Кредитный рейтинг Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (далее — ФПК, Компания) установлен на уровне АА+(RU) (паритет с Российской Федерацией минус одна ступень) вследствие очень высокой оценки степени поддержки со стороны государства и средней оценки степени зависимости государства и Компании от однородных факторов риска. При этом поддержка учитывается как от государства, так и от единственного акционера — ОАО «РЖД» (далее — ОАО «РЖД»; рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»).

ФПК обеспечивает около 87% пассажирских железнодорожных перевозок в России в сегменте дальнего следования. В 2023 году Компания перевезла 108 млн пассажиров, что на 13% превышает показатель 2022-го. Рост объема перевозок преимущественно связан с развитием регионального туризма, а также с закрытием аэропортов юга России. Выручка ФПК (с учетом субсидий) по итогам 2023 года составила 336 млрд руб., что на 24% больше, чем годом ранее. Рост пассажиропотока продолжился и в 2024 году. Так, по результатам девяти месяцев текущего года перевозки пассажиров в поездах дальнего следования, выполненные Компанией, выросли на 5%, до 87 млн человек. Долговая нагрузка ФПК сохраняется на среднем уровне. По состоянию на конец 2023 года скорректированный общий долг составлял 90 млрд руб., а отношение скорректированного общего долга к FFO до фиксированных платежей — 1,5х. При этом АКРА ожидает рост долговой нагрузки Компании в ближайшие три года в связи с привлечением дополнительного заемного финансирования для реализации инвестиционной программы.

ФПК на 100% подконтрольна ОАО «РЖД», единственным акционером которого является Российская Федерация.

Ключевые факторы оценки

Положительная динамика финансовых показателей в 2024 году. За шесть месяцев текущего года рост выручки ФПК составил 20% на фоне увеличения объема перевозок. Принимая по внимание позитивную динамику пассажиропотока, Агентство ожидает, что по итогам 2024 года выручка Компании вырастет более чем на 10%. При этом скорректированный АКРА показатель FFO до фиксированных платежей и налогов, как ожидается, составит около 70 млрд руб. (против 66 млрд руб. за 2023 год).

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК) ФПК на уровне a- обусловлена очень сильной географической диверсификацией и сильной рыночной позицией Компании, связанной с ее монопольным положением в сегменте пассажирских железнодорожных перевозок в дальнем следовании по всей территории России. Средний бизнес-профиль обусловлен специализацией ФПК на пассажирских перевозках (наиболее стабильный транспортный сегмент), средним показателем использования вместимости в поездах (не более 75%) и низкой оценкой состояния парка подвижного состава (средний возраст парка — около 17 лет, что предполагает необходимость его обновления). АКРА высоко оценивает уровень корпоративного управления ФПК.

Оценка финансового риск-профиля является поддерживающим фактором для уровня ОСК и характеризуется крупным размером бизнеса Компании (абсолютное значение FFO до чистых процентных платежей и налогов ожидается на уровне порядка 60–70 млрд руб.), средней долговой нагрузкой (взвешенное за период с 2022 по 2027 год отношение скорректированного общего долга к FFO до фиксированных платежей составило 2,5х) и отрицательным FCF (взвешенная за 2022–2027 годы рентабельность по FCF равна -12%). Отрицательное значение FCF в прогнозном периоде обусловлено высокими капитальными затратами, которые запланированы в рамках инвестиционной программы. АКРА прогнозирует, что среднее отношение капитальных затрат к выручке в ближайшие три года будет находиться на уровне 25%. При этом рентабельность Компании с учетом получаемых субсидий на компенсацию затрат на перевозку остается высокой: взвешенное за период с 2022 по 2027 год отношение FFO до фиксированных платежей и налогов к выручке составило 18%.

Показатель ликвидности ФПК находится на высоком уровне, что объясняется наличием свободных денежных средств на счетах и значительным объемом невыбранных лимитов по банковским кредитным линиям.

Очень высокая оценка поддержки со стороны государства и средняя оценка степени зависимости от однородных факторов риска учитывают отсутствие юридических, экономических и иных барьеров для оказания Компании поддержки как со стороны ОАО «РЖД», так и от государства напрямую, а также отражают тот факт, что ФПК в приоритетном порядке выполняет социально значимые функции по обеспечению перевозок людей в поездах дальнего следования. С точки зрения социального и экономического эффекта роль Компании для экономики страны существенна. Помимо полного акционерного контроля через ОАО «РЖД», государство имеет значительный стратегический контроль над Компанией и через своих представителей участвует в согласовании финансовых и стратегических планов ее развития. Государство оказывало ранее и продолжает оказывать Компании поддержку в виде субсидий на компенсацию потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов, а в лице акционера ОАО «РЖД» — посредством взносов в уставный капитал для успешной реализации принятой стратегии развития Компании.

Ключевые допущения

  • сохранение объемов государственной поддержки в форме прямых субсидий и льготной системы налогообложения (нулевая ставка НДС);

  • ежегодная индексация тарифов на перевозки в среднем выше уровня инфляции;

  • рост пассажиропотока на 5% по итогам 2024 года и на 1–2% в 2025–2027 годах;

  • инвестиционная программа на 2024–2027 годы в соответствии с бизнес-планом Компании;

  • отсутствие дивидендных выплат либо их возврат в качестве взноса в уставный капитал.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • повышение системной значимости Компании для государства и существенное расширение ее функционала.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • значительное снижение уровня системной значимости Компании для экономики Российской Федерации;

  • потеря контроля со стороны государства либо существенное снижение объема оказываемой поддержки.

Компоненты рейтинга

ОСК: a-.

Поддержка: государство — паритет с Российской Федерацией минус одна ступень.

Рейтинги выпусков

Облигации Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» биржевые процентные неконвертируемые документарные на предъявителя (ISIN RU000A0ZZTL5), срок погашения — 02.11.2028, объем эмиссии — 10 млрд руб., — AA+(RU).

Облигации Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» биржевые процентные документарные на предъявителя (ISIN RU000A1012B3), срок погашения — 05.11.2029, объем эмиссии — 5,5 млрд руб., — AA+(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные выше эмиссии являются старшим необеспеченным долгом ФПК. По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпусков АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Компании. В соответствии с методологией АКРА, принимая во внимание высокий уровень кредитоспособности эмитента, а также отсутствие обеспеченного долга, Агентство применяет упрощенный подход, согласно которому кредитный рейтинг эмиссий приравнивается к кредитному рейтингу ФПК — AA+(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» и его облигационных выпусков (ISIN RU000A0ZZTL5, RU000A1012B3) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии присвоения кредитных рейтингов с учетом внешней поддержки, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» и кредитные рейтинги облигационных выпусков Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (ISIN RU000A0ZZTL5, RU000A1012B3) были опубликованы АКРА 07.12.2017, 15.11.2018 и 15.11.2019 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» и кредитных рейтингов облигационных выпусков Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (ISIN RU000A0ZZTL5, RU000A1012B3) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Акционерным обществом «Федеральная пассажирская компания», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Роман Хрипунов
Старший аналитик, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 171
Александр Гущин
Старший директор — руководитель направления среднего бизнеса, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 89

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.