Кредитный рейтинг Челябинской области (далее — Челябинская область, Область, Регион) обусловлен минимальным уровнем долговой нагрузки и высокой степенью самодостаточности доходной части бюджета. Поддержку рейтингу оказывают высокий уровень ликвидности бюджета и сбалансированная долговая политика. Давление на рейтинг оказывают показатели развития экономики (в расчете на душу населения), существенно уступающие среднероссийским.

Челябинская область находится в Уральском федеральном округе. Численность населения составляет 3,5 млн человек, из них 1,6 млн проживают на территории Челябинской агломерации. Начиная с 2011 года в Регионе наблюдается рост численности населения. Регион занимает третье место в РФ по количеству моногородов: данный статус имеют 16 из 30 городов Челябинской области. Всего в моногородах проживает около 40,2% городского населения Области.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Промышленно развитая региональная экономика, основу которой составляют предприятия металлургии, предприятия по производству пищевых продуктов, предприятия по переработке радиоактивных материалов и машиностроение. Доля обрабатывающей промышленности в ВРП составляет в среднем 35,7%. На долю металлургического комплекса приходится порядка 58% объема отгруженной продукции обрабатывающей промышленности.

ВРП на душу населения и среднедушевые доходы находятся на уровне 73 и 79% от среднероссийских показателей соответственно (фактические данные за 2014–2015 годы и оценочные за 2016–2017 годы). Среднедушевые доходы населения Области снизились относительно среднестрановых значений с 88,8% в 2011 году до 76,3% в 2016 году. В то же время, наблюдаемая часть среднедушевых доходов населения Области (т. е. без учета «скрытых» доходов) достаточно устойчиво составляет 85,7% от наблюдаемой части среднедушевых доходов в целом по РФ.

Уровень безработицы (по методологии МОТ) превышает среднероссийский (6,7% против 5,5% в среднем за 2014–2017 годы). Уровень безработицы вырос с 6,2% в 2014 году до 7–7,1% в 2015–2016 годах. Тем не менее рост поступлений по НДФЛ в консолидированный бюджет Региона в 2015–2016 годы был не меньше или опережал среднестрановой рост поступлений по НДФЛ. По оценкам АКРА, уровень безработицы в 2017–2018 годах не превысит 6,5%.

Сбалансированная бюджетная политика. На долю налоговых и неналоговых доходов приходится около 85% доходов (без учета субвенций, по фактическим показателям за 2014–2016 годы и по прогнозным показателям на 2017 год), что соответствует высокой степени самодостаточности доходной части бюджета. В 2014–2016 годах налоговые и неналоговые доходы областного бюджета на 31,2% формировались за счет поступлений по налогу на прибыль и на 35,7% — за счет поступлений по НДФЛ. По оценкам АКРА, в 2017-м поступления по налогу на прибыль составят 38,4% от налоговых и неналоговых доходов против 36,1% по НДФЛ. Доля обязательных (по методологии АКРА) расходов в составе бюджета составляет 73,8%, что соответствует степени контроля над расходной частью бюджета на уровне ниже среднего. Уровень операционного баланса в 2014–2016 годах был достаточно стабилен (в среднем 20,4% от регулярных доходов). По итогам 2017 года АКРА ожидает роста операционного баланса до 23%. Бюджет развития, по оценкам АКРА, составляет в среднем 22,5%. В 2015–2016 годах областной бюджет имел минимальный дефицит (менее 0,5%). По итогам 2017 года АКРА ожидает исполнения бюджета с профицитом порядка 3,3% налоговых и неналоговых доходов.

Сбалансированная долговая политика. В течение 2017 года Область полностью погасила банковские кредиты: 0,827 млрд руб. составило плановое погашение 2017 года, а 4,05 млрд руб. — досрочное погашение банковских кредитов, срок погашения которых наступал в конце ноября 2019 года.

По состоянию на 01.11.2017 государственный долг Региона состоял из бюджетных кредитов и государственных гарантий (42% и 58% долгового портфеля соответственно). Из 10,15 млрд руб. бюджетных кредитов 8,343 млрд руб. попадает под реструктуризацию бюджетных кредитов 2017 года, а 1,3 млрд руб. были реструктурированы в 2015-м и подлежат погашению в 2023–2034 годах. Благодаря досрочному погашению банковского долга и реструктуризации бюджетных кредитов плановое погашение долга в 2018-м и в 2019-м не превысит 2% операционного баланса.

По итогам 2017 года объем предоставленных гарантий уменьшится на 8,4 млрд руб. и достигнет 5,59 млрд руб. По оценкам АКРА, вероятность исполнения областным бюджетом выданных государственных гарантий является несущественной.

По оценкам АКРА, объем коммерческого долга Области на 01.01.2018 будет нулевым: из-за существенного профицита бюджета потребность в коммерческом долге отсутствует. Текущий уровень долговой нагрузки соответствует минимальному уровню риска. Начиная с 2018 года, в соответствии с правилами реструктуризации бюджетных кредитов, Регион сможет увеличивать объем рыночного долга не более чем на 50% от прироста налоговых и неналоговых доходов бюджета.

Высокий уровень ликвидности позволяет Региону размещать временно свободные финансовые ресурсы на депозитах и получать дополнительный доход. В 2017 году доходы от размещения временно свободных средств бюджета почти 2,25 раза превысят расходы на обслуживание долга Челябинской области. В среднем за период с 2014-го по 10 месяцев 2017 года остатки средств бюджета на начало месяца составляли 81% от расходов предстоящего месяца. И на протяжении 13 месяцев (из 46) остатки на начало месяца превышали месячные расходы.

Ключевые допущения

  • сохранение сбалансированной долговой и бюджетной политики;
  • исполнение бюджета 2017 года с профицитом более 3% от уровня налоговых и неналоговых доходов;
  • участие в программе реструктуризации бюджетных кредитов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • опережающий среднестрановые темпы рост показателей развития экономики (в расчете на душу населения);
  • существенный рост бюджета развития (расходов капитального характера) в составе бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • существенное снижение операционного баланса;
  • значительное сокращение поступлений по налогу на прибыль;
  • существенный рост долговой нагрузки и расходов на обслуживание долга.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Рейтинговая история

Отсутствует.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен Челябинской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (26.12.2017).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Челябинской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Челябинской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Челябинской области, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Челябинской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.