АКРА присвоило Нижегородской области (далее — Нижегородская область, Область, Регион) ESG-рейтинг ESG-АА, уровень ESG-3, что соответствует очень высокой оценке в области экологии, социальной ответственности и управления.

Согласно Методологии присвоения ESG-рейтингов, очень высокая оценка в области экологии, социальной ответственности и управления означает, что данным вопросам Регион уделяет повышенное внимание.

Рейтинг обусловлен умеренно позитивными показателями Региона в области воздействия на окружающую среду, благоприятными показателями социальной ответственности и умеренно высоким качеством управления.

Нижегородская область — субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Административный центр — город Нижний Новгород. В Регионе проживает 3,1 млн человек (порядка 2,1% населения России). Площадь Области составляет 76 624 км².

Ключевые факторы оценки

В блоке экологических факторов Область получила очень высокую (позитивную) оценку по показателю доли расходов консолидированного бюджета на охрану окружающей среды (ООС). Усредненное значение этого показателя за период с 2020 по 2023 год более чем в два раза превышает рассчитанное Агентством среднее значение по субъектам Российской Федерации. Удельные показатели объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных и передвижных источников (автомобильного и железнодорожного транспорта), на душу населения Региона, а также энергоемкости валового регионального продукта (ВРП) соответствуют умеренно высоким оценкам.

Показатели забора воды из природных водных объектов, сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты и совокупных расходов на ООС в расчете на душу населения получили умеренные оценки. Наиболее консервативные оценки Регион получил за долю уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферный воздух веществ в общем количестве загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, поскольку среднестрановое значение данного показателя (73,9%) выше показателя в Регионе на 31,2 процентных пункта.

По удельным показателям энергоемкости ВРП и общим совокупным расходам на ООС наблюдается позитивная динамика за последние три года, что оказывает поддержку оценке за данный блок факторов. Напротив, для удельного показателя объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников отмечается отрицательная динамика (рост усредненного показателя динамики за последние три года на 2%), что негативно отражается на итоговой оценке данного индикатора. В то же время АКРА отмечает, что за последние десять лет объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников в Регионе снизился более чем в два раза благодаря развитию трамвайного сообщения и метро, обновлению автобусного парка, развитию электрозарядной инфраструктуры и субсидированию закупки электромобилей таксомоторными парками.

В блоке экологических факторов Агентством был применен положительный модификатор за наличие программ экологического просвещения населения. В 2023 году в рамках заключенных ГБУ НО «Экология региона» договоров проведены эколого-просветительские мероприятия, в том числе организован «Экоклуб» и проведены экоуроки в школах, цикл научно-популярных лекций о биоразнообразии Нижегородской области, естественно-научный хакатон для школьников и другие.

В то же время Агентство применило отрицательный модификатор за зафиксированные в 2024 году нарушения на Балахнинском и Городецком мусорных полигонах (захоронение запрещенных отходов, несоблюдение условий накопления фильтрата, складирование отходов на необорудованных площадках), а также за возгорание на мусорных полигонах в Богородском и Городецком округах.

В блоке факторов социальной ответственности Область получила умеренно высокие оценки по уровню бедности (за период с 2020 по 2023 год усредненный показатель оказался ниже среднего по стране (9,75%) на два процентных пункта), обеспеченности дошкольным образованием (908 мест на 1000 детей, что в 1,2 раза превышает среднестрановый показатель (733 мест на 1000 детей) и младенческой смертности. Принятые за последние десять лет в Нижегородской области меры позитивно повлияли на снижение показателя младенческой смертности (с 7,7 на 1000 родившихся живыми в 2014 году до 3,9 в 2023 году при среднестрановом показателе 4,2 в 2023 году). К числу реализуемых мероприятий, направленных на развитие медико-социальной поддержки беременным, относятся функционирование консультационных центров в перинатальных учреждениях, онлайн-консультации, выездные формы работы медицинских работников, оснащение перинатальных центров современным оборудованием (аппаратами УЗИ экспертного класса).

За показатели численности врачей, удельный вес численности обучающихся во вторую и третью смены, соотношение среднедушевых денежных доходов населения (СДДН) и фиксированного набора товаров и услуг, уровня преступности, ожидаемой продолжительности жизни, миграционного прироста населения и расходов консолидированного бюджета на социальную политику Нижегородская область получила умеренные оценки.

Наиболее консервативные оценки были присвоены за показатели численности учителей, расходы бюджета и ТФОМС на здравоохранение, смертности населения в трудоспособном возрасте по основным классам причин смерти, а также численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. В то же время Агентство отмечает позитивную динамику большинства показателей в социальном блоке за рассматриваемый период.

Среди факторов качества управления для Нижегородской области характерна очень высокая оценка по таким показателям как доля привлеченных бюджетных средств в инвестициях, доля нерасчетных дотаций и оборот малых предприятий (включая микропредприятия). АКРА отмечает рост доли привлеченных бюджетных средств в инвестиции в 2,4 раза в 2022 году по сравнению с 2021 годом, что обусловлено реализуемыми мероприятиями по улучшению инвестиционного климата (участие Нижегородской области в крупных инфраструктурных проектах, предоставление мер государственной поддержки с использованием механизма «1704»1, развитие сферы государственно-частного партнерства).

С 2022 года Нижегородская область не является получателем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, в связи с чем по этому показателю была присвоена наивысшая оценка. Показатель оборота малых предприятий (включая микропредприятия) в 1,3 раза превышает среднестрановое значение, что создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствуя диверсификации и насыщению местных рынков, а также снижению безработицы.

Показатели численности государственных гражданских (муниципальных) служащих государственных органов и органов местного самоуправления, финансового профиля, доли инвестиций в ВРП, среднемесячной заработной платы гражданских (муниципальных) служащих (органов исполнительной власти), а также доли отгрузки малых предприятий (включая микропредприятия) в общем объеме отгруженной продукции получили умеренные оценки. Сдерживающее влияние на оценку рассматриваемого блока оказали показатели численности фактически действующих индивидуальных предпринимателей на душу населения (среднестрановый показатель (0,019) выше в 1,2 раза), а также доли расходов консолидированного бюджета на общегосударственные вопросы.

За последние три года наблюдается положительная динамика таких показателей как доля привлеченных бюджетных средств в инвестициях, оборот малых предприятий (включая микропредприятия) на душу населения и доля отгрузки малых предприятий (включая микропредприятия) в общем объеме отгруженной продукции. Это оказало поддержку оценке за рассматриваемый блок. Напротив, для показателя среднемесячной заработной платы гражданских (муниципальных) служащих (органов исполнительной власти) по отношению к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников по полному кругу организаций отмечается отрицательная динамика (снижение усредненной динамики за период с 2020 по 2022 год на 7%), что негативно сказалось на итоговой оценке данного индикатора.

Агентством были применены положительные модификаторы за высокий уровень инвестиционной привлекательности, наличие специальных экономических зон (ОЭЗ «Кулибин»), а также наличие современного и информативного официального новостного сайта, на котором регулярно публикуются результаты деятельности органов власти.

В то же время Агентство применило отрицательный модификатор с учетом возбужденного уголовного дела в отношении представителя администрации Области в течение последних четырех лет.

Ключевые допущения

  • Данные, представленные в анкете Нижегородской области, являются достоверными.

  • В связи с отсутствием соответствующих данных за 2022 и 2023 год использовалось усредненное значение показателя «Энергоемкость ВРП» за период с 2018 по 2021 год.

  • В связи с отсутствием соответствующих данных за 2023 год использовались усредненные значения показателей «Совокупные расходы на ООС (общие)», «Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников», «Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферный воздух веществ в общем объеме отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников», «Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты», «Смертность населения в трудоспособном возрасте по основным классам причин смерти», «Численность врачей», «Уровень преступности», «Доля инвестиций в ВРП», «Доля привлеченных бюджетных средств в инвестициях», «Численность государственных гражданских (муниципальных) служащих государственных органов и органов местного самоуправления», а также «Среднемесячная заработная плата гражданских (муниципальных) служащих (органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации)» за период с 2019 по 2022 год.

  • В связи с отсутствием в официальных источниках государственной статистики за 2020 и 2023 годы значений показателя «Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей» его динамика не рассматривалась, а усредненное значение рассчитывалось за 2018, 2019, 2021 и 2022 годы.

  • Значения показателей «Обеспеченность дошкольным образованием» и «Численность учителей» взяты из анкеты Нижегородской области.


1 Постановление Правительства РФ от 19.10.2020 № 1704 «Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».

Компоненты РЕЙТИНГА

Итоговый ESG-рейтинг: ESG-АА2.

Итоговый уровень: ESG-3.

Определение ESG-рейтинга: очень высокая оценка в области экологии, социальной ответственности и управления. Вопросам экологии, социальной ответственности и управления уделяется повышенное внимание.

Оценка E: ESG-2.

Оценка S: ESG-4.

Оценка G: ESG-3.


2 По шкале ESG-рейтингов АКРА: https://www.acra-ratings.ru/about-ratings/assessment_scales/#scale1, где ESG-1 — наивысшая оценка в области экологии, социальной ответственности и управления; ESG-17 — очень низкая оценка в области экологии, социальной ответственности и управления.

дополнительная информация

ESG-рейтинг был присвоен на основе Методологии присвоения ESG-рейтингов, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

ESG-рейтинг был присвоен Нижегородской области впервые. Очередной пересмотр ESG-рейтинга ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

ESG-рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Нижегородской областью, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА.

ESG-рейтинг является запрошенным, Нижегородская область принимала участие в процессе присвоения ESG-рейтинга.

При присвоении ESG-рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологии.

Конфликты интересов в рамках процесса оценки выявлены не были.

Присвоенный ESG-рейтинг не является кредитным рейтингом.

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.