Кредитный рейтинг Новгородской области (далее — Новгородская область, Область, Регион) обусловлен умеренными показателями бюджетного профиля и развития региональной экономики, а также умеренно низкой долговой нагрузкой.
Изменение прогноза по кредитному рейтингу на «Негативный» отражает ожидания АКРА относительно расходования Регионом практически всей накопленной ликвидности на финансирование запланированного дефицита в связи со снижением доходной части бюджета на фоне сократившихся налоговых поступлений.
Новгородская область расположена в Северо-Западном федеральном округе, имеет границы с четырьмя регионами России. В среднем за 2023 год в Области проживало 573,7 тыс. человек (0,4% населения страны), а ее валовой региональный продукт (ВРП), по оценкам Области, за прошлый год составил 419,1 млрд руб. По территории Региона проходят основные железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Москву с Санкт-Петербургом.
Ключевые факторы оценки
Умеренные показатели бюджетного профиля. Согласно актуальной версии закона о бюджете, сокращение доходной части бюджета по итогам текущего года составит порядка 11% на фоне снижения поступлений по налогу на прибыль, связанного главным образом с уменьшением поступлений от химической промышленности, что, по информации, полученной от Региона, объясняется изменением в налогообложении отрасли. Расходная часть при этом может сохраниться примерно на уровне прошлого года, что обусловит дефицит в размере 22% налоговых и неналоговых доходов (ННД). По состоянию на 01.12.2024 объем поступлений по налогу на прибыль в годовом сопоставлении снизился на 46%, а по НДФЛ увеличился на 24%. Таким образом, доходная часть снизилась на 13% относительно аналогичного периода прошлого года, а расходная — только на 2%, промежуточное исполнение бюджета сложилось с дефицитом в 5,3 млрд руб. АКРА полагает, что запланированный Регионом объем капитальных расходов, возможно, не будет исполнен полностью, за счет чего дефицит сложится несколько ниже запланированного уровня. Несмотря на это, его финансирование потребует расходования почти всей накопленной ранее ликвидности.
С учетом этих предпосылок усредненная1 за 2021–2025 годы доля ННД Региона в общем объеме его доходов (без учета субвенций) может составить 72%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за указанный период будет находиться на уровне 5%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -5%. Баланс текущих операций при этом сложится отрицательным, что свидетельствует о недостаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов, финансирование которых потребует привлечения заемных средств или расходования ликвидности. Усредненные капитальные расходы в 2021–2025 годах составят 20% совокупных расходов бюджета; в среднем за последние три года они на 40% финансировались за счет трансфертов из федерального бюджета, в текущем году эта доля может превысить 60%.
Бюджетный профиль Новгородской области оценивается как умерено сильный. Законом о бюджете Региона предусмотрены дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ в бюджеты отдельных муниципальных районов и округов. Ранее Регион стабильно недооценивал объем поступлений по налогу на прибыль. Случаи нарушения бюджетного законодательства неизвестны. Расходы, выпадающие из бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот, несущественны в сравнении с ННД Региона.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Умеренно низкая долговая нагрузка и минимальные риски рефинансирования долга. Соотношение долга Области и ее текущих доходов (по методологии АКРА) на конец 2023 года составило 36%, значение показателя по итогам текущего года может увеличиться до 38%. Указанные значения соответствуют умеренно низкому уровню долговой нагрузки.
По итогам прошлого года долг Региона был представлен только бюджетными кредитами, в текущем году Новгородская область планировала погасить 8% имеющейся на 01.01.2024 задолженности. По состоянию на 01.12.2024 структура долга не изменилась, а его объем сократился на 6%. Регион уже погасил весь объем задолженности, запланированной к погашению в текущем году. Расходы на обслуживание долга необременительны для регионального бюджета: соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом объема субвенций) в 2024 году составит менее 1%, а соотношение долга и ВРП не превысит 5%.
Качественная оценка долга Региона определяется Агентством на среднем уровне. Последние два года долг Региона был представлен исключительно бюджетными кредитами с длинными сроками погашения, что свидетельствует о минимальных рисках рефинансирования. Коммерческий долг отсутствует, однако есть вероятность его привлечения в течение прогнозного периода (с 2025 по 2026 год). Баланс текущих операций Новгородской области преимущественно положительный, однако в текущем году ожидается отрицательным. По итогам 2023 года средневзвешенный срок погашения долга превышал 3,5 года. Просроченная кредиторская задолженность областного бюджета на последнюю доступную дату (01.12.2024) отсутствовала. Сдерживающее влияние на оценку по-прежнему оказывает стабильно существенная долговая нагрузка муниципалитетов.
Умеренно высокий уровень ликвидности бюджета. Новгородская область располагает объемом ликвидности, который позволяет ей своевременно выполнять расходные обязательства, включая процентные платежи. Остатки на счетах по учету средств областного бюджета по состоянию на 01.12.2024 покрывали почти 50% имеющейся задолженности. Коэффициент ликвидности (по методологии АКРА) в 2023 году составил 510%, в текущем году его значение ожидается на уровне 109%.
Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует умеренному уровню. По данным Региона, закупки кредитных линий за последние 24 месяца не проводились. Договор с Управлением Федерального казначейства по Новгородской области о предоставлении ей бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета на 2024 год не заключался. Просроченные долговые обязательства на 01.01.2024 и 01.12.2024 отсутствовали. Риски рефинансирования в связи со структурой долга, представленной только бюджетными кредитами, минимальны.
Существенная концентрация экономики на химической промышленности. Крупнейшее предприятие Новгородской области — ПАО «Акрон» (производство удобрений), на долю которого приходится значительный объем отгруженной продукции обрабатывающих производств, расположенных на территории Области. По итогам 2023 года на химическую промышленность приходилось 42% объема отгруженной продукции обрабатывающей отрасли, а доля налоговых поступлений в бюджет Региона от предприятий указанного сегмента за прошлый год составила 33%. За десять месяцев текущего года налоговые поступления от химической промышленности значимо сократились, сохранение данной негативной тенденции в будущем создает риски для доходов бюджета Региона. Другие крупные отрасли экономики Области — транспорт и торговля, а также машино- и приборостроение, пищевая промышленность, обработка древесины, производство бумаги и бумажных изделий. Усредненный за 2019–2022 годы ВРП Региона на душу населения составил 70% от среднестранового показателя. Средняя заработная плата в Области в 2023 году превысила региональный прожиточный минимум в 3,3 раза. Уровень безработицы в Регионе составил 2,9%.
Ключевые допущения
-
частичное неисполнение в 2024 году запланированных капитальных расходов;
-
расходование существенного объема накопленной ликвидности.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Негативный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
сохранение уровня ликвидности при отсутствии роста краткосрочной части долга;
-
достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30%;
-
рост социально-экономических показателей Региона.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
увеличение текущих расходов бюджета Области, не сопровождающееся ростом текущих доходов;
-
рост долговой нагрузки до уровня выше 55% текущих доходов.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Новгородской области был опубликован АКРА 27.07.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Новгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Новгородской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Новгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Новгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.