Повышение кредитного рейтинга Свердловской области (далее — Свердловская область, Область, Регион) обусловлено ростом показателей бюджетного профиля Региона на фоне интенсивного развития отдельных секторов экономики. АКРА отмечает умеренно низкую долговую нагрузку на бюджет Области и несущественные риски рефинансирования задолженности, а также частичную зависимость экономики от металлургического комплекса.
Свердловская область входит в состав Уральского федерального округа, граничит с семью субъектами Российской Федерации. В Области проживает порядка 4,23 млн человек (3% населения страны). По оценке Области, ее валовой региональный продукт (ВРП) в 2024 году приблизится к 4,5 трлн руб. (ВРП Свердловской области, как правило, равен примерно 3% совокупного ВРП регионов России).
Ключевые факторы оценки
Высокая самодостаточность бюджета при гибкости бюджетных расходов. После 2020 года, когда доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в совокупных доходах Региона (без учета субвенций) значительно снизилась на фоне пандемии до 80%, наблюдается постоянный рост показателя. Его усредненное1 значение за 2021–2025 годы составит 91%, что соответствует наивысшей оценке согласно методологии АКРА. Такой рост стал возможен в том числе благодаря увеличению объема ННД. АКРА ожидает, что соотношение ННД и доходов бюджета не будет значительно снижаться.
Исполнение бюджета по итогам текущего года планируется со значительным дефицитом, который будет профинансирован в основном за счет остатков средств. При этом за десять месяцев текущего года бюджет был исполнен со значительным промежуточным профицитом.
Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Области за 2021–2025 годы составит 15%. Прогнозное значение баланса текущих операций за 2024 год находится на уровне 5% текущих доходов Региона, что значительно ниже прошлогоднего показателя; снижение обусловлено плановым увеличением текущих расходов при вероятном сокращении текущих доходов. Тем не менее положительная операционная эффективность свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих и части капитальных расходов Области, а прогнозное значение показателя на 2025 и 2026 годы демонстрирует рост при постепенном увеличении значения баланса текущих операций.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Свердловской области за 2021–2025 годы составит 21%, что соответствует наивысшему уровню гибкости бюджетных расходов. Капитальные расходы примерно на три четверти финансируются Регионом за свой счет.
Соотношение усредненных за указанный период модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов, по мнению Агентства, будет отрицательным. Несмотря на наличие значительных остатков на счетах бюджета, показатель не корректируется по причине планируемого финансирования дефицита за счет этих средств.
Объем налоговых преференций в 2022–2023 годах превышал 5% ННД, основную долю составляли стимулирующие (инвестиционные) налоговые льготы. Нарушения бюджетного законодательства не выявлены. Свердловская область заменяет дотации из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ. Бюджет Области в среднем пересматривается один или два раза в год, существенные отклонения от плана (если имеются) объясняются в основном рыночной конъюнктурой. Качественная оценка бюджетного профиля умеренно сильная.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Умеренно низкая долговая нагрузка при незначительных рисках рефинансирования долга в краткосрочной перспективе. На 01.01.2024 долговая нагрузка Области была равна 26% ее текущих доходов. На указанную дату долг на две трети состоял из бюджетных кредитов, остаток приходился на облигации. По состоянию на 17.10.2024 размер и структура долга изменились незначительно.
АКРА ожидает, что на конец 2024 года долговая нагрузка Области может вырасти на фоне снижения текущих доходов до 30%. В прогнозном периоде 2025–2027 годов долговая нагрузка будет постоянно находиться на уровне порядка 30%.
График погашения долга Свердловской области сбалансирован за счет его структуры — две трети долга составляют бюджетные кредиты со сроками погашения до 2039 года, еще треть — долгосрочные облигации со сроками погашения до 2027 года. По состоянию на 01.01.2024 Области необходимо было погасить или рефинансировать в 2024 году 16% долга, в 2025 году — 20% долга. Все погашаемые в 2024 и 2025 годах обязательства покрывались остатками на счетах. По состоянию на 17.10.2024 погашению в оставшийся период 2024 года подлежало 13% долга (в основном облигации), а в 2025-м — чуть более 20%.
Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2021–2025 годы уровень процентных расходов составит 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций).
Соотношение долга и ВРП Области ежегодно не превышает 4%, что соответствует низкому уровню общей долговой нагрузки по методологии АКРА.
Долг предприятий госсектора на начало года не превышал 10,5 млрд руб. (основные должники — АО «Особая экономическая зона «Титановая долина», АО «Агентство по развитию рынка продовольствия» и предприятия ЖКХ); просроченная кредиторская задолженность предприятий госсектора составила 0,5 млрд руб. Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Области, способных повлиять на уровень ее кредитоспособности, отсутствуют. Регионом заключены десять концессионных соглашений (сроки реализации — до 2032 года), по девяти муниципальным концессиям предусмотрены субсидии из областного бюджета. Баланс текущих операций Свердловской области стабильно положительный, структура долга диверсифицированная. Средний срок погашения долга постоянно превышает четыре года. Регион имеет хорошую кредитную историю.
Долговая нагрузка муниципальных образований низкая и продолжает сокращаться. Отношение совокупного долга данных образований к совокупной величине ННД снизилось с 13% в 2016 году до 3% в 2023-м. Абсолютное значение долга сократилось за указанный период c 6,5 до 2,6 млрд руб. Крупнейшими заемщиками являются Каменск-Уральский городской округ, Нижний Тагил и Серовский городской округ.
По сумме всех указанных выше факторов долговой профиль Области признается сильным.
Высокий объем доступной ликвидности. В 2023 году остатки на счетах Области (с учетом средств автономных и бюджетных учреждений, а также средств организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса) в среднем вдвое превышали ежемесячные расходы бюджета. В то же время ежемесячный объем собственных средств областного бюджета составляет существенно меньшую величину. Свердловская область размещает накопленную ликвидность на депозитах, что позволяет ей получать процентные доходы.
С учетом ожидаемого по итогам 2024 года дефицита коэффициент ликвидности бюджета Области составит 120%.
По данным на 01.01.2024 и 01.10.2024, у Области отсутствует просроченная кредиторская задолженность. В 2023 году кредит Управления Федерального казначейства привлекался на опережающее финансирование расходов, кредит для целей финансирования кассовых разрывов не привлекался; на 2024 год договор не заключен. Риски рефинансирования долга являются незначительными.
Несостоявшиеся закупки кредитных линий в 2022 году связаны с отсутствием заявок от кредитных организаций. У Региона нет открытых, но неиспользованных банковских лимитов. Профиль ликвидности оценивается как сильный.
Диверсифицированная экономика с умеренной концентрацией на металлургическом комплексе. Усредненный за 2019–2022 годы подушевой ВРП Региона в сопоставлении со среднестрановым показателем составил 86%, а соотношение усредненных значений заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2020–2023 годах — 4. По итогам 2023 года усредненная за последние четыре года безработица в Области, рассчитываемая по методологии МОТ, составила 2,4%.
АКРА отмечает умеренную концентрацию экономики на металлургическом комплексе. В Регионе выпускается порядка десятой части всей общероссийской стали и готового проката, до четверти российских стальных труб, пятая часть железной руды, треть катодной меди. Около четверти мирового производства титана приходится на Свердловскую область. По оценкам АКРА, усредненный за 2020–2023 годы вклад отрасли «Металлургическое производство» в налоговые поступления Региона превысил 20%. По итогам 2023 года семь из десяти наиболее крупных по выручке предприятий Области были связаны с металлопромышленным комплексом. Ключевыми отраслями промышленности Области также являются машиностроение и химическая промышленность.
Ключевые допущения
-
сохранение высокой доли ННД в структуре доходов бюджета;
-
сохранение низкой или умеренно низкой долговой нагрузки.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию может привести:
- сохранение долговой нагрузки Региона на устойчиво низком уровне при поддержании высокого уровня ликвидности бюджета и низких рисках рефинансирования.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
значительный рост потребности бюджета в привлечении долгового финансирования;
-
существенный рост краткосрочной части долга.
Рейтинги выпусков
Свердловская область, 35003 (ISIN RU000A0JWZ77), срок погашения — 15.11.2024, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АA(RU).
Свердловская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYDU3), срок погашения — 22.10.2025, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA(RU).
Свердловская область, 35005 (ISIN RU000A0ZZQH9), срок погашения — 23.10.2026, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АA(RU).
Свердловская область, 35006 (ISIN RU000A1016N9), срок погашения —15.12.2026, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АA(RU).
Свердловская область, 34007 (ISIN RU000A101UG7), срок погашения —28.06.2025, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA(RU).
Свердловская область, 35008 (ISIN RU000A101Z17), срок погашения — 29.07.2027, объем эмиссии — 12 млрд руб., — АA(RU).
Свердловская область, 35009 (ISIN RU000A102CT6), срок погашения — 17.11.2027, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АA(RU).
Свердловская область, 34010 (ISIN RU000A102DQ0), срок погашения — 23.11.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Свердловской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Свердловской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Свердловской области и облигационных выпусков Свердловской области (ISIN RU000A0JWZ77, RU000A0ZYDU3, RU000A0ZZQH9, RU000A1016N9, RU000A101UG7, RU000A101Z17, RU000A102CT6, RU000A102DQ0) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Свердловской области и государственных ценных бумаг Свердловской области (ISIN RU000A0JWZ77, RU000A0ZYDU3, RU000A0ZZQH9, RU000A1016N9, RU000A101UG7, RU000A101Z17, RU000A102CT6, RU000A102DQ0) были опубликованы АКРА 08.09.2017, 24.10.2017, 24.10.2017, 18.10.2018, 11.12.2019, 29.06.2020, 24.07.2020, 18.11.2020 и 20.11.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Свердловской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Свердловской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Свердловской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Свердловской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Свердловской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.