Кредитный рейтинг Красноярского края (далее — Красноярский край, Край, Регион) обусловлен низкой долговой нагрузкой при незначительных рисках рефинансирования обязательств, положительной операционной эффективностью бюджета, высоким показателем гибкости бюджетных расходов и умеренно высоким объемом налоговых и неналоговых доходов (ННД) в совокупном объеме доходов (за вычетом субвенций). Дополнительную поддержку кредитному рейтингу Края оказывает его сильный экономический профиль, а сдерживает уровень рейтинга существенная потребность бюджета в использовании дополнительных источников финансирования на фоне дефицита, ожидаемого по итогам года.

Красноярский край входит в состав Сибирского федерального округа. В Регионе проживает порядка 2,8 млн человек. Крупнейшие города: Красноярск, Норильск и Ачинск. Край обладает богатыми запасами металлических руд и топливно-энергетических ресурсов. По оценкам Края, за 2023 год его валовой региональный продукт (ВРП) составил порядка 3,7 трлн руб.

Ключевые факторы оценки

Умеренно высокая операционная эффективность бюджета при существенной потребности в использовании дополнительных средств. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы, по прогнозам АКРА, составит 12%. Баланс текущих операций по итогам 2024 года, как ожидается, будет положительным. Это указывает на достаточность текущих доходов для финансирования полного объема текущих и существенной доли капитальных расходов бюджета.

Бюджет Края отличается высокой гибкостью бюджетных расходов. Усредненное за 2021–2025 годы соотношение капитальных расходов и совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций) превысит 20%. При этом капитальные расходы примерно на две трети финансируются за счет собственных средств. Усредненная доля ННД в доходах (без учета субвенций) за аналогичный период, по прогнозам АКРА, составит порядка 91%. Агентство применяет понижающую корректировку на пограничное значение к указанному показателю, так как в актуальной версии проекта закона о краевом бюджете на 2025–2027 годы объем безвозмездных поступлений на 2025 год запланирован на 20% ниже уровня, ожидаемого по итогам 2024-го. Поскольку значение объема безвозмездных поступлений на следующий год не является финальным, АКРА допускает вероятность его увеличения, что приведет к снижению доли ННД в доходах.

Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов составит порядка -6%, что соответствует умеренно высокой потребности в использовании дополнительных источников финансирования. При этом в текущем году МБД может достичь существенной отрицательной величины, что в основном связано с планами Края завершить год со значительным дефицитом бюджета. Тем не менее Агентство применяет положительную корректировку к усредненному за 2021–2025 годы отношению МБД к текущим доходам в связи с большим объемом остатков на счетах Региона и ожидаемой по результатам 2024 года низкой долговой нагрузкой.

Бюджетный профиль Края оценивается как умеренно сильный. АКРА принимает во внимание периодические значительные отклонения фактических доходов бюджета от плановых показателей в связи с сильной зависимостью налоговых поступлений от отраслей экономики, характеризующихся высокой волатильностью. Нарушения Регионом бюджетного законодательства не выявлены. Край передает в нижестоящие бюджеты часть поступлений по налогу на прибыль. Сумма недополученных средств в связи с предоставлением льгот, по мнению Агентства, не является существенной для бюджета Региона. По данным Края, налоговые расходы за 2023 год составили около 2% ННД, в 2024-м этот показатель мог составить порядка 3%.

По итогам прошлого года профицит бюджета составил 5% ННД, что позволило Региону увеличить объем остатков на счетах.

Согласно уточненной информации от Края, по результатам 2024 года ожидается сокращение доходной части бюджета на 3% к уровню 2023 года при сопоставимом снижении ННД. Причиной уменьшения ННД станут поступления по налогу на прибыль, которые могут снизиться на 21%. В то же время по итогам года ожидается существенный прирост поступлений по НДФЛ (+20%), по налогам на совокупный доход (+32%) и по налогам на имущество (+12%), что позволит отчасти компенсировать снижение поступлений по налогу на прибыль. Объем безвозмездных поступлений за 2024 год практически не изменится, тогда как капитальные трансферты увеличатся на 22%, а текущие — снизятся на 7% в годовом сопоставлении. Расходы бюджета в 2024 году составят более 457 млрд руб., на 12% превысив прошлогодний показатель. Рост совокупных расходов по большей части будет обусловлен увеличением текущих расходов на 11%, в то время как капитальные расходы вырастут на 16%. Ожидаемый по результатам года дефицит бюджета составит порядка 12% ННД, а профинансировать его планируется остатками средств на счетах Региона.

За десять месяцев 2024 года доходная часть бюджета Красноярского края снизилась на 2% к показателю за сопоставимый период прошлого года. ННД Региона также сократились на 2%, а поступления по налогу на прибыль уменьшились на 22% в годовом сопоставлении. При этом поступления по НДФЛ существенно выросли (+21%), а также заметно возросли поступления по налогам на имущество (+13%), по налогу за пользование природными ресурсами (+15%) и по налогам на совокупный доход (+32%). Объем безвозмездных поступлений сократился на 5% год к году. Расходная часть бюджета увеличилась на 7%, а промежуточный профицит превысил 23,0 млрд руб.

Согласно актуальной версии проекта закона о краевом бюджете на 2025–2027 годы, в следующем году доходы могут сохраниться на уровне 2024 года. При этом ННД могут увеличиться на 3% при продолжающемся снижении поступлений по налогу на прибыль. Объем безвозмездных поступлений может сократиться примерно на 20%. В 2025 году планируется увеличение расходов на 8%; в этом случае дефицит бюджета составит 21% ННД, для его финансирования предполагается привлечь значительный объем бюджетных кредитов, а также использовать часть остатков средств на счетах.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Остатки на счетах Региона позволят профинансировать дефицит бюджета. По итогам 2023 года объем остатков на счетах вырос на 37% к уровню на конец 2022-го, чему в первую очередь способствовал профицит бюджета за прошлый год. Кроме того, ликвидность была частично увеличена за счет средств автономных и бюджетных учреждений, а также за счет полученных бюджетных кредитов на финансирование инфраструктурных проектов, используемых для покрытия капитальных расходов. Накопленной ликвидности, по мнению АКРА, должно быть достаточно для финансирования ожидаемого в 2024 году дефицита бюджета, возврата использованных ранее средств автономных и бюджетных учреждений, а также для запланированных к погашению в текущем году долговых обязательств. Оставшиеся средства позволят Региону частично профинансировать ожидаемый дефицит 2025 года. С начала 2024-го остатки на счетах Края в среднем более чем втрое покрывали ежемесячные расходы его бюджета. Коэффициент ликвидности бюджета Региона по итогам 2024 года составит 169%.

Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует сильному профилю. Благодаря существенному объему накопленных остатков Красноярский край не нуждается в кредитных инструментах. Тем не менее договор на привлечение краткосрочного кредита Управления Федерального казначейства на пополнение остатков средств в текущем году был заключен, однако на 01.11.2024 средства по этому договору не привлекались. Риски рефинансирования долговых обязательств оцениваются как незначительные в связи с некоммерческим характером большей части долга. По данным Края, на 01.11.2024 просроченная кредиторская задолженность бюджета отсутствовала.

Низкая долговая нагрузка при незначительных рисках рефинансирования обязательств. По итогам 2023 года долг Региона увеличился менее чем на 1% в годовом сопоставлении и составил 51,0 млрд руб. Большая часть в структуре долгового портфеля приходилась на бюджетные кредиты (71% от совокупного объема долга), а 29% — на государственные облигации Края. Незначительный объем долга на 01.01.2024 формировали иные долговые обязательства Региона. График погашения долга на начало года предполагал наибольший объем погашений в 2024 году — 27% долговых обязательств, в основном представленных облигациями. В 2025 году Краю предстояло погасить 14% долга.

По состоянию на 01.11.2024 объем долга Красноярского края снизился на 7% к показателю на начало года. За истекшую часть года Регион погасил 11,3 млрд руб. облигаций, а также привлек 7,6 млрд руб. бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. В результате этого доля бюджетных кредитов в структуре долга достигла 92%. Согласно графику погашения долга, актуальному на начало ноября, в текущем году Краю предстоит погасить 5% долговых обязательств, а в 2025 году — 15%.

АКРА принимает во внимание, что значительный объем бюджетных кредитов Региона может быть списан, если в период с 2025 по 2029 год высвобождаемые средства будут направлены на поддержку инвестиций и инфраструктурные проекты, либо срок погашения данных кредитов может быть перенесен на более поздний период.  Это окажет положительное влияние на график погашения долга.

В 2023 году соотношение долга и текущих доходов Красноярского края составило 13%, что соответствует низкой долговой нагрузке. АКРА полагает, что по итогам текущего года указанный показатель может увеличиться до 15%.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2021–2025 годы уровень процентных расходов составит менее 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). Соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП не превысит 2%.

Долговой профиль Региона оценивается как сильный. Большую часть долга формируют бюджетные кредиты, а средневзвешенный срок его погашения существенно превышает три с половиной года. В 2024 году ожидается привлечение только некоммерческого долга. Операционная эффективность бюджета Региона стабильно положительная, что указывает на отсутствие необходимости финансирования текущих расходов за счет дополнительных средств. Долговая нагрузка муниципальных образований очень низкая: соотношение их долга и ННД по итогам 2023 года составило 9%. По состоянию на 01.10.2024 совокупный долг предприятий госсектора был равен 10,0 млрд руб. Ожидаемый объем расходов бюджета, осуществляемых в рамках договоров концессий, в 2024 году незначителен.

Высокие показатели развития экономики. Экономика Края базируется на отраслях добычи и обработки полезных ископаемых. При этом за последние три года отмечается существенное снижение концентрации налоговых поступлений на отраслях добычи и обработки металлов. По расчетам Агентства, в отдельные годы порядка половины налоговых поступлений в краевой бюджет обеспечивали отрасли металлопромышленного комплекса. Однако по итогам 2023 года на них пришлось немногим более четверти налоговых поступлений. Усредненная за 2020–2023 годы доля налоговых поступлений от указанных отраслей составила 34%. Наряду с этим активно растут поступления от добычи топливно-энергетических полезных ископаемых: за 2023 год показатель превысил 20%, а усредненное за 2020–2023 годы значение приблизилось к 19%. Доля компаний, относящихся к государственному сектору экономики Края, невелика. Усредненная за указанный период доля налоговых поступлений от этой сферы незначительно превысила 10%. За девять месяцев 2024 года существенных изменений с точки зрения уровня диверсификации экономики не произошло.

Крупнейшие компании Края по объему налоговых поступлений: ПАО «ГМК «Норильский никель», АО «Полюс Красноярск», АО «Ванкорнефть», ООО «Тагульское» и др.

Усредненный за 2019–2022 годы ВРП Края в расчете на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем составил 128%. В соответствии с прогнозами Региона по объему ВРП за 2023 год и ожиданиями Агентства, усредненный показатель в следующем году не опустится ниже 120%. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2020–2023 годы превышало 350%. По итогам 2023 года безработица в Крае снизилась до 2%. Усредненный показатель безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, составил порядка 3%.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета Региона в 2025 году в соответствии с параметрами, определенными текущей версией проекта закона о краевом бюджете на 2025–2027 годы, при условии менее значительного сокращения безвозмездных поступлений;

  • использование существенного объема накопленной ликвидности для финансирования прогнозного бюджетного дефицита;

  • привлечение исключительно некоммерческого долга.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивый рост доли ННД в совокупных доходах Региона (без учета субвенций);

  • сохранение значительных объемов остатков на счетах по итогам года.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост соотношения долга и текущих доходов выше 30% на фоне привлечения краткосрочного коммерческого долга;

  • существенное снижение операционной эффективности бюджета;

  • значительное увеличение потребности бюджета в использовании накопленной ликвидности из-за увеличения объема прогнозного дефицита бюджета.

Рейтинги выпусков

Красноярский край, 35015 (ISIN RU000A0ZZC48), срок погашения — 26.06.2025, объем эмиссии — 12 млрд руб., — АА+(RU).

Красноярский край, 35016 (ISIN RU000A0ZZM87), срок погашения — 12.09.2025, объем эмиссии — 12 млрд руб., — АА+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Красноярского края, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Красноярского края.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Красноярского края и государственных ценных бумаг Красноярского края (RU000A0ZZC48, RU000A0ZZM87) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Красноярского края и государственных ценных бумаг Красноярского края (RU000A0ZZC48, RU000A0ZZM87) были опубликованы АКРА 09.10.2017, 02.07.2018 и 21.09.2018 соответственно.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Красноярского края, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Красноярского края (ISIN RU000A0ZZC48, RU000A0ZZM87) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Красноярского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Красноярского края принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Красноярского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.