Ключевые факторы рейтинговой оценки
Традиционная структура экономики и значимые эффекты близости Тверской области (далее — Область, Регион) к мегаполисам. Предприятия обрабатывающей промышленности (в первую очередь пищевое производство и производство транспортных средств), транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды — ключевые сектора экономики Региона. Невысокие (в сравнении со средними страновыми показателями) уровни среднедушевого ВРП и среднедушевых доходов населения ограничивают оценку экономики Области. Несмотря на то что экономика Региона имеет потенциал развития за счет географического положения (близость к Москве и Санкт-Петербургу), данный фактор оказывает влияние на отток населения.
Ограниченная гибкость бюджетных расходов при высокой степени самодостаточности бюджета. Бюджет Области характеризуется высокой степенью самодостаточности (в среднем порядка 82% в 2014–2017 годах без учета субвенций) при достаточной диверсификации налоговых поступлений. В 2013–2016 годах максимальная доля поступлений (от 21 до 27%) приходилась на обрабатывающие производства. Порядка трети поступлений от обрабатывающих производств формируют акцизы на алкогольную продукцию. Но доля обязательных расходов находится на высоком уровне (в среднем 78%). В результате гибкость бюджетных расходов ограничена, а операционный баланс составляет в среднем 18% регулярных доходов. По итогам 2017 года в результате роста текущих расходов в сфере дорожного хозяйства, ЖКХ и социальной политики операционный баланс снизится до 16% регулярных доходов. Ввиду ограниченной гибкости бюджетных расходов капитальные расходы составляют только 11% расходов бюджета (данные за период с 2014 по 2016 год и прогноз Области на 2017-й).
Высокая долговая нагрузка компенсируется улучшающейся структурой долга. АКРА исходит из предположения, что Регион примет участие в программе реструктуризации бюджетных кредитов. По прогнозу Агентства, соотношение долга и операционного баланса может постепенно снизиться с 3х на конец 2017 года до 2,6x на конец 2019-го. Благодаря комфортной структуре долга и системе управления ликвидностью расходы на обслуживание долга будут находиться на очень низком уровне (порядка 6% операционного баланса) по сравнению с показателем 2014–2015 годов (18–23%), который находился на высоком уровне за счет большей доли коммерческих заимствований в структуре долга и более высоких процентных ставок в указанном периоде. Отношение операционного баланса за вычетом процентных расходов к объему погашения долга в текущем периоде остается невысоким. Однако в связи с привлечением Областью среднесрочных кредитов и в связи с реструктуризацией долга перед федеральным бюджетом профиль погашения долга изменится, что повлияет на прогнозные значения показателя.
Обязательства предприятий квазигосударственного сектора могут оказать влияние на бюджетные показатели Области. Расположенная в Твери компания высокой социальной значимости, напрямую не принадлежащая ни областному правительству, ни городской администрации, имеет значительную кредиторскую задолженность; перспективы ее урегулирования неясны. По мнению АКРА, данная задолженность может нести риски для областного бюджета. Поэтому Агентство считает целесообразным учитывать данную кредиторскую задолженность в качестве косвенных обязательств предприятий госсектора (несмотря на отсутствие взаимосвязи правительства Области с конечными бенефициарами указанной организации).
Высокий уровень ликвидности. В управлении ликвидностью Регион использует средства бюджетных и автономных государственных учреждений. Несмотря на то что в соответствии со статьей 236 Бюджетного кодекса РФ Тверская область имеет право размещать депозиты, а в течение последних двух лет кредиты Управления Федерального казначейства (УФК) не привлекались, фактически объем имеющейся ликвидности недостаточен для размещения средств, однако позволяет Области своевременно выполнять расходные обязательства, включая процентные платежи.
Ключевые допущения
- удержание доли обязательных расходов Области в пределах 80% от расходов бюджета;
- сохранение объема трансфертов в 2018–2019 годах на уровне 2017 года;
- участие в программе реструктуризации бюджетных кредитов.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- улучшение финансового состояния функционирующих на территории Региона компаний квазигосударственного сектора;
- дальнейшее структурное улучшение профиля погашения долга;
- снижение доли обязательных расходов бюджета Области.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- снижение собственных доходов бюджета на 6% и более от прогнозируемых АКРА значений;
- возврат к практике привлечения краткосрочных банковских кредитов;
- рост относительной долговой нагрузки.
Краткая информация о регионе
Тверская область расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО), граничит с шестью субъектами РФ. В Регионе проживает почти 1% населения РФ и создается 0,5% суммарного российского ВРП. В 2016 году ВРП Области достиг 363 млрд руб. В Области производится 16% электроэнергии ЦФО. Регион занимает второе место (после Москвы) по объему произведенной электроэнергии среди областей Центрального федерального округа (данные 2016 года). При этом экономика Области достаточно диверсифицирована, отсутствует критическая концентрация на одной отрасли/одном налогоплательщике.
В 2016 году структура ВРП распределялась следующим образом: 20% — обрабатывающие производства (пищевая промышленность, производство транспортных средств, производство машин и оборудования), 16% — оптовая и розничная торговля и ремонт, 12% — транспорт и связь, 10% — операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, 9% — производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Вклад прочих отраслей составил 34% (доля каждой — не более 8%).
Факторы рейтинговой оценки
Институциональный фактор
В период с 2014 по 2016 год при планировании Областью собственных доходов не допускались существенные отклонения (более 5%). Значительные изменения касаются безвозмездных перечислений, прогнозирование которых затруднено, поскольку часть федеральных трансфертов распределяется в течение года.
Для всех муниципальных образований, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, установлены дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц. Данная мера призвана стимулировать работу местных властей по легализации бизнеса и развитию экономики на местах.
Собственные (налоговые и неналоговые) доходы Региона формируют почти половину доходов муниципальных образований (около половины указанных доходов — НДФЛ).
В период с 2014 по 2016 год совокупная долговая нагрузка муниципальных образований относительно стабильна (в среднем 14% собственных доходов муниципальных образований). Ее абсолютное значение на конец 2016 года достигло 1,88 млрд руб. (81% данной суммы — долг перед банками). Большая часть долга приходится на Тверь. Несмотря на то что с 2014 по 2016 год был зафиксирован почти двукратный рост стоимости долга муниципальных образований относительно собственных доходов, обслуживание долга составляет незначительную долю расходов (0,6% по итогам 2016 года).
Традиционная структура экономики и значимые эффекты близости к мегаполисам
Экономику Области отличает высокий уровень диверсификации: в структуре ВРП отсутствует доминирующая отрасль.
Максимальный вклад в ВРП (порядка 18% в 2013–2016 годах) вносят обрабатывающие производства, структура которых разнородна. Наибольшую долю формирует пищевое производство (в 2016 году — 23%). В Регионе функционируют значимые для его экономики предприятия пищевой промышленности (мясное, молочное производство, производство пива, кофе и другие).
Еще одна значимая отрасль — производство транспортных средств. В 2016 году доля предприятий транспортного машиностроения в общем объеме продукции обрабатывающей промышленности Области составила 13%. На территории Области располагается ОАО Тверской вагоностроительный завод (ЗАО «Трансмашхолдинг»), крупнейшее в России предприятие по производству железнодорожных пассажирских вагонов. Его деятельность полностью зависит от единственного заказчика (АО «Федеральная пассажирская компания»).
Рисунок 1. Оценка структуры ВРП Тверской области в 2016 году
Благодаря тому, что на территории Области расположены филиал АО «Росэнергоатом» «Калининская атомная станция» (4000 МВт) и филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» (2520 МВт), доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды составляет значительную часть ВРП (порядка 9% в 2013–2016 годах).
Таблица 1. Крупнейшие по объему выручки предприятия Тверской области
На территории Области развивается особая экономическая зона туристическо-рекреационного типа «Завидово» (постановление о ее создании было подписано Правительством РФ 20 апреля 2015 года).
Динамика реального ВРП Региона с 2000 года преимущественно отстает от среднероссийских темпов роста.
Соотношение инвестиций и ВРП Области снижается (в 2010-м — на уровне 38%, по итогам 2016-го — 25%). Снижение вызвано стагнацией объема инвестиций при росте реального размера ВРП. В течение последних трех лет порядка трети инвестиций осуществляется в секторе «Транспорт и связь» (строительство автомагистрали М11 «Москва — Санкт-Петербург» и мостового перехода через реку Волгу в составе автомобильной дороги М10 «Россия»). Существенная доля также приходится на производство и распределение электроэнергии, газа и воды и на обрабатывающие производства (порядка одной пятой по каждому сектору).
Вложения в различные сектора (крупнейшие инвестиционные проекты, находящиеся в стадии активной реализации) отражают диверсифицированную структуру экономики Региона.
Заработные платы в Регионе в 2010–2016 годах на 25% ниже средних значений по стране, что, с одной стороны, ограничивает доходную базу бюджета (почти треть собственных доходов областного бюджета составляет НДФЛ), с другой стороны, формирует конкурентные преимущества — стоимость рабочей силы при удобной логистике. При этом миграционные проблемы (отток трудоспособного населения в Москву и Санкт-Петербург) негативно влияют на качество рабочей силы в Регионе.
Безработица по методологии МОТ приблизительно соответствует среднестрановому уровню, а численность населения имеет устойчивую тенденцию к снижению как за счет отрицательного естественного прироста, так и за счет миграционного оттока.
Рисунок 2. Уровень развития экономики Тверской области относительно среднестрановых показателей (100%)
Степень урбанизации в Регионе составляет 76%, уровень развития транспортной инфраструктуры оценивается как средний.
Ограниченная гибкость бюджетных расходов при высокой степени самодостаточности бюджета
Самодостаточность доходной части бюджета находится на высоком уровне: в 2014–2017 годах доля собственных доходов составляет 82% доходов без учета субвенций.
Существует резерв роста собственных доходов Области за счет повышения ставок региональных налогов за пределами социально значимых категорий (доля транспортного налога с физических лиц по итогам 2017 года ожидается на уровне 2% от собственных доходов Области). В 2016 году объем налоговых льгот по региональным налогам составил 1% собственных доходов. Налоговые льготы по налогу на прибыль на уровне субъекта не предусмотрены.
С 2014 по 2017 год поступления от региональных налогов составляют порядка 20% собственных доходов Региона.
Уровень диверсификации налоговых поступлений по секторам экономики оценивается как высокий. Максимальная доля поступлений приходится на обрабатывающие производства (в 2013–2016 годах она составила в среднем от 21 до 27%). Порядка 30–40% формируют налоговые поступления (преимущественно акцизы) от производства напитков, в том числе пива (на территории Области осуществляет деятельность холдинг «Афанасий», ведущий производитель пива в Регионе). Порядка 11% налоговых доходов Региона приносят производство и распределение электроэнергии, газа и воды (вклад в ВРП — 10%). Сектор «Транспорт и связь» (его вклад в ВРП также существенен) формирует 8% налоговых доходов Региона. Совокупный вклад сектора «Производство транспортных средств» и сектора «Производство машин и оборудования» составляет только 4% налоговых доходов.
В 2014–2016 годах на долю крупнейшего налогоплательщика (группу связанных лиц) приходится не более 15% налоговых доходов бюджета, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков — не более 27%.
Таблица 2. Отраслевая структура налоговых доходов* Тверской области в 2013–2016 годах
* В ходе анализа использованы данные по налогу на прибыль, НДФЛ, налогу на имущество, транспортному налогу, акцизам.
** Учитываются операции с недвижимым имуществом; аренда машин и оборудования без оператора; прокат бытовых изделий и предметов личного пользования; деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий; научные исследования и разработки; предоставление прочих видов услуг.
Доля обязательных расходов находится на высоком уровне (в 2014–2017 годах в среднем 78%). В 2014–2017 годах операционный баланс Области составляет в среднем 18% регулярных доходов, однако год к году он нестабилен. В 2016-м максимальное значение составило 21%. В 2017 году за счет повышения текущих расходов в сфере дорожного хозяйства, ЖКХ и социальной политики ожидается минимальное соотношение на уровне 16%.
АКРА полагает, что с 2018 по 2019 год операционный баланс будет составлять в среднем 17%. Согласно стресс-тесту АКРА, ежегодное снижение собственных доходов Области на 6% и более по сравнению с запланированными показателями приведет к дальнейшему сокращению операционного баланса и обусловит изменение кредитного рейтинга.
Капитальные расходы бюджета Области в среднем составляют 11% расходов бюджета (данные за период с 2014 по 2016 год и прогноз Области на 2017-й), что свидетельствует о ее низких возможностях при необходимости сократить расходы (направить средства на текущие расходы).
Таблица 3. Оценка показателей бюджетной дисциплины Тверской области
С учетом структуры капитальных расходов в разрезе экономической классификации реальный размер сокращения капитальных расходов в пользу расходов некапитального характера крайне незначителен.
Рисунок 3. Структура капитальных расходов Тверской области
Высокая долговая нагрузка компенсируется улучшающейся структурой долга. Принцип управления долгом — ненаращивание его абсолютного размера. В 2015–2017 годах в структуре долгового портфеля Региона на долю краткосрочных заимствований приходилось до 50%, что увеличивало риски рефинансирования.
На текущий момент (01.12.2017) структура долга Области смещена в сторону бюджетных кредитов, составляющих 91% долга. На облигации приходится 9% долга. Однако на конец 2017 года объем и структура долга изменятся: будут использованы кредитные ресурсы банков. АКРА полагает, что по итогам 2017 года банковские кредиты могут составить до 40% долга Региона (порядка 11 млрд руб.). График погашения текущего объема долга зависит от участия в программе реструктуризации бюджетных кредитов (Агентство исходит из предположения, что Область примет участие в программе).
Рисунок 4. График погашения текущего долга Тверской области (по состоянию на 01.12.2017), млрд руб.
Смещение графика погашения бюджетных кредитов на 2021 год и далее позволит в 2018-м и в 2019-м сократить необходимость рефинансирования бюджетного долга в четыре и в семь раз соответственно.
Рисунок 5. График погашения текущего долга Тверской области в случае реструктуризации части бюджетных кредитов, млрд руб.
Ключевой элемент долговой стратегии Области — соблюдение условий соглашений с Министерством финансов РФ о выдаче бюджетных кредитов. АКРА предполагает, что в 2018–2019 годах Регион сможет выполнить условия соглашений. Если, как планирует Область, абсолютный размер долга по сравнению с уровнем 2016 года останется неизменным, его структура по мере частичного погашения бюджетных кредитов после реструктуризации будет вынужденно смещаться в пользу рыночных (возможно, кредитных) займов.
При относительно неизменном объеме долга и операционного баланса долговые показатели Региона в 2017–2019 годах останутся стабильными. Соотношение долга и операционного баланса не будет превышать 3х (АКРА прогнозирует постепенное снижение показателя до 2,6 на конец 2019 года). Благодаря комфортной структуре долга, а также системе управления ликвидностью расходы на обслуживание долга будут находиться на очень низком уровне (порядка 6% операционного баланса) по сравнению с показателем 2014–2015 годов (18–23%), который находился на высоком уровне за счет большей доли коммерческих заимствований в структуре долга и более высоких процентных ставок в указанном периоде. Отношение операционного баланса за вычетом процентных расходов к объему погашения долга в текущем периоде остается невысоким. Однако в связи с привлечением Областью среднесрочных кредитов и в связи с реструктуризацией долга перед федеральным бюджетом профиль погашения долга изменится, что повлияет на прогнозные значения показателя.
Рисунок 6. Оценка динамики долгового портфеля Тверской области и потребности в дополнительном финансировании, млрд руб.
Расположенная в Твери компания высокой социальной значимости, напрямую не принадлежащая ни областному правительству, ни городской администрации, имеет значительную кредиторскую задолженность (порядка 2,8 млрд руб.); перспективы ее урегулирования неясны. По мнению АКРА, данная задолженность может нести риски для областного бюджета. Поэтому Агентство считает целесообразным учитывать данную кредиторскую задолженность в качестве косвенных обязательств предприятий госсектора (несмотря на отсутствие взаимосвязи правительства Области с конечными бенефициарами указанной организации).
Гарантии в структуре государственного долга отсутствуют (текущая версия закона о бюджете не предусматривает их выдачу).
Финансовая помощь организациям, находящимся в собственности Области, не оказывается.
Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Региона, способных повлиять на его уровень кредитоспособности, отсутствуют. Концессионные обязательства на текущий момент не определены. Реструктуризация бюджетных кредитов на сумму 857 млн руб., имевшая место в 2015 году, не носила характера вынужденной.
По данным Области, просроченная кредиторская задолженность на 01.10.2017 несущественна.
АКРА не располагает сведениями о наличии просроченных долговых обязательств и случаев предоставления экстренной помощи вышестоящего бюджета с целью погашения займов.
Высокий уровень ликвидности
В управлении ликвидностью Регион использует средства бюджетных и автономных государственных учреждений. Несмотря на то что в соответствии со статьей 236 Бюджетного кодекса РФ Тверская область имеет право размещать депозиты, а в течение последних двух лет кредиты УФК не привлекались, фактически объем имеющейся ликвидности недостаточен для размещения средств, однако позволяет Области своевременно выполнять расходные обязательства, включая процентные платежи.
Рисунок 7. Баланс ликвидности* Тверской области, млрд руб.
* Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца.
На момент проведения анализа (01.12.2017) заключенные договоры в рамках кредитных линий покрывали сумму месячных расходов бюджета Региона более чем в три раза. В течение года не был задействован резерв кредита УФК.
Рейтинги выпусков
Присвоены:
Тверская область, 34008 (ISIN RU000A0JTGN5), срок погашения — 18.12.2017 (погашен), объем эмиссии — 3 млрд руб. — BBB(RU).
Тверская область, 34009 (ISIN RU000A0JUAX5), срок погашения — 22.11.2018,
объем эмиссии — 3 млрд руб. — BBB(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Тверской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга. Кредитные рейтинги данных долговых инструментов соответствуют кредитному рейтингу Тверской области.
Рейтинговая история
Отсутствует.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Тверской области и выпусков облигаций Тверской области (RU000A0JTGN5, RU000A0JUAX5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Кредитный рейтинг АКРА был присвоен Тверской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (08.12.2017).
Кредитный рейтинг АКРА был присвоен выпускам государственных ценных бумаг Тверской области (RU000A0JTGN5, RU000A0JUAX5) впервые. Пересмотр кредитного рейтинга ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (08.12.2017).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Тверской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Тверской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Тверской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Тверской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.