АКРА повысило долгосрочный кредитный рейтинг Киргизской Республики (далее — Киргизия, страна) в иностранной валюте до уровня В+ и в национальной валюте — до В+ по международной шкале. Краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте подтвержден на уровне В и в национальной валюте — В.
Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный». «Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
Позитивные факторы рейтинговой оценки
-
Умеренный уровень госдолга при низких процентных расходах на его обслуживание, которые были достигнуты за счет высокой доли долга с льготными условиями.
-
Существенный экономический рост, способствующий как улучшению доходной части бюджета, так и общему усилению бюджетной дисциплины.
-
Стабильная поддержка от международных институтов развития.
-
Относительно низкие доли государственного и квазигосударственного секторов в структуре экономики.
Негативные факторы рейтинговой оценки
-
Относительно низкий уровень благосостояния населения.
-
Сильная зависимость экономики от факторов, связанных с внешним сектором, в особенности в части повышенного объема импорта и денежных переводов из-за границы.
-
Низкий уровень покрытия резервами внешнего долга, долга в иностранной валюте, импорта.
-
Сравнительно невысокие оценки факторов институционального качества и человеческого капитала.
Обоснование кредитного рейтинга
Повышение долгосрочного кредитного рейтинга страны связано с улучшением оценок факторов в рамках блоков «Макроэкономика» и «Институты». Суверенный кредитный рейтинг Киргизии на уровне В+ обусловлен сравнительно низким уровнем благосостояния населения, высокой зависимостью от состояния экономик главных торговых партнеров, относительно невысокими показателями институционального качества, умеренным уровнем госдолга, а также сравнительно благоприятными условиями для внешних заимствований и развития внешней торговли. АКРА отмечает нацеленность Киргизии на реформы экономической политики и активное привлечение инвестиций в крупные инфраструктурные проекты, что отчасти уже стало драйвером ускоренного роста экономики страны и улучшения ее фискальных счетов.
Макроэкономика
Экономика Киргизии отличается относительно низким уровнем благосостояния населения: среднедушевой ВВП в текущих ценах составляет около 2 тыс. долл. США (данный показатель планомерно растет).
Для экономики страны характерны высокая внешняя зависимость по каналам торговли, особенно по импорту (доли КНР и России в первой половине 2024 года составили 50 и 18% соответственно), а также существенный отток трудовых ресурсов за рубеж. Последнее формирует дисбаланс на рынке труда и в долгосрочной перспективе может оказать давление на бюджетный сектор по линии пенсионного страхования. Отток рабочей силы и волатильность денежных переводов из-за рубежа со стороны резидентов также являются источниками рисков для платежного баланса. Зарубежные переводы денежных средств ежегодно составляли в среднем четверть ВВП в период с 2019 по 2023 год, а в прошлом году этот показатель вновь увеличился.
В 2024–2026 годах АКРА ожидает ежегодный рост экономики Киргизии в среднем на 4,9% (активный экономический рост обусловил улучшение оценки макроэкономической позиции по сравнению с предыдущим рейтинговым действием и является фактором повышения кредитного рейтинга) при потребительской инфляции в среднем на уровне 5,7% (это также способствовало повышению рейтинга) в случае отсутствия новых серьезных инфляционных шоков.
Государственные финансы
Агентство отмечает общую стабилизацию бюджета страны на фоне уверенного роста доходной части относительно расходов. Доля текущих расходов при этом остается повышенной (более 80% совокупных расходов), а также не ослабевает зависимость внутренних инвестиций и капитальных статей от программ внешней поддержки, что приводит к некоторой волатильности при формировании бюджета.
Несмотря на принятие довольно существенного антикризисного пакета в 2020–2021 годах, Киргизии удалось сохранить пространство для маневра в рамках бюджетного процесса (госдолг вырос до 68% ВВП в 2020 году, стабилизировался на уровне 52% ВВП в 2022-м и на конец 2023 года составил 45,5%). Тенденция сохранения двойного дефицита (бюджетного и текущего счета) была прервана в 2023 году, когда бюджет был исполнен с профицитом 1% ВВП.
Согласно ожиданиям АКРА, в средне- и долгосрочной перспективе страна сможет удержать госдолг на умеренном уровне. Этому будут способствовать низкие процентные платежи и заметное наращивание доходной части бюджета за счет улучшения администрирования налогообложения. Заметную поддержку налоговым поступлениям в 2022–2024 годах оказал рост объемов импортной продукции. Условные обязательства Киргизии оцениваются Агентством как незначительные.
Внешняя позиция
Одними из главных характеристик внешней позиции Киргизии АКРА считает стабильно отрицательное высокое сальдо счета текущих операций, преобладание прямых инвестиций в рамках финансового сектора и отрицательный чистый экспорт. При этом страна обладает существенным транзитным потенциалом для усиления позиций по экспорту услуг, который может быть реализован по мере ввода в эксплуатацию транспортных коридоров «Север — Юг» и «Китай — Киргизия — Узбекистан».
Внешний госдолг страны, в отличие от внутреннего, находится на достаточно высоком уровне — 31% ожидаемого ВВП 2024 года. Однако значительная доля долговой позиции представляет собой заимствования, полученные на льготных условиях с благоприятными параметрами выплат. Внутренний госдолг значительно меньше (10,5% ВВП 2024 года, прогнозируемого АКРА) и практически полностью является долгосрочным.
Агентство отмечает, что в конце 2023 года и в 2024 году наблюдалось некоторое восстановление валовых резервов Нацбанка Киргизии — до 4,9 млрд долл. США на октябрь прошлого года. Однако постоянный отрицательный баланс внешней торговли может привести к значительному давлению на курс национальной валюты и истощению резервов. Такой сценарий в случае реализации создаст дополнительное давление на инфляцию и приведет к росту долговой нагрузки страны.
АКРА также отмечает низкий уровень покрытия монетарными резервами как долговых позиций Киргизии, так и объемов импорта. На конец 2024 года уровень покрытия резервами валового внешнего долга составил порядка 44%, а покрытие резервами импорта товаров и услуг, прогнозируемого АКРА на 2024 год, составляет около четырех месяцев, что оценивается Агентством как низкий уровень покрытия.
Институциональная система
Киргизия имеет средние показатели индексов качества управления (WGI) и стабильно невысокий уровень человеческого капитала. Последнее может сдерживать прогресс в диверсификации экономики, а также сказываться на качестве решений в области государственного управления. В то же время, как отмечает АКРА, страна демонстрирует нацеленность на реформирование ряда сфер экономической и социальной жизни (создание специализированных отраслевых фондов экономического развития, усиление роли автоматизации в фискальной практике, создание государственных бюджетных резервов), что в значительной степени снижает неопределенность в экономике и способствует ее росту в долгосрочной перспективе. Учитывая изменение профильной методологии АКРА, совокупная оценка блока «Институты» была повышена и стала одним из факторов повышения кредитного рейтинга страны.
По-прежнему актуален риск внешнеэкономического давления в отношении потоков внешней торговли Киргизии. Это может стать негативным фактором для стабильности курса национальной валюты и оказать сдерживающие влияние на деятельность международных институтов развития.
Результаты применения суверенной модели
Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Киргизии определен на уровне ВB. Ряд модификаторов в модифицирующей части модели понижают Индикативный кредитный рейтинг Киргизии. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:
-
качество и устойчивость экономического роста;
-
фискальная политика и бюджетная гибкость;
-
уязвимость платежного баланса;
-
устойчивость внешнего долга;
-
политическая нестабильность и недавние политические решения;
-
подверженность геополитическим рискам.
С учетом указанных выше модификаторов Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне В+. Аналитические корректировки и ограничения, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим присвоенный долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте находится на уровне В+.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
Рост диверсификации торговли, увеличение притока инвестиций.
-
Значительное повышение уровня благосостояния населения, стимулирующее наращивание внутреннего спроса и перестройку структуры экономического роста.
-
Стабильное увеличение внутреннего кредитования на сугубо рыночных основах.
-
Дальнейшие институциональные преобразования, способствующие повышению качества человеческого капитала.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
Ослабление национальной валюты и истощение международных резервов страны при сохранении значительного дефицита торгового баланса и отрицательного счета текущих операций.
-
Импорт рисков из стран — основных торговых партнеров (КНР и России) в связи с замедлением экономической активности в них.
-
Снижение объемов инвестиций в случае сокращения кредитования со стороны международных финансовых организаций, заметное ухудшение параметров бюджета.
-
Новые проявления политической нестабильности, усиление конфликтной обстановки в регионе, санкционные риски.
Регуляторное раскрытие
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Киргизской Республике по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые суверенные кредитные рейтинги Киргизской Республики были опубликованы АКРА 07.09.2022. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Кабинет министров Киргизской Республики принимал участие в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении суверенных кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Киргизской Республике дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.