АКРА подтвердило следующие рейтинги Правительства Швейцарской Конфедерации (далее — Швейцария, страна) по международной шкале:
-
долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне AАА и в национальной валюте — ААА;
-
краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S1+ и в национальной валюте — на уровне S1+.
Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный». «Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
Позитивные факторы рейтинговой оценки
-
Очень высокий уровень благосостояния.
-
Развитая, диверсифицированная, инновационная и конкурентоспособная экономика.
-
Умеренный уровень госдолга, его надежная структура и большой внутренний финансовый рынок.
-
Развитая институциональная база.
Негативные факторы рейтинговой оценки
-
Высокий уровень долга частного сектора.
-
Крупный размер банковской отрасли, который потенциально может стать источником условных обязательств правительства при неблагоприятных сценариях, включая серьезные изменения в регулировании европейского финансового сектора.
Обоснование кредитного рейтинга
Суверенный кредитный рейтинг Швейцарии на уровне AAA обусловлен развитой, диверсифицированной, инновационной и конкурентоспособной структурой ее экономики, а также умеренным уровнем государственного долга. Риски, связанные с высоким уровнем долга частного сектора и крупным размером банковской отрасли в сочетании с последними изменениями в сфере банковского сектора и потенциально влияющие на условные обязательства правительства, по мнению АКРА, балансируются как высоким уровнем накопленных домохозяйствами финансовых активов, так и сильной фискальной политикой и высоким качеством институциональной среды.
Макроэкономика
По мнению АКРА, экономика Швейцарии, входящая в десятку самых богатых стран мира по уровню ВВП на душу населения, будет расти в среднем на 1,3–1,5% в 2025–2026 годах, то есть темпами, близкими к долгосрочному потенциалу роста (около 1,5%, по оценке Государственного секретариата по экономическим делам (SECO)). Основным сдерживающим фактором для экономического роста страны могут стать низкие темпы роста торговых партнеров.
АКРА ожидает, что в ближайшем будущем уровень инфляции в Швейцарии останется умеренно низким. Несмотря на относительно низкое по мировым стандартам значение индекса потребительских цен в 2022–2023 годах оно все же превышало целевой диапазон 0–2%, установленный Национальным банком Швейцарии (НБШ). По оценкам АКРА, после возврата в 2024 году к уровню около 1% значение индекса в среднем в период с 2025 по 2026 год будет находиться в диапазоне 0,5–1,0%.
В марте 2024 года НБШ стал одним из первых крупнейших центральных банков, которые приступили к снижению учетной ставки. К ноябрю 2024 года она была понижена на 0,75 п.п. до 1%. Дезинфляционные риски, связанные с укреплением национальной валюты и возможной слабостью экономик стран-торговых партнеров Швейцарии, могут оказать поддержку этому тренду в 2025 году.
Государственные финансы
В отличие от многих развитых стран Швейцария в результате реализации довольного крупного пакета антикризисных мер в 2020–2021 годах успешно сохранила пространство для маневра в рамках расширенной контрциклической фискальной политики даже в условиях повышенных процентных ставок в 2023–2024 годах. АКРА ожидает, что в обозримом будущем уровень государственного долга страны не превысит 40% ВВП, а баланс консолидированного правительства скорее всего останется слегка положительным (около 0,5% ВВП в 2024–2025 годах).
АКРА полагает, что сильное бюджетное правило на уровне конфедеративного бюджета в среднесрочной перспективе будет поддерживать структурный баланс консолидированного правительства на уровне около 0%. Бюджетное правило обеспечивает балансировку бюджета на протяжении бизнес-цикла, допуская определенный дефицит во время рецессии и предполагая профицит в периоды экономического роста, а также предусматривает исключения в экстраординарных обстоятельствах.
Однако в средне- и долгосрочной перспективе поддержание госдолга на умеренном уровне может войти в противоречие с необходимостью наращивать расходы с учетом старения населения страны. В сентябре 2022 года после многолетнего обсуждения общенародным голосованием была одобрена реформа первого уровня пенсионной системы Швейцарии (предусмотренные реформой изменения вступили в силу в январе 2024 года). Реформа предусматривает повышение пенсионного возраста для женщин до 65 лет, тем самым приравняв его к пенсионному возрасту для мужчин, а также увеличение ставки НДС с целью финансирования системы. Несмотря на то что эти меры позволят временно и частично смягчить нагрузку на пенсионную систему, для балансировки пенсионной системы на долгосрочном горизонте по-прежнему требуется пересмотр норм ее второго уровня. В марте 2023 года документы, касающиеся реформы второго уровня системы, были приняты парламентом, но 22 сентября 2024 года они были отвергнуты всенародным референдумом.
Стоит также отметить, что суммарный объем активов банковского сектора Швейцарии составляет около 400% номинального ВВП. Столь крупный размер банковского сектора обуславливает риск реализации условных обязательств и ставит страну в один ряд с государствами, характеризующимися значительным уровнем зависимости экономики от банковского сектора, который формирует 5–10% годовой валовой добавленной стоимости.
В марте 2023 года произошло важное событие, существенно изменившее ландшафт банковского сектора Швейцарии. 16 и 19 марта 2023 года Федеральный совет принял решение о различных мерах по предотвращению банкротства Credit Suisse, одного из двух крупнейших национальных банков, ориентированных на глобальный рынок. После ряда рыночных потерь и репутационного давления Credit Suisse был куплен своим ближайшим конкурентом UBS. Данная сделка частного поглощения была поддержана ликвидностью, предоставленной НБШ с лимитом в размере 100 млрд швейцарских франков. Кроме того, в целях реализации сделки федеральное правительство предоставило гарантию покрытия убытков в размере до 9 млрд швейцарских франков по портфелю некоторых активов Credit Suisse, трудно поддающихся оценке.
По мнению АКРА, даже при отсутствии непосредственных финансовых последствий для государства вышеупомянутое поглощение следует оценивать как увеличение долгосрочных условных обязательств правительства. В результате сделки вновь созданная банковская группа делает весь банковский сектор Швейцарии более взаимосвязанным, что может привести к увеличению рисков для общей финансовой стабильности. Кроме того, весьма значительный масштаб бизнеса группы делает ее показатели более важными для общества в логике «слишком большой, чтобы обанкротиться».
Внешняя позиция
Внешняя позиция Швейцарии оценивается как сравнительно сильная; поддержку ей оказывают стабильно высокий профицит счета текущих операций и очень сильная положительная международная инвестиционная позиция, главным образом обусловленная международными резервами. АКРА полагает, что структура швейцарского экспорта, большую долю в котором занимает фармацевтическая и химическая продукция, а также ювелирные изделия, позволит поддерживать высокий профицит счета текущих операций на допандемийном уровне 5–8% ВВП как в 2024 году, так и в последующие годы.
Дополнительную поддержку внешней позиции страны оказывают относительно высокий уровень покрытия внешнего долга резервами и восприятие инвесторами франка как стабильной глобальной валюты. АКРА отмечает, что в периоды замедления темпов роста мировой экономики и усиления неопределенности в международном масштабе растет интерес инвесторов к активам в швейцарской валюте. Это вызывает укрепление франка и ведет к возникновению дефляционного давления. В целях сдерживания этих процессов в 2020–2021 годах НБШ в рамках своей монетарной политики предпринял меры, направленные на предотвращение укрепления франка, в частности, увеличивал предложение национальной валюты, наращивая резервы в иностранной валюте. В 2022–2024 годах валютные резервы умеренно сокращались в результате рыночных операций и валютной переоценки; в среднесрочной перспективе АКРА ожидает, что объем резервов сохранится на уровне около 90% ВВП.
Институциональная среда
По мнению АКРА, в определенном смысле Швейцария может по-прежнему считаться «тихой гаванью» благодаря высочайшему уровню доверия к государственным институтам и органам власти, а также высокому качеству государственного управления. По оценке Всемирного банка, за последние десять лет Швейцария демонстрировала одни из самых высоких и стабильных индексов качества управления (WGI). Это является отражением высокого качества институтов управления и весьма благоприятных условий для распределения ресурсов в экономике.
В то же время важно отметить, что ЕС работает над созданием новых правил, регулирующих банковскую деятельность, которые будут предусматривать повышенные требования к банкам из стран, не входящих в ЕС, но желающим работать на европейском рынке (напомним, что Швейцария не является членом ЕС). В случае принятия эти правила не позволят банкам, не имеющим физического присутствия в той или иной стране ЕС, активно оказывать услуги клиентам на территории ЕС. Это может стать риском для оставшегося швейцарского системно значимого банка, ведущего деятельность в глобальном масштабе (UBS). Результаты переговоров официальных представителей Швейцарии и ЕС по двусторонним соглашениям в экономической сфере (так называемый 3-й пакет двусторонних соглашений) могут также оказать влияние на ряд других секторов экономики.
Результаты применения суверенной модели
Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Швейцарии определен на уровне AАA. Один из модификаторов в коррекционной части модели позволяет понизить Индикативный кредитный рейтинг. Согласно Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, таким модификатором является:
- условные обязательства и риск их реализации.
К позитивным модификаторам относятся:
-
устойчивость экономического роста;
-
фискальная политика и гибкость бюджета;
-
долговая устойчивость и доступ к рынкам;
-
стабильность платежного баланса.
С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Швейцарии не был изменен, и итоговый кредитный рейтинг был определен на уровне ААА. Аналитические корректировки и ограничения, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим Присвоенный кредитный рейтинг остается на уровне ААА.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
Серьезный финансовый шок для банковского сектора Швейцарии, связанный с возможными убытками, вызванными глобальной рецессией.
-
Негативные итоги переговоров между Швейцарией и ЕС в сфере финансового регулирования и торговли.
Регуляторное раскрытие
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Швейцарской Конфедерации по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые суверенные кредитные рейтинги Швейцарской Конфедерации были опубликованы АКРА 10.09.2019. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Швейцарской Конфедерации не принимало участия в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Швейцарской Конфедерации дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.