Кредитный рейтинг Кемеровской области — Кузбасса (далее — Кемеровская область, Область, Регион) обусловлен умеренно высокой долей собственных доходов бюджета, высокой долей капитальных расходов, более чем на две трети финансируемых Областью за счет собственных средств. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывает зависимость экономических и бюджетных показателей от доминирующей в Регионе отрасли (добыча угля). «Негативный» прогноз по кредитному рейтингу отражает планы Региона по значительному наращиванию объема коммерческого долга, который, по мнению АКРА, будет краткосрочным, а также ожидаемое снижение ликвидности бюджета, связанное с потребностью финансирования высокого дефицита, запланированного по итогам текущего года на фоне сокращения доходной части бюджета.

Кемеровская область расположена в Сибирском федеральном округе. Численность населения Области составляет 2,6 млн человек (1,8% населения России). По оценке Области, по итогам 2023 года ее валовой региональный продукт (ВРП) составил 2,4 трлн руб.

Ключевые факторы оценки

Высокая концентрация экономики на добывающем секторе. Основу экономики Области формируют добыча угля и связанные с ней отрасли. Традиционно крупнейшими налогоплательщиками Кемеровской области являются предприятия угольной и металлургической промышленности. Основной вклад в налоговые поступления в бюджет Региона также вносит угольная промышленность. По оценкам АКРА, усредненная [1] за 2020–2023 годы доля налоговых поступлений от добычи угля составила чуть менее 40%. Эта доля находится в зависимости от внешней конъюнктуры и существенным образом влияет на наполнение бюджета Области. После роста в 2022 году доля налоговых поступлений от добычи угля существенно снизилась в 2023 году и продолжает снижаться в текущем году.

Экономика Области характеризуется умеренными показателями ВРП на душу населения. Усредненное за 2019–2022 годы значение показателя составило чуть более 80% от среднестранового уровня, однако, учитывая снижение в 2023 году, а также за январь — сентябрь 2024 года индекса промышленного производства в добыче, формирующей, как правило, более 40% ВРП Региона, АКРА полагает, что показатель не будет устойчив и может опуститься до уровня ниже 80% уже в 2023–2024 годах. В связи с этим Агентство применяет отрицательную корректировку на пограничное значение. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2020–2023 годы превышало 400%, что положительно сказывается на оценке экономического профиля Области. Усредненный за 2020–2023 годы уровень безработицы составил 4,1%.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Умеренно низкая операционная эффективность бюджета при умеренно высокой доле собственных доходов. Доходы бюджета Региона зависят от внешней конъюнктуры, что напрямую отражается на параметрах исполнения бюджета. Так, за счет роста объема налоговых поступлений от доминирующего сектора в 2022 году бюджет был исполнен с профицитом, который сформировал подушку ликвидности Региона в виде остатков на счетах. Бюджет 2023 года был исполнен с дефицитом, на финансирование которого были потрачены накопленные средства, а также привлечен долг. Согласно актуальной версии закона о бюджете, доходная часть бюджета по итогам 2024 года сократится на 16% на фоне значительного снижения поступлений по налогу на прибыль, которое по итогам года может составить порядка 56%. При этом расходная часть бюджета может увеличиться на 10%. Дефицит в таком случае может достигнуть 51% налоговых и неналоговых доходов (ННД), а для его финансирования Область планирует израсходовать практически весь объем имеющейся на счетах бюджета ликвидности, а также привлечь заемные средства.

Согласно исполнению бюджета за десять месяцев текущего года, поступления по налогу на прибыль оказались на 59% ниже, чем за аналогичный период прошлого года, тогда как поступления по НДФЛ сложились на 25% выше, чем годом ранее. Таким образом, доходы Региона на 17% отстают от прошлогодних значений, а расходы на 7% опережают уровень предыдущего года. Бюджет за десять месяцев текущего года сложился со значительным промежуточным дефицитом.

Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы составит -1,9%, что свидетельствует об умеренно низком уровне операционной эффективности и выражается в том, что текущие доходы Кемеровской области недостаточны для покрытия текущих расходов. Баланс текущих операций по итогам года ожидается отрицательным.

Усредненное значение доли капитальных расходов в совокупных расходах за 2021–2025 годы составит порядка 22%, что, согласно методологии АКРА, соответствует высокому уровню гибкости бюджетных расходов. Капитальные расходы более чем на две трети финансируются за счет областного бюджета. На протяжении последних пяти лет капитальные расходы регулярно демонстрируют значительный прирост. Качественная оценка гибкости расходов в связи с этим определяется как умеренно высокая.

Усредненная за указанный период доля ННД в доходах Региона (без учета субвенций) составит 86%.

Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов прогнозируется на уровне -18,6%, что указывает на недостаточность собственных средств для финансирования расходов и на необходимость использования накопленной ликвидности или привлечения долга.

Качественная оценка бюджетного профиля определяется как умерено высокая. Для Региона характерно консервативное планирование бюджета: фактический дефицит зачастую оказывается существенно меньше планового показателя. Структура доходов Области волатильна в связи с наблюдаемой высокой зависимостью доходов от добычи угля. Доля поступлений по налогу на прибыль в ННД варьировалась от 29 до 56% в период с 2016 по 2023 год. Это существенно затрудняет бюджетное планирование. АКРА не располагает сведениями о случаях нарушения бюджетного законодательства, которые могли бы повлиять на кредитное качество Области. Муниципальные образования получают дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающие дотации, что стимулирует их экономическое развитие.

Низкие риски рефинансирования долга и его потенциальный рост. По состоянию на 01.01.2024 долг Кемеровской области состоял на 89% из бюджетных кредитов, остальное приходилось на облигации и прочие долговые инструменты. Ежегодно Области предстояло погашать не более 23% долговых обязательств. С начала года Регион уже погасил бюджетный кредит, который был получен им в 2023 году в целях опережающего финансирования расходных обязательств, а также имеющийся в обращении выпуск облигаций. Кроме того, Регионом был привлечен инфраструктурный бюджетный кредит. С учетом уже произошедших в текущем году погашений и привлечений объем долга по состоянию на 01.11.2024 сократился на 20%, а до конца года Области осталось погасить еще 3% текущей задолженности. Пик выплат приходится на 2025–2028 годы, когда Региону предстоит ежегодно погашать 18% текущего долга.

По итогам 2023 года долговая нагрузка на бюджет Области составила порядка 30%. Принимая во внимание имеющиеся у Региона планы по наращиванию объема коммерческого долга, АКРА ожидает, что на конец текущего года долговая нагрузка может составить порядка 45% текущих доходов и продолжить расти в прогнозном периоде.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2021–2025 годы уровень процентных расходов не превысит 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций), а соотношение долга и ВРП составит 3,6%.

Долговой профиль Региона оценивается как сильный. Просроченная кредиторская задолженность областного бюджета на 01.01.2024 и 01.10.2024 отсутствовала, средневзвешенный срок погашения долга на начало текущего года превышал 3,5 года. Баланс текущих операций в течение последних лет преимущественно положителен, однако в значительной мере зависит от конъюнктуры. Кредитная история Области положительная, долг муниципальных образований значителен, но подконтролен Области и снижается в относительном выражении. Практически весь объем накопленной ликвидности запланирован к использованию в текущем году, что создает риски резкого роста долговой нагрузки в прогнозном периоде.

Снижающийся уровень ликвидности бюджета. По состоянию на 01.01.2024 остатки на счетах Области в несколько раз превышали ежемесячные расходы бюджета и полностью покрывали долг, имеющийся у Региона на начало года. Однако эти средства предполагается в значительной мере потратить. По состоянию на 01.10.2024 остатки средств на счетах покрывали около трети госдолга, имеющегося на ту же дату.

Коэффициент ликвидности по итогам 2023 года превышал 300%, однако на конец текущего года при необходимости финансирования запланированного дефицита бюджета он может значительно снизиться и составить порядка 82%.

Профиль ликвидности является умеренно сильным. Область регулярно размещает накопленные средства на банковских депозитах и ранее не проводила закупок кредитных линий в отсутствие необходимости. В октябре текущего года Область трижды выходила на закупки, однако ни одна из них не состоялась. В то же время в связи с расходованием остатков средств на счетах Региону придется привлечь заимствования в 2025 году. На 01.10.2024 у Области заключен договор с Управлением Федерального казначейства о предоставлении ей бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета. В 2024 году планируется привлечение бюджетного кредита в размере 5 млрд руб.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета по итогам 2024 года согласно параметрам, предусмотренным актуальной версией закона о бюджете;

  • использование большей части накопленной ликвидности в текущем году.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Негативный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • сохранение существенного объема остатков на счетах Региона одновременно с сохранением по итогам 2024 года соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30%;

  • устойчивый рост подушевого ВРП, превышающий среднестрановые показатели.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост доли краткосрочного долга выше 20% от абсолютной величины долга;

  • значительное сокращение объема доступной ликвидности.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Кемеровской области — Кузбасса был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Кемеровской области — Кузбасса был опубликован АКРА 29.08.2017 и впоследствии отозван 30.09.2024. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Кемеровской области — Кузбасса ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Кемеровской областью — Кузбассом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Кемеровской области — Кузбасса принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Кемеровской области — Кузбасса дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.