Кредитный рейтинг Москвы (далее — Город, Москва) обусловлен минимальным уровнем долговой нагрузки, высоким запасом ликвидности и наивысшими оценками бюджетного и экономического профилей Города.

Численность постоянного населения Москвы в среднем за 2023 год составила 13,1 млн человек (примерно 9% населения страны). Москва занимает первое место в России по объему совокупного валового регионального продукта (ВРП). Статус политического, финансового, промышленного, научного и культурного центра страны обуславливает высокий уровень развития экономики Города.

Ключевые факторы оценки

Максимальная оценка экономического профиля Города. Комбинация двух факторов — отношения подушевого ВРП Москвы к среднестрановому значению и отношения средней заработной платы к прожиточному минимуму — определяет максимально возможную первичную оценку категории экономического профиля Города.

Безработица в Москве находится на стабильно низком уровне. Ее показатель, измеряемый по методологии МОТ, в 2023 году составил 1,8% при среднем значении по России, равном 3,2%. Усредненный1 уровень безработицы за 2020–2023 годы составил 2,1%. Диверсификация налоговых поступлений по отраслям высокая, в 2023 году максимальный удельный вес в общих объемах налоговых поступлений в городской бюджет приходился на финансовую и страховую деятельность (19,5%). Значимую долю поступлений также формирует торговля (оптовая и розничная и ремонт автотранспортных средств, 19,2%).

Уровень безработицы и диверсификация налоговой базы позволяют присвоить Городу наивысшую окончательную оценку экономического профиля. Москва характеризуется высоким уровнем развития социальной и инженерной инфраструктуры.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Минимальная долговая нагрузка. Соотношение долга и текущих доходов Города, а также соотношение долга и ВРП стабильно остаются минимальными. Запланированные на 2024 год заимствования не повлияют на оценку долговой нагрузки.

На 01.01.2024 долг представлен облигациями (59%) с погашением в 2024–2028 годах и инфраструктурными бюджетными кредитами (41%), которые подлежат возврату в 2024–2038 годах. Согласно актуальной версии закона о бюджете, в 2024 году Город планирует незначительно увеличить объем долга.

По состоянию на начало года Городу предстояло погасить 19% имеющегося госдолга, в текущем году Москва уже погасила один из выпусков облигаций, а также привлекла бюджетный кредит на финансирование инфраструктурных проектов. Учитывая осуществленные Городом погашение облигаций и привлечение средств, на 01.10.2024 погашению подлежит 2% текущей задолженности. Процентные расходы незначительны.

Качественная оценка долговой нагрузки определяется Агентством на наивысшем уровне в связи с длительным средневзвешенным сроком погашения долга, превышающим три с половиной года, сбалансированной долговой политикой Города, основанной на применении диверсифицированных по видам долгосрочных долговых инструментов. Кредитная история Города является положительной, баланс текущих операций постоянно положителен. Предприятия госсектора Москвы не требуют дополнительной поддержки из городского бюджета.

Высокая операционная эффективность бюджета. Соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в 2021–2025 годах позволяет сделать вывод о том, что Городу достаточно собственных доходов для полного покрытия текущих расходов. Величина баланса текущих операций и накопленная ликвидность, в свою очередь, позволят Москве профинансировать весь запланированный объем капитальных расходов. Потребность бюджета в использовании дополнительных средств нивелируется низкой долговой нагрузкой Города.

Доля налоговых и неналоговых доходов в составе совокупных доходов (без учета субвенций) ежегодно близка к 100%. Капитальные расходы с 2021 года превышают 30% совокупных расходов (за вычетом субвенций), и по итогам текущего года, согласно прогнозу Города, данный показатель останется на том же уровне. Капитальные расходы практически полностью финансируются за счет собственных средств. С учетом плановых параметров бюджета Города на 2024 год оценка бюджетного профиля сохранится на максимальном уровне.

Качественная оценка бюджетного профиля определяется как высокая. Случаи нарушения бюджетного законодательства неизвестны, объем выпадающих налоговых доходов в связи с применением налоговых льгот несущественен для бюджета. Для Города характерно консервативное планирование бюджетных показателей, а фактический дефицит бюджета часто существенно меньше планируемых показателей, что зачастую связано с волатильностью поступлений по налогу на прибыль.

Высокий запас ликвидности бюджета. Значительный объем остатков средств на счетах бюджета (в том числе на депозитах) Города обеспечивает большой запас ликвидности. На 01.01.2024 объем остатков на счетах при учете средств, размещенных на депозитах, многократно превосходил объем госдолга на ту же дату. Доходы от размещения временно свободных денежных средств на банковских депозитах ежегодно превышают проценты на обслуживание долга. Учитывая динамику исполнения бюджета Города за девять месяцев 2024-го, по итогам года АКРА ожидает меньший дефицит, чем запланировано в актуальной версии закона о бюджете, благодаря более существенному увеличению поступлений по НДФЛ. Это позволит сохранить высокий уровень ликвидности бюджета по результатам года.

Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует высокому уровню. По данным Города, просроченная кредиторская задолженность бюджета на 01.01.2024 и 01.10.2024 отсутствовала. Договор между Городом и Управлением Федерального казначейства (УФК) в 2024 году не заключен. Город не использует кредиты УФК для финансирования кассовых разрывов, не привлекает кредитные линии для финансирования дефицита в связи с отсутствием необходимости. Риски рефинансирования долговых обязательств у Москвы отсутствуют.

Ключевые допущения

  • сохранение высокого уровня ликвидности бюджета;

  • сохранение высокой операционной эффективности бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • значительное снижение объема операционного баланса и существенный рост долговой нагрузки;

  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в России.

Рейтинги выпусков

Облигации первого выпуска Городского облигационного займа Москвы для населения, государственный регистрационный номер RU36001MOS0 / RU000A106AV7, дата погашения — 27.05.2025, объем эмиссии — 2 млрд руб., — ААА(RU).

Облигации семьдесят третьего выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, государственный регистрационный номер RU25073MOS0 / ISIN RU000A1030T7, дата погашения — 21.04.2026, объем в обращении — 10,4 млрд руб., — ААА(RU).

Облигации семьдесят четвертого выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, государственный регистрационный номер RU26074MOS0 / ISIN RU000A1033Z8, дата погашения — 18.05.2028, объем в обращении — 70 млрд руб., — ААА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Москвы, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Москвы.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Москвы и облигационных выпусков Москвы (ISIN RU000A1033Z8, RU000A1030T7, RU000A106AV7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Москвы и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Москвы (ISIN RU000A1033Z8, RU000A1030T7, RU000A106AV7) были опубликованы АКРА 30.08.2017, 21.05.2021, 07.06.2021 и 31.05.2023 соответственно.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Москвы, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Москвы (ISIN RU000A1033Z8, RU000A1030T7, RU000A106AV7) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Москвой, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Москвы принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Москвы дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.