АКРА подтвердило следующие рейтинги Правительства Республики Казахстан (далее — Казахстан) по международной шкале:

  • долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне ВВВ+ и в национальной валюте — ВВВ+;

  • краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S2 и в национальной валюте — S2.

Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный».

Позитивные факторы рейтинговой оценки

  • Активный рост экономики, обеспеченный широким спектром отраслей.

  • Умеренный уровень госдолга при его благоприятной структуре.

  • Усиление значений по факторам институциональной среды, реформы в госсекторе и в экономической политике.

Негативные факторы рейтинговой оценки

  • Низкий уровень диверсификации промышленности, зависимость от сырьевых товаров в части промышленного выпуска и товарного экспорта.

  • Высокая инфляция на протяжении более чем двух лет, приведшая к затяжному периоду повышенных ставок в экономике.

  • Повышение процентных выплат в рамках расходов государственного бюджета.

Обоснование кредитного рейтинга

Поддержку суверенному кредитному рейтингу Казахстана (BBB+) оказывают следующие фундаментальные факторы: умеренный уровень госдолга, значительный объем ликвидных активов в Национальном фонде Республики Казахстан (НФРК), рост международных резервов Национального банка Республики Казахстан (НБРК), стабильные темпы роста экономики страны в реальном выражении. Факторами, оказывающими давление на кредитный рейтинг, остаются низкий уровень диверсификации экспорта, риск материализации условных обязательств, а также повышенная инфляция и высокие ставки по обязательствам суверенного эмитента, создающие давление на процентные расходы.

Макроэкономика

АКРА отмечает существенный рост экономики Казахстана по итогам 2023 года (на 5,1% в реальном выражении) и ожидает более умеренный рост в текущем году. Агентство также отмечает постепенное усиление диверсификации структуры промышленности: в январе — октябре 2024 года на добычу нефти и природного газа приходилось 32,8% от совокупного промышленного выпуска (в 2023 году — 34,2%, в 2022-м — 39,7%). В 2025 году по мере расширения добычи нефти процесс усиления диверсификации будет менее заметным, что, тем не менее, не повлияет на активный рост в перерабатывающих отраслях промышленности. При этом риски в логистике и транспортировке экспортной сырьевой продукции, которые актуализировались во внешней торговле в 2022–2023 годах, отчасти снижаются.

По мнению Агентства, в 2024–2025 годах для Казахстана будут характерны повышенная, но постепенно снижающаяся инфляция, умеренно жесткая монетарная политика, повышение уровня реальных заработных плат и совокупных доходов населения.

Государственные финансы

В период с 2024 по 2025 год дефицит госбюджета, по прогнозам АКРА, составит 2,9–3,0% ВВП, а госдолг может составить 22–23% ВВП без учета задолженности НБРК, что слабо отличается от текущих значений. Агентство оценивает этот уровень как умеренный, таким образом, у Казахстана сохраняется возможность применения контрциклической бюджетной политики в будущем, а введенное бюджетное правило с привязкой к цене отсечки по главному экспортному продукту страны расширяет возможности для фискального маневра, что усиливает устойчивость экономики к потенциальным шокам. В то же время Агентство отмечает долгосрочную тенденцию к росту доли процентных платежей в структуре расходов бюджета, а также возросшую волатильность бюджетных доходов.

Трансферт из НФРК по-прежнему играет важную роль в обеспечении сбалансированности бюджета, а выкуп в 2023 и 2024 годах за счет средств НФРК акций госкомпаний в портфель фонда в бюджетных целях (в конце 2023 года было выкуплено 9,71% акций АО НК «КазМунайГаз» на сумму 1,3 трлн тенге, а в середине 2024-го — 15,44% акций АО «НАК «Казатомпром» на 467 млрд тенге) усиливает зависимость госбюджета от сырьевых доходов государственного сектора. АКРА отмечает, что подобные транши пополняют бюджет страны, но не фиксируются статистически как использование суверенных резервов, и будет отслеживать аналогичные выкупные операции в дальнейшем для анализа возможного ухудшения по фактору суверенных резервов страны.

По состоянию на октябрь 2024 года валютные активы НФРК составляли 21% прогнозируемого ВВП и покрывали 97% госдолга (без учета долга НБРК), обеспечивая надежную «подушку безопасности» для бюджета страны.

Внешняя позиция

Для платежного баланса Казахстана остается характерным риск, связанный как с отраслевой структурой внешней торговли, так и с динамикой выплат первичных доходов, объем которых соразмерен чистому экспорту страны. При этом внешняя позиция остается устойчивой благодаря структуре обязательств по финансовому счету, динамике притока инвестиций. К позитивным аспектам АКРА также относит стабильность валютного режима и существенный объем международных резервов, которые за январь — октябрь 2024 года выросли на 28%. Благодаря этому коэффициент покрытия импорта товаров и услуг золотовалютными резервами на октябрь 2024 года составлял семь с половиной месяцев. На фоне достаточно стабильной экономической активности Агентство прогнозирует умеренный и соразмерный рост импорта и резервов страны, в связи с чем покрытие импорта золотовалютными резервами в 2025 году существенно не изменится.

Институциональная система

Слабость общественных институтов, недостаточная эффективность деятельности институтов государственной власти и ограниченное качество государственного управления негативно влияют на бизнес-климат в Казахстане. При этом Агентство отмечает, что общественные и государственные институты претерпевают позитивные изменения: усиление политической конкуренции в стране, обновление политических институтов в 2022–2023 годах и конституционные реформы 2022 года, усиление государственно-общественного диалога. Кроме того, АКРА положительно оценивает преобразования в финансовом секторе, в том числе процессы цифровизации, включая тенденцию развития цифрового тенге, активное развитие конкурентной среды (включая Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по либерализации экономики»).

Казахстан относительно высоко оценивается по качеству человеческого капитала, который формирует долгосрочную основу экономического развития. АКРА положительно оценивает результаты, которых уже удалось добиться в рамках заявленных реформ, отмечает нацеленность на проведение дальнейших реформ и повышение качества государственных институтов.

Результаты применения суверенной модели

Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Казахстана определен на уровне ВВВ. Ряд модификаторов в модифицирующей части модели позволяют повысить Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:

  • потенциал экономического роста;

  • суверенные фонды.

Отрицательная корректировка была сделана по следующим модификаторам:

  • качество и устойчивость экономического роста;

  • условные обязательства и риск их реализации.

С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Казахстана повышается. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне ВВВ+. Аналитические корректировки и ограничения, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим долгосрочный рейтинг в иностранной валюте подтвержден на уровне ВВВ+.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • Реформы, которые окажут существенное положительное влияние на эффективность государственного управления и устойчивость государственных институтов в долгосрочном периоде.

  • Значительное ослабление сырьевой зависимости экономики (касательно как промышленного производства, так и товарного экспорта) благодаря активному развитию несырьевых производств и сферы услуг, рост чистого экспорта товаров и услуг и пополнение золотовалютных резервов страны.

  • Принятие решений, значительно повышающих долгосрочную устойчивость государственных финансов, снижение зависимости бюджета страны от трансфертных средств НФРК.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • Существенное и продолжительное снижение экономической активности.

  • Ослабление притока внешних инвестиций и/или резкое увеличение выплат по первичному и вторичному доходам текущего счета, дестабилизация валютного режима.

  • Заметное сокращение национальных резервов при повышении стоимости государственного и квазигосударственного долга, дальнейший рост отношения обслуживания долга к доходам бюджета и ВВП страны.

Регуляторное раскрытие

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Республике Казахстан по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан были опубликованы АКРА 24.09.2019. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Республики Казахстан принимало участие в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении суверенных кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Республики Казахстан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.