Кредитный рейтинг АКБ «Держава» ПАО (далее — Банк «Держава», Банк) обусловлен умеренной оценкой бизнес-профиля, адекватной оценкой достаточности капитала, удовлетворительной оценкой риск-профиля и адекватной оценкой фондирования и ликвидности.
Сохранение «Позитивного» прогноза отражает ожидаемое Агентством повышение оценки достаточности капитала Банка на фоне подтверждения его высокой операционной эффективности.
Банк «Держава» — небольшой по размеру активов московский банк, специализирующийся на предоставлении банковских гарантий и услуг маркет-мейкера, на операциях с ценными бумагами и в меньшей степени на кредитовании физических лиц и предприятий малого и среднего предпринимательства.
Ключевые факторы оценки
Умеренная оценка бизнес-профиля (bb+) отражает, с одной стороны, невысокие рыночные позиции Банка «Держава» в российской банковской системе, с другой — относительно диверсифицированную структуру доходов, представленных процентными доходами от портфеля ценных бумаг, а также комиссионными доходами (преимущественно от гарантийного бизнеса в рамках государственных заказов) и процентными доходами от кредитного портфеля.
Банк «Держава» имеет устоявшуюся рентабельную бизнес-модель с фокусом на гарантийном бизнесе. Это направление деятельности останется для Банка ключевым в ближайшие 12–18 месяцев. Кредитный портфель составляет небольшую часть бизнеса и, по мнению АКРА, управляется достаточно рискованно. К таким рискованным активам Агентство, в частности, относит примерно 36% совокупных кредитов — часть портфеля, которая предоставлена физическим лицам под залог недвижимости.
Адекватная оценка достаточности капитала базируется на существенном запасе по достаточности капитала по российским стандартам (H1.2 на 01.10.2024 составлял 11,52%, среднее значение H1.2 с начала 2024 года — 12,07%) и высокой рентабельности операционной деятельности: коэффициент усредненной генерации капитала (КУГК) Банка превышает 200 б. п. за счет стабильно получаемой прибыли.
В следующие 12–18 месяцев АКРА ожидает сохранение стабильных финансовых результатов Банка и небольшие колебания показателя Н1.2, значение которого во многом будет зависеть от объема гарантийного бизнеса и размера дивидендов.
Удовлетворительная оценка риск-профиля. АКРА отмечает некоторое снижение проблемной и потенциально проблемной задолженности в кредитном портфеле Банка в течение последних 12 месяцев, а также принимает во внимание общее снижение уровня проблемной и потенциально проблемной задолженности и требований к основному капиталу. Большая часть потенциально проблемных займов в кредитном портфеле приходится на требования к принципалам по раскрытым гарантиям. Банк отчасти компенсирует потери по указанным рискам посредством взыскания через суд требований с принципалов.
На 30.06.2024 доля потенциально проблемных гарантий, по оценкам АКРА, увеличилась по сравнению с прошлогодним уровнем, но выплаты по ним после их раскрытия на текущий момент полностью покрыты резервами.
Дополнительные риски связаны с наличием в портфеле ценных бумаг Банка облигаций иностранных государств и эмитентов, характеризующихся нестабильным кредитным качеством.
Адекватная позиция по фондированию и ликвидности. Большая часть баланса Банка представлена относительно ликвидными активами, что обуславливает комфортное управление рисками ликвидности. При этом АКРА отмечает относительно высокую концентрацию фондирования на средствах крупнейшего и десяти крупнейших кредиторов. В то же время, по оценкам Агентства, около трети клиентских средств прямо или косвенно связаны с собственниками Банка.
Ключевые допущения
-
сохранение принятой бизнес-модели на горизонте 12–18 месяцев;
-
достаточность основного капитала (H1.2) выше 11%.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
сохранение высокой операционной эффективности — низкого среднего отношения операционных расходов к операционным доходам (cost-to-income, CTI) и значения чистой процентной маржи (net interesting margin, NIM) выше, чем у сопоставимых финансовых институтов;
-
значительное улучшение качества кредитного портфеля и портфеля гарантий;
-
рост диверсификации структуры доходов и ее устойчивое поддержание на высоком уровне.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение нормативов достаточности капитала;
-
ухудшение качества активов и внебалансовых требований;
-
существенные кредитные убытки в результате реализации стратегии быстрого роста гарантий;
-
значительный рост рыночного риска;
-
признаки обострения регуляторного давления или проявления репутационных рисков;
-
признаки ослабления бизнес-профиля из-за высококонкурентной среды или прочих факторов.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): bbb-.
Корректировки: отсутствуют.
Поддержка: отсутствует.
Рейтинги выпусков
Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг АКБ «Держава» ПАО был опубликован АКРА 29.12.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу АКБ «Держава» ПАО ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных АКБ «Держава» ПАО, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием отчетности АКБ «Держава» ПАО по МСФО и отчетности АКБ «Держава» ПАО, составленной в соответствии с требованиями Банка России. Кредитный рейтинг является запрошенным, АКБ «Держава» ПАО принимал участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало АКБ «Держава» ПАО дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.