только Методологию присвоения кредитных рейтингов с учетом внешней поддержки.
Ключевые факторы оценки
Очень высокая степень поддержки со стороны государства определяется очень высокой оценкой таких субфакторов, как «Исключительность реализуемых функций» и «Собственность, контроль и регулирование», высокими оценками субфакторов «Роль в экономике и репутационные риски» и «Гарантии или иные каналы получения поддержки», а также средней оценкой субфактора «Социальная роль».
Исключительность реализуемых функций Корпорации определяется ее статусом государственной корпорации. Корпорация создана Российской Федерацией и осуществляет свою деятельность на основании отдельного ФЗ. Предприятия Корпорации являются исполнителями контрактов в рамках гособоронзаказа и федеральных целевых программ (ФЦП).
Предприятия Корпорации являются не только производителями продукции по экспортным контрактам, но и поставщиками услуг (например, пилотируемые полеты на МКС), невыполнение обязательств по которым может привести как к финансовым потерям государства, так и к реализации политических и репутационных рисков. Корпорация занимает монопольное положение на российском рынке. Тем не менее деятельность Корпорации не вносит значительного вклада в российскую экономику и не играет существенной социальной роли в масштабах страны.
Акционерный и операционный контроль со стороны государства. Высшим органом управления Корпорации является наблюдательный совет. В состав наблюдательного совета Корпорации входят одиннадцать членов, в том числе пять представителей Президента Российской Федерации и пять представителей Правительства Российской Федерации, а также генеральный директор Корпорации, являющийся членом наблюдательного совета Корпорации по должности. Для выполнения поставленных задач государство осуществляет в том числе бюджетное финансирование, предоставляет субсидии и целевые средства в рамках ФЦП.
Президент Российской Федерации утверждает перечень предприятий и организаций, подлежащих передаче Корпорации, а также назначает членов наблюдательного совета и генерального директора Корпорации.
Высокая зависимость Корпорации от однородных факторов риска с государством выражается в высокой доле государственных трансфертов и государственных заказов в выручке Корпорации.
Ключевые допущения
-
сохранение полного акционерного и операционного контроля со стороны государства;
-
своевременность и достаточность государственных мер поддержки для выполнения Корпорацией своих финансовых обязательств.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
потеря полного операционного и акционерного контроля со стороны государства;
-
снижение системной значимости Корпорации для государства.
Компоненты рейтинга
ОСК: отсутствует.
Поддержка: паритет с Российской Федерацией.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Госкорпорации «Роскосмос» был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов с учетом внешней поддержки, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Госкорпорации «Роскосмос» был опубликован АКРА 17.12.2021. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Госкорпорации «Роскосмос» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Госкорпорацией «Роскосмос», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Госкорпорация «Роскосмос» принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Госкорпорации «Роскосмос» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.