Кредитный рейтинг присвоен ООО «ГДК Баимская» (далее —Эмитент) в рамках анализа проектно-финансовой транзакции (далее — ПФТ, проект) по разработке медного месторождения Песчанка в Чукотском автономном округе. Присвоенный кредитный рейтинг на уровне АA-(RU) обусловлен кредитным качеством реализуемой ПФТ, определенным с учетом факторов, характерных для строительной стадии.

описание проекта

Эмитент является проектной компанией, созданной для строительства и эксплуатации горно-обогатительного комбината (далее — ГОК) в рамках освоения медного месторождения Песчанка на территории Баимской лицензионной площади, мощностью по переработке до 70 млн. т руды в год. Подтвержденные и вероятные запасы минеральных ресурсов месторождения определены в размере более 2,6 млрд. т, что делает его одним из крупнейших неосвоенных медных месторождений в мире. Оценочные запасы металлов составляют: медь – до 9 млн. т, молибден – до 260 тыс. т, серебро – до 5,8 тыс. т, золото – до 520 т. Проект ГОК включает в себя 45 объектов. Добыча полезных ископаемых будет производиться открытым способом, для чего проектом предусмотрено строительство карьера площадью до 5,7 кв. км. Переработка и обогащение руды будет производиться на обогатительной фабрике, являющейся наиболее дорогостоящим объектом проекта. Генеральным подрядчиком по строительству этого объекта, а также по поставке технологического оборудования является крупная международная проектная и строительная компания (далее — Подрядчик), действующая через дочернюю российскую компанию.

Помимо объектов, расположенных на лицензионной площади, проектом предусмотрено строительство транспортной и энергетической инфраструктуры за ее пределами. В частности, бюджетом предусмотрено строительство всесезонной дороги, состоящей из двух участков, от месторождения до строящегося порта Чаун, общей протяженностью более 420 км, высоковольтной линии электропередач напряжением 330 кВ, а также портовой инфраструктуры, рассчитанной на грузооборот 1 842 тыс. т в год. Обеспечение электроэнергией будет осуществляться четырьмя плавучими энергоблоками, производство которых не включено в периметр проекта. Строительство дорожной инфраструктуры и высоковольтной линии электропередач будет осуществлено на основе концессионных соглашений с Минвостокразвития России и Правительством Чукотского АО соответственно.

План-график проекта предполагает завершение строительной фазы и ввод в эксплуатацию проекта, включая все объекты в его периметре, в январе 2030 года. При этом ввод производственных линий будет осуществляться в разное время, что позволит начать переработку руды уже в 2029 году. Выход на проектную мощность переработки 70 млн. т руды в год запланирован на 2031 год.

Совокупный бюджет проекта составляет более 947 млрд. руб. На момент присвоения кредитного рейтинга объем контрактации составляет около 60%. Финансирование проекта осуществляется как за счет собственных, так и привлеченных средств, предоставляемых синдикатом крупнейших российских банков. Начальный этап работ профинансирован за счет акционерного капитала и бридж-кредита. Плановый срок начала погашения синдицированного кредита — 2030 год. В рамках финансирования проекта будет заключено соглашение о субсидировании процентной ставки с ВЭБ.РФ (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»), что существенно снижает риск роста стоимости обслуживания долга.

Основные расходные статьи бюджета проекта включают фиксированную стоимость реализации контракта на строительство ГОК, заключенного с Подрядчиком (24% бюджета), затраты на осуществление горных работ и сооружение котлована (10%), строительство объектов инфраструктуры вне основной площади месторождения (10%), формирование резерва на непредвиденные расходы (до 16%).

АКРА отмечает высокую степень проработки проекта. Эмитентом привлечены внешние консультанты для проведения технической экспертизы, в том числе для подготовки мониторинговых отчетов на ежеквартальной основе (аудитор — Kept), а также для подготовки логистического, юридического и маркетингового заключений.

На момент присвоения кредитного рейтинга общий процент проектирования (наличие рабочей и исходно-разрешительной документации) составляет более 95%, строительная готовность проекта – около 6%.

Ключевые факторы оценки

Факторы риска подготовки строительной площадки. АКРА отмечает масштабность проекта, зависимость его успешной реализации от готовности объектов внешней инфраструктуры, включая всесезонную дорогу, ЛЭП и портовую инфраструктуру, а также сложные климатические условия региона. Вместе с тем, график реализации проекта предполагает разное время введения объектов в эксплуатацию. В частности, завершение строительства внешних объектов инфраструктуры запланировано на период 2026–2028 годов, что обеспечит дополнительный запас времени в случае возникновения отставаний. Основная площадь ГОК находится за полярным кругом в области распространения мерзлых грунтов. В связи с географическими особенностями местности мерзлота не подвержена риску разрушения по причинам изменения климата, однако подвержена антропогенному влиянию в результате эксплуатации ГОК и объектов инфраструктуры, что учитывается при разработке инженерно-строительных решений.

Высокий запас прочности, качество и возможности подрядчиков. АКРА приняло во внимание размер бизнеса, географическую диверсификацию и опыт Подрядчика, являющегося крупной международной компанией, обладающей опытом реализации схожих проектов в разных странах мира (включая Китай, Казахстан, Монголию, Иран, Северную Корею и т. д.). Отбор всех подрядчиков проводится на основании тендеров на достаточно жестких условиях, включая повышенные требования к страхованию рисков.

График строительства характеризуется наличием существенных запасов времени. По оценкам технического консультанта, возможные отставания компенсируются заложенным в график реализации проекта буфером продолжительностью шесть месяцев. Разделение проекта на отдельные объекты также позволяет эффективно управлять возникающими отставаниями без ущерба для продолжительности критического пути. Плановый график завершения строительства соответствует прогнозному.

Ограниченная степень заменимости Подрядчика. Потенциальный список зарубежных подрядчиков, способных завершить строительство основного объекта ГОК в случае необходимости замены Подрядчика, насчитывает как минимум шесть компаний. Непосредственное участие в тендере, помимо Подрядчика, принимала одна компания. Объем затрат на строительство, заложенных в бюджет, несколько ниже показателей аналогичных проектов. Объем гарантийных и обеспечительных обязательств Подрядчика покрывает потенциальные затраты на его замену лишь частично. В то же время сценарий выхода Подрядчика из проекта маловероятен, поскольку несет существенные для него финансовые и репутационные риски. Следует отметить, что подрядчик имеет опыт реализации проектов в подсанкционных странах, включая Иран и Северную Корею.

АКРА учитывает факт наличия существенных резервов, предусмотренных бюджетом проекта, а также возможность привлечения дополнительного финансирования в рамках синдиката и через акционерный капитал, что может покрыть дополнительные расходы в случае реализации маловероятного сценария замены Подрядчика.

Существенный объем резервов на непредвиденные расходы. Бюджетом проекта предусмотрено формирование резерва на непредвиденные расходы в размере 16% от общей суммы. Резерв покрывает основные риски удорожания проекта, курсовые и инфляционные риски, а также может использоваться для покрытия потенциальных убытков вследствие нарушения графика реализации проекта. Помимо этого, условиями синдицированного кредитования предусмотрена возможность дополнительного финансирования для покрытия непредвиденных расходов в размере 13% бюджета проекта. Кроме того, имеется возможность привлечения дополнительного акционерного капитала. Проектом предусмотрен отдельный резерв в размере 55 млрд руб., предназначенный для компенсации курсовых разниц.

Участие публичного партнера. Строительство части объектов в рамках ПФТ, относящихся к транспортной и энергетической инфраструктуре, реализуется на основе принципов концессии путем заключения концессионных соглашений с Правительством Чукотского АО и Минвостокразвития России, что, по мнению Агентства, снижает потенциальные риски потерь.

Агентство учло опыт команды, реализующей проект. Задействованная команда и ключевые контрагенты успешно реализовали схожие, сопоставимые по масштабу проекты по добыче меди в других странах.

Факторы возможного изменения рейтинга

К негативному или позитивному рейтинговому действию могут привести следующие события:

  • изменение параметров ПФТ, например, корректировка графика строительства, объемов обеспечительных мер, смена контрагентов в рамках ПФТ;

  • изменение макроэкономических условий, выходящее за рамки стресс-сценариев, использованных в процессе рейтингового анализа;

  • внесение в законодательство изменений, способных оказать существенное влияние на сделку;

  • изменение кредитного качества или долгосрочной кредитоспособности ключевых контрагентов ПФТ при условии невозможности их замены.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг ООО «ГДК Баимская» был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов эмитентам, инструментам и обязательствам проектного финансирования по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен ООО «ГДК Баимская» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ООО «ГДК Баимская», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, ООО «ГДК Баимская» принимало участие в процессе его присвоения.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало ООО «ГДК Баимская» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Тимур Искандаров
Управляющий директор — руководитель группы рейтингов проектного и структурированного финансирования
+7 (495) 139 04 94
Денис Хмилевский
Директор, группа рейтингов проектного и структурированного финансирования
+7 (495) 139 04 80, доб. 158
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.