Кредитный рейтинг Костромской области (далее — Костромская область, Область, Регион) обусловлен низкими рисками рефинансирования долга, умеренной долговой нагрузкой на бюджет Области, высокой долей капитальных расходов в совокупных расходах бюджета и положительными операционными показателями. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают отсутствие перспектив значительного снижения долговой нагрузки в среднесрочном периоде, значительный объем долга муниципальных образований Области, относительная негибкость расходов бюджета и умеренные показатели развития экономики, часть из которых не превышает среднестрановой уровень.
Костромская область расположена в Центральном федеральном округе. В Регионе проживает порядка 570 тыс. человек (0,4% населения России). По оценкам Области, ее валовой региональный продукт (ВРП) по итогам 2024 года составит 333 млрд руб. (около 0,2% совокупного ВРП российских регионов).
Ключевые факторы оценки
Стабильные показатели бюджетного профиля с выраженной зависимостью от федерального бюджета. Область завершила 2022 и 2023 годы с дефицитом бюджета, что среди прочего было обусловлено ростом расходов, в первую очередь текущих. Несмотря на передачу отдельных функций по предоставлению мер социальной поддержки Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, уменьшение расходов на предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам и снижение численности получателей отдельных выплат в 2024 году, сокращения текущих расходов Региона не прогнозируется. Согласно проекту закона о бюджете Области на 2025–2027 годы, текущие расходы существенно снизятся в 2025-м. Однако АКРА исходит из предположения, что в следующем году этого не случится, следовательно, указанный в проекте закона о бюджете на 2025 год профицит можно считать оптимистичным допущением.
Доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в структуре доходов (без учета субвенций) составляет ежегодно от 60 до 70%; усредненное1 за 2021–2025 годы значение — 71%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов сохраняется на умеренно высоком уровне и за указанный период составит немногим менее 10%.
Доля капитальных расходов в совокупных расходах Костромской области оценивается как высокая. Усредненное значение этого показателя за 2021–2025 годы превысит 20%. В то же время около половины объема капитальных расходов финансируется за счет трансфертов из федерального бюджета. В 2025 году абсолютный размер капитальных расходов, как ожидается, снизится вслед за сокращением капитальных трансфертов. АКРА полагает, что эти параметры могут оказаться неокончательными.
Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов будет отрицательным, то есть для финансирования капитальных расходов может потребоваться накопленная ликвидность или заемное финансирование.
Бюджетный профиль Региона признается умеренно слабым. В отдельные годы соотношение долга и ННД превышало предельные значения, установленные бюджетным законодательством. Ситуацию удалось исправить благодаря росту собственных доходов бюджета и помощи федерального центра в виде дополнительных трансфертов, которые Регион смог направить на погашение долга. В целом бюджет Костромской области довольно сильно зависит от трансфертов из федерального бюджета, и отчасти благодаря существенным трансфертам баланс текущих операций Региона регулярно положительный. Количество вносимых изменений в законы о бюджете год за годом снижается. В бюджетном планировании для Области характерна консервативная оценка первоначального прогнозного уровня доходов и расходов по сравнению с фактическим исполнением.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Умеренная долговая нагрузка и сильный долговой профиль. С 2022 года долг Области состоит из бюджетных кредитов с длительными сроками погашения, а его номинальный размер почти не меняется. Соотношение долга и текущих доходов в 2023 году составило 56%. АКРА ожидает, что по итогам 2024 года значение этого показателя несколько снизится. График погашения долга плавный: на начало текущего года Региону ежегодно предстояло погашать не более 20% долга. По состоянию на 01.11.2024 структура долга не изменилась, размер его снизился на 2%.
Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2021–2025 годы уровень процентных расходов не превысит 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций). Соотношение долга и ВРП Области колеблется в пределах 10% ежегодно.
Долговой профиль Региона оценивается как сильный. Средневзвешенный срок погашения долга превышает 3,5 года, кредитная история Области положительная, хотя в отдельные годы долговая нагрузка превышала предельные значения, установленные бюджетным законодательством. Совокупный долг муниципальных образований с 2016 по 2023 год в среднем составлял 83% их ННД. Баланс текущих операций ежегодно положителен. Долг и кредиторская задолженность предприятий госсектора незначительны. Просроченная кредиторская задолженность бюджета минимальна.
Умеренный объем накопленной ликвидности. На начало 2024 года объем остатков на счетах Области (без учета средств автономных и бюджетных организаций) составлял порядка 59% ее среднемесячных расходов за 2023 год и 11% объема ее долга. В 2024 году коэффициент ликвидности ожидается на уровне 107%. В связи с ожидаемым снижением указанного коэффициента в 2025 году АКРА применяет корректировку на пограничное значение. В то же время по состоянию на 01.11.2024 объем средств на счетах Региона вырос почти в три раза (в связи с промежуточным исполнением бюджета на эту дату с профицитом). Данный объем не учитывает остатки средств учреждений.
Профиль ликвидности признается средним: риски рефинансирования долга невысокие, кредиторская задолженность невелика. В некоторые годы Костромская область прибегает к использованию кредитов Управления Федерального казначейства.
Умеренные показатели развития экономики при значительном уровне ее диверсификации. Наиболее крупные предприятия Региона — это предприятия деревообрабатывающей, металлургической и ювелирной промышленности, а также производители электроэнергии. Регион является энергопрофицитным. По оценкам Агентства, наибольшая доля налоговых поступлений приходится на обрабатывающие производства, на сферу обеспечения электроэнергией, газом, паром и водоснабжение, на оптовую и розничную торговлю, а также на ремонт, финансовую и страховую деятельность. Совокупность отраслей, формирующих государственный сектор экономики, обеспечивает порядка 20% налоговых поступлений и формирует примерно 20% ВРП Региона.
Экономика Области характеризуется низкими показателями ВРП на душу населения (примерно 50% от среднестранового значения). Тем не менее в динамике этого показателя намечается медленный рост.
Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2020–2023 годы составило 3,03. Усредненный за этот период уровень безработицы — 3,5%.
Ключевые допущения
-
сохранение высокой зависимости от трансфертов из федерального бюджета;
-
ежегодный рост объема текущих расходов;
-
сохранение текущего уровня долговой нагрузки.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
устойчивый рост соотношения баланса текущих операций и текущих доходов выше 20%;
-
значительный рост доли собственных доходов в составе бюджета;
-
значительное и устойчивое снижение долговой нагрузки до уровня 30% текущих доходов и ниже;
-
сохранение объема накопленной ликвидности.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
возникновение потребности бюджета в привлечении долгового финансирования на текущие расходы;
-
увеличение соотношения долга и текущих доходов до уровня выше 90%;
-
значительное сокращение доступной ликвидности при росте расходной части бюджета.
РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Костромской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Костромской области был опубликован АКРА 12.10.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Костромской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных администрацией Костромской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Костромской области принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало администрации Костромской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.