Кредитный рейтинг Акционерного общества «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» (далее — НБУ, Банк) на уровне BB по международной шкале отражает его высокую значимость для страны и, соответственно, мнение АКРА об очень высоком потенциале поддержки со стороны государства. Оценка собственной кредитоспособности (ОСК) НБУ по международной шкале (bb) обусловлена лидирующими конкурентными позициями финансового института, имеющего статус крупнейшего государственного банка и приоритет в кредитовании стратегически важных проектов и секторов экономики, наряду с миссией по развитию экспортного потенциала Республики Узбекистан. ОСК также учитывает финансовый профиль, характеризующийся очень высоким уровнем достаточности капитала, умеренно высокими качеством активов и показателями фондирования и ликвидности. Сдерживающее влияние на ОСК в ближайшие 12–18 месяцев продолжат оказывать относительно высокие по сравнению с мировыми риски операционной среды.

Кредитный рейтинг НБУ по национальной шкале для Российской Федерации определен на уровне A-(RU) в соответствии с Методологией сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных по международной шкале АКРА, с кредитными рейтингами, присвоенными по национальным шкалам АКРА.

«Стабильный» прогноз по кредитным рейтингам отражает тесные связи Банка с Республикой Узбекистан и ожидания АКРА относительно сохранения кредитоспособности суверенного эмитента на текущем уровне в ближайшие 12–18 месяцев.

Ключевые факторы оценки

Очень высокая степень поддержки со стороны государства. АКРА полагает, что несостоятельность НБУ может стать критическим препятствием для стабильного развития экономики и обусловить серьезный репутационный риск для Республики Узбекистан. Тем не менее влияние внешней поддержки на кредитный рейтинг на данный момент нейтрально в силу и без того достаточно высокого в локальном контексте уровня собственной кредитоспособности Банка.

НБУ является первым в рэнкинге банков страны по объему активов, что обуславливает его значимость для экономики и финансовой системы. Кроме того, Банк имеет одну из крупнейших в Республике Узбекистан долей депозитов физических лиц, и на его счетах в приоритетном порядке размещаются средства государства и государственных бюджетных организаций. Около 40% ссудного портфеля формируют кредиты, предоставленные в соответствии c государственными инициативами. В связи с этим порядка 30% кредитного портфеля покрыто гарантиями государства, которые смягчают кредитные риски. История значительных капитальных вложений, особенно в 2019 году, а также в 2017-м, говорит о готовности и способности страны оказывать Банку регулярную и экстренную помощь. Значимость НБУ для Республики Узбекистан подтверждают планы правительства сохранить контроль над его деятельностью в отличие от многих иных государственных банков, о намерении приватизировать которые было объявлено официально.

Умеренно низкая оценка операционной среды является компонентом ОСК и отражает оценку АКРА экономических и отраслевых рисков, присущих любому банку, работающему в Республике Узбекистан. Оценка учитывает мнение Агентства об уровне страновых рисков и корректируется с учетом негативного влияния специфических для банковского сектора Республики Узбекистан факторов. Одним из них является существенная долларизация отрасли (примерно 43% совокупного баланса сектора номинировано в валюте) наряду с зависимостью от средств, получаемых от нерезидентов (примерно 36% всех обязательств). По мнению АКРА, такая особенность финансового сектора усложняет работу банков, усиливая дестабилизацию сектора в периоды рыночной турбулентности, экономического стресса, обесценения национальной валюты и т. д. Дополнительное ограничение операционной среды — высокая степень вмешательства государства в функционирование банковской системы с преобладанием значительного числа банков с госучастием (порядка 67% активов сектора) и директивного кредитования в экономике. Указанные факторы, по мнению АКРА, ослабляют конкуренцию, приводя к дисбалансам в отрасли.

Максимальная оценка бизнес-профиля отражает лидирующие позиции НБУ на рынке банковских услуг Республики Узбекистан: на 01.10.2024 на НБУ приходилось примерно 19% активов сектора и около 11% средств физических лиц. Прочные конкурентные позиции, статус самого крупного государственного банка наряду с устоявшимися взаимоотношениями с ключевыми государственными компаниями Республики Узбекистан и международными долгосрочными инвесторами способствуют стабильности бизнеса и устойчивости финансовых показателей Банка. Указанные преимущества вместе с высокой капитализацией НБУ несколько смягчают риски, ассоциируемые с высокой концентрацией на отдельных контрагентах. Так, двадцать крупнейших заемщиков и десять крупнейших контрагентов составляют примерно половину кредитного портфеля и 32% активов до вычета резервов соответственно, тогда как десять крупнейших кредиторов формируют около половины всех обязательств.

Агентство ожидает сохранение указанных выше параметров бизнес-модели в ближайшие 12–18 месяцев. Вместе с тем АКРА также прогнозирует планомерное сокращение доли кредитов государственным предприятиям и бюджетным организациям, а также рост негосударственного сегмента, особенно сферы малого и среднего предпринимательства (МСП), включая зарплатные проекты работникам, и прочие розничные направления. Ранее Банк был ограниченно вовлечен в работу с субъектами МСП, однако указанные устремления соответствует общерыночным тенденциям. Отмечаемое выше смещение фокуса, вероятно, будет способствовать росту маржинальности деятельности, при этом доля кредитного портфеля, гарантированного государством, будет сокращаться. Кроме того, развиваемые линии бизнеса могут потребовать освоения новых навыков и компетенций. АКРА отмечает, что НБУ осознает наличие возможных трудностей и в рамках стратегии ведет работу над совершенствованием систем риск-менеджмента, управления кадрами и модернизацией IT-инфраструктуры.

Очень высокая оценка достаточности капитала отражает комфортный уровень рентабельности и достаточности капитала на фоне умеренного роста кредитного портфеля. Локальный регуляторный коэффициент достаточности основного капитала был равен 16,6% на начало октября 2024 года, принципиально не поменявшись относительно аналогичного показателя прошлого года.

Очень высокая рентабельность, находящая отражение в КУГК за последние пять полных лет на уровне 2,4%, поддерживает капитализацию НБУ.

Агентство не ожидает кардинальных изменений уровня прибыльности и капитализации Банка на горизонте ближайших 12–18 месяцев.

Умеренно высокий риск-профиль. АКРА оценивает долю потенциально проблемных требований (третья стадия согласно МСФО) на уровне около 3,5% совокупных активов до вычета резервов и 4,4% кредитного портфеля на середину 2024 года. Несмотря на то что резервы под обесценение покрывают 183% указанных проблемных активов (6,2% совокупных активов) и 182% проблемных кредитов (8% всех кредитов), дополнительное давление на качество активов и капитал может оказывать возросшая доля кредитов второй стадии по МСФО (15,1% активов до вычета резервов и 19,6% кредитного портфеля на середину 2024 года).

Будучи финансовым институтом, нацеленным на развитие экспортных направлений, НБУ имеет большую долю выданных займов, номинированных в валюте, — порядка 65% кредитов. Соответствующие кредитные риски смягчаются за счет наличия валютной выручки у таких заемщиков — экспортеров, а также в целом из-за большого пула кредитов (порядка 30% портфеля на середину 2024 года), обеспеченных государственными гарантиями.

АКРА позитивно оценивает значительное сокращение открытой валютной позиции Банка за последние 12 месяцев.

Позиция по фондированию и ликвидности улучшена до умеренно высокой ввиду сокращения доли неустойчивых источников финансирования. Значительную часть фондирования составляют относительно стабильные и долгосрочные по своей природе средства от международных институциональных инвесторов и прямых акционеров Банка. Дополнительно около трети обязательств приходится на депозиты, преобладающую часть которых формируют крупнейшие национальные компании страны с прочными партнерскими взаимоотношениями с НБУ.

Объем ликвидных активов адекватен профилю фондирования, в частности его стабильности и срочности, и на середину 2024 года составлял примерно 21% баланса.

Ключевые допущения

  • сохранение принятой бизнес-модели, лидирующих рыночных позиций Банка, его роли и значимости для экономики Республики Узбекистан на горизонте 12–18 месяцев.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКАЛЕ

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • оценочное мнение АКРА о повышении кредитоспособности Республики Узбекистан.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • оценочное мнение АКРА об ухудшении кредитоспособности Республики Узбекистан;

  • признаки снижения потенциала внешней поддержки одновременно с ухудшением собственной кредитоспособности Банка.

ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГНОЗА ИЛИ РЕЙТИНГА ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКАЛЕ ДЛЯ РФ

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • оценочное мнение АКРА о повышении кредитоспособности Республики Узбекистан.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • оценочное мнение АКРА об ухудшении кредитоспособности Республики Узбекистан;

  • признаки снижения потенциала внешней поддержки одновременно с ухудшением собственной кредитоспособности Банка.

Компоненты рейтинга ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКАЛЕ

ОСК с учетом корректировок и ограничений: bb.

Поддержка: АКРА оценивает степень поддержки от государства как очень высокую, однако этот компонент рейтинговой оценки имеет нейтральный эффект с точки зрения финального рейтинга.

Рейтинги выпусков

Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Акционерному обществу «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» был присвоен по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по международной шкале, а также Методологии присвоения кредитных рейтингов с учетом внешней поддержки. Кредитный рейтинг Акционерному обществу «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных по международной шкале АКРА, с кредитными рейтингами, присвоенными по национальным шкалам АКРА, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитные рейтинги Акционерного общества «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» по международной шкале и национальной шкале для Российской Федерации были опубликованы АКРА 18.11.2021. Очередной пересмотр кредитных рейтингов и прогнозов по кредитным рейтингам Акционерного общества «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитные рейтинги Акционерного общества «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» были присвоены на основании данных, предоставленных Акционерным обществом «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием отчетности Акционерного общества «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан». Кредитные рейтинги являются запрошенными, Акционерное общество «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» принимало участие в процессе их присвоения.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Акционерному обществу «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Сурен Асатуров
Директор, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 80, доб. 130
Иван Пестриков
Заместитель директора, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 80, доб. 135

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.