Кредитный рейтинг Калужской области (далее — Калужская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки при несущественных рисках рефинансирования обязательств, положительной операционной эффективностью бюджета и умеренно высокими долями капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом субвенций), а также налоговых и неналоговых доходов (ННД) в совокупных доходах Области (без учета субвенций). Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг оказывают умеренная потребность бюджета в дополнительном финансировании и ожидаемое сокращение объема доступной ликвидности по итогам текущего года.
Калужская область входит в состав Центрального федерального округа. В Регионе проживает 1,0 млн человек. По оценке Области, объем ее валового регионального продукта (ВРП) за 2023 год составил 791 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Положительная операционная эффективность при умеренной потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы составит порядка 6%. По итогам 2024 года баланс текущих операций также ожидается положительным, что указывает на достаточность текущих доходов Области для финансирования ее текущих расходов в полном объеме.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2021–2025 годы составит 13%. В среднем капитальные расходы примерно на половину финансируются за счет средств бюджета Области. Усредненная за указанный период доля ННД в доходах Региона (без учета субвенций) составит порядка 85%.
Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов прогнозируется АКРА на уровне -3%. Отрицательный модифицированный бюджетный дефицит указывает на умеренную потребность бюджета в использовании остатков на счетах для частичного покрытия капитальных расходов бюджета.
Бюджетный профиль Области оценивается как умеренно сильный. АКРА принимает во внимание периодические значительные отклонения фактических доходов и расходов регионального бюджета от плановых показателей. Нарушения Регионом бюджетного законодательства не выявлены. Область передает в нижестоящие бюджеты часть доходов от уплаты акцизов на топливо. Сумма недополученных средств бюджета в связи с предоставлением льгот, по мнению Агентства, в определенные годы может являться существенной для Региона. По данным Области, объем налоговых расходов за 2023 год был равен порядка 6% ННД, а за 2024 год этот показатель может составить около 5% ННД.
По итогам 2023 года областной бюджет был исполнен с профицитом в размере 1% ННД, что позволило увеличить объем остатков средств на счетах.
По актуальной версии закона о бюджете Области доходы в текущем году сократятся на 1% к уровню 2023 года. При этом ННД вырастут на 5% в том числе по причине увеличения поступлений по НДФЛ на 16% при сокращении поступлений по налогу на прибыль на 7%. Дополнительно Область ожидает снижение безвозмездных поступлений на четверть относительно показателя 2023 года, что в основном станет результатом сокращения капитальных трансфертов более чем на треть. Расходная часть бюджета Региона по итогам текущего года увеличится на 5% в годовом сопоставлении. Несмотря на существенное снижение (на 20%) объема капитальных расходов, текущие расходы бюджета вырастут на 9%. Дефицит бюджета по итогам 2024 года может составить 7% ННД, а его финансирование будет осуществлено практически в полном объеме за счет остатков на счетах Региона.
По итогам девяти месяцев текущего года доходы бюджета Области увеличились на 5% к показателю за аналогичный период прошлого года. Существенный прирост на 13% продемонстрировали ННД Региона, основным драйвером чего послужило увеличение поступлений по НДФЛ на 27% год к году, при этом поступления по налогам на товары и услуги выросли на 8%, по налогу на прибыль — на 2%. В то же время безвозмездные поступления сократились более чем на четверть. Расходная часть бюджета Калужской области на 01.10.2024 увеличилась на 2% в годовом сопоставлении. Промежуточный профицит бюджета более чем на треть превысил показатель за девять месяцев 2023 года.
Согласно проекту закона о бюджете Области на 2025–2027 годы, доходная часть бюджета в 2025 году может сократиться на 6% к показателю, прогнозируемому по итогам текущего года. При этом ожидается, что ННД Региона вырастут на 7% в годовом сопоставлении. Установленный проектом закона о бюджете объем безвозмездных поступлений на 2025 год существенно ниже значения, планируемого по итогам 2024 года. В этой связи расходы бюджета также установлены на 9% ниже показателя на текущий год. Планируемый дефицит областного бюджета составит 3% ННД. Если бюджет по итогам текущего года будет исполнен в соответствии с актуальной версией закона о бюджете, Региону предстоит привлечь коммерческие средства для его финансирования.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Умеренно низкая долговая нагрузка при незначительных рисках рефинансирования обязательств. По итогам 2023 года долг Калужской области увеличился на 6% и составил 31,4 млрд руб. Долговой портфель Области был полностью сформирован бюджетными кредитами. График погашения долга на начало текущего года был плавным, периоды пиковых выплат отсутствовали. В ближайшие два года Области было необходимо погашать не более 15% долга ежегодно.
По состоянию на 01.10.2024 долг Калужской области увеличился на 2,6 млрд руб. и составил немногим менее 34,0 млрд руб. За истекшую часть года Регион погасил порядка 0,8 млрд руб. бюджетных кредитов, выданных в прошлом году на опережающее финансирование расходов, а также привлек 2,3 млрд руб. краткосрочных кредитов от Управления Федерального казначейства (УФК) на пополнение остатков средств и 1,0 млрд руб. бюджетных кредитов на финансирование инфраструктурных проектов (всего до конца года ожидается привлечение 1,2 млрд руб.). Согласно графику погашения долга на 01.10.2024, в текущем году Области предстоит погасить 11% совокупного объема долга, а в 2025 году — 14%.
АКРА принимает во внимание, что значительный объем бюджетных кредитов Региона может быть списан при условии направления в 2025–2029 годах высвобождаемых средств на поддержку инвестиций и инфраструктурные проекты или срок погашения данных кредитов может быть перенесен на более поздний период, что окажет положительное влияние на график погашения долга. Это, в свою очередь, может улучшить оценку финансового профиля Области.
По итогам 2023 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 36%. АКРА не ожидает существенного изменения показателя в 2024–2025 годах. Долговая нагрузка Региона сохранится на умеренно низком уровне.
Процентные расходы необременительны для Региона из-за некоммерческого характера долга: усредненный за 2021–2025 годы уровень процентных расходов составляет менее 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). Соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП составит порядка 4%.
Долговой профиль Региона оценивается как сильный. Долг полностью представлен бюджетными кредитами, средневзвешенный срок погашения которых существенно превышает три с половиной года. В текущем году привлечение коммерческого долга не ожидается. Операционная эффективность бюджета Региона положительная, что указывает на отсутствие необходимости частичного финансирования текущих расходов за счет дополнительных средств. Долговая нагрузка муниципальных образований низкая: соотношение их долга и ННД по итогам 2023 года составило 20%. Объем финансового долга предприятий госсектора и их просроченной кредиторской задолженности на начало текущего года был незначителен для бюджета Региона. Согласно данным Области, ожидаемый объем расходов ее бюджета, осуществляемых в рамках договоров ГЧП и концессий, за 2024 год составит порядка 1,0 млрд руб.
Накопленная ликвидность является достаточной для финансирования ожидаемого в текущем году дефицита бюджета. В 2023 году объем остатков на счетах Региона вырос на 42% к показателю за 2022 год. По мнению Агентства, основу прироста сформировали полученные Областью под конец года бюджетные кредиты, привлеченные для финансирования капитальных расходов. С начала текущего года остатки на счетах Области в среднем в полтора раза превышали объем ежемесячных расходов бюджета. По состоянию на 01.10.2024 остатки на счетах Региона превышают 17,0 млрд руб. В соответствии с плановыми показателями, Область направит большую часть свободных средств на финансирование ожидаемого дефицита бюджета. Оставшиеся средства позволят частично профинансировать дефицит, ожидаемый по итогам 2025 года.
Коэффициент ликвидности бюджета Области при прогнозируемом дефиците бюджета по итогам 2024 года составит 98%.
Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует умеренно сильному профилю. Агентство принимает во внимание увеличение средств на счетах Региона по причине получения бюджетных кредитов. По состоянию на 01.10.2024 Область не имеет открытых кредитных линий со сроком выборки более года, но использует краткосрочные кредиты УФК для финансирования возможных кассовых разрывов. Риски рефинансирования долговых обязательств оцениваются как незначительные в связи с некоммерческим характером долга. На 01.10.2024 просроченная кредиторская задолженность бюджета отсутствовала.
Умеренные показатели экономического развития. Соотношение усредненных за 2019–2022 годы подушевого ВРП Региона и соответствующего среднестранового показателя составило 72% (аналогичный показатель, рассчитанный для 2018–2021 годов, достигал 80%). В соответствии с актуальным прогнозом Региона и ожиданиями АКРА, данное соотношение за 2020–2023 годы могло сохраниться на том же уровне.
Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения за 2020–2023 годы превышает 3,5, что положительно сказывается на оценке экономического профиля Области. Усредненный за аналогичный период уровень безработицы был равен 3%, при этом за 2023 год показатель составил немногим более 2%, а за июнь — август текущего года — 1,5%.
В Регионе значительно развиты сфера торговли и отрасли обрабатывающей промышленности, в частности пищевая промышленность и металлургическое производство. Крупнейшими налогоплательщиками Области по итогам первого полугодия 2024 года стали АО «АБ Инбев Эфес», ООО «Нестле Россия», АО «Инвест Альянс» и АО «Л’Ореаль».
По оценкам Агентства, наибольшая доля налоговых поступлений от зарегистрированных на территории Области предприятий приходится на сферу обрабатывающей промышленности. Усредненная доля указанных налоговых поступлений за 2020–2023 годы составила 44% и была сформирована предприятиями, занятыми в пищевой промышленности, металлургическом производстве и в сфере производства автотранспортных средств, а также в других отраслях, что говорит о высоком уровне диверсификации налоговых поступлений в негосударственном секторе экономики. Вторым по размеру негосударственным сектором экономики, вносящим значительный вклад в налоговые поступления Области, является сектор оптовой и розничной торговли, доля которого за указанный период составила порядка 14% налоговых поступлений. В то же время совокупность отраслей, формирующих государственный сектор, обеспечила порядка 13% налоговых поступлений за указанный период, что свидетельствует о низкой зависимости экономики Региона от этой сферы. По итогам девяти месяцев 2024 года существенных изменений в показателях диверсификации экономики Области не отмечалось.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета Региона в 2025 году в соответствии с параметрами, определенными текущей версией проекта закона о бюджете Области на 2025–2027 годы, при условии менее существенного сокращения безвозмездных поступлений;
-
использование большей части накопленной ликвидности для финансирования прогнозного бюджетного дефицита.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
значительный прирост подушевого ВРП Области;
-
существенный рост текущих доходов Области, ведущий к формированию менее значительного дефицита бюджета по сравнению с запланированным;
-
устойчивое снижение уровня долговой нагрузки ниже 30%;
-
отсутствие необходимости погашения существенных объемов бюджетных кредитов в 2025–2029 годах;
-
сохранение объема накопленной ликвидности по итогам текущего года.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
длительный период снижения показателей социально-экономического развития;
-
существенное снижение операционной эффективности бюджета;
-
увеличение потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования на капитальные цели;
-
значительный рост доли краткосрочного долга;
-
существенное сокращение доступной ликвидности бюджета.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Калужской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Калужской области был опубликован АКРА 08.12.2022. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Калужской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Калужской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является незапрошенным, Правительство Калужской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Калужской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.