Кредитный рейтинг Тюменской области (далее — Тюменская область, Область, Регион) обусловлен высокой долей собственных доходов бюджета, низким уровнем долговой нагрузки при минимальных рисках рефинансирования обязательств, а также умеренно высокой оценкой социально-экономического развития Региона.
Тюменская область находится в Уральском федеральном округе. В состав Области входят Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (ХМАО-Югра) и Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), которые являются одновременно равноправными субъектами Российской Федерации. В Регионе проживает 1,6 млн человек (без учета населения автономных округов), что составляет примерно 1,1% населения страны. По оценке Области, по итогам 2023 года ее валовой региональный продукт (ВРП) мог достичь 1 829 млрд руб., что на 6% выше показателя предыдущего года в номинальном выражении и почти на 4% в реальном. По итогам 2024 года Регион ожидает увеличение ВРП на 9% в номинальном выражении и почти на 3% в реальном.
Ключевые факторы оценки
Бюджетный профиль с высокой долей собственных доходов и сохраняющейся потребностью в использовании дополнительных средств. Согласно данным, полученным от Региона, и расчетам АКРА, доходная часть бюджета Тюменской области по итогам 2024 года могла уменьшиться в сравнении с предшествующим годом в связи со снижением поступлений по налогу на прибыль, но не более чем на 4%. Расходная часть бюджета, в свою очередь, могла увеличиться на 17%, при этом ожидаемый по итогам года дефицит не превысит 13% налоговых и неналоговых доходов (ННД). В актуальной версии закона о бюджете в 2025 году Регионом запланировано снижение доходной части, главным образом на фоне сокращения неналоговых доходов после их более чем двукратного роста в прошлом году, а также безвозмездных поступлений. Расходную часть также планируется несколько сократить, в основном за счет капитальных расходов, которые, несмотря на это, останутся на умерено высоком уровне. Дефицит по итогам 2025 года может составить 16% ННД, который Область планирует профинансировать практически полностью за счет заемных средств, в том числе коммерческих кредитов.
Согласно расчетам АКРА, усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Региона в 2021–2025 годах может составить 9,2%. Баланс текущих операций в 2025 году сохранится положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования всего объема текущих расходов. В то же время отрицательный модифицированный бюджетный дефицит (МБД) указывает на потребность в финансировании капитальных расходов за счет привлечения заемных средств или расходования имеющейся ликвидности.
Усредненная за 2021–2025 годы доля капитальных расходов в совокупных расходах Области (за вычетом объема субвенций) может составить 17,6%. Ежегодно капитальные расходы более чем на 90% финансируются за счет собственных средств Региона, что, по мнению Агентства, может служить дополнительным резервом при сокращении расходов бюджета. Усредненная за указанный период доля ННД в доходах Области (без учета субвенций) составит 96,6%. Соотношение усредненных за 2021–2025 годы МБД и текущих доходов ожидается на уровне -7,1%. АКРА использует положительную корректировку по этому показателю, учитывая ожидаемую низкую долговую нагрузку Области по итогам текущего года.
Качественная оценка бюджетного профиля Тюменской области определяется как высокая. Случаи нарушения бюджетного законодательства неизвестны, объем выпадающих налоговых доходов в связи с применением налоговых льгот несущественен для бюджета Региона; в законе о бюджете предусмотрены дополнительные отчисления по НДФЛ в бюджеты муниципалитетов. Для бюджетного процесса характерны умеренная точность планирования и преобладание консервативных ожиданий. Отклонения фактических поступлений от прогнозных показателей, предусмотренных в первой версии бюджета, наблюдаются в основном по безвозмездным поступлениям и поступлениям по налогу на прибыль в связи с волатильностью внешней конъюнктуры. Подобные отклонения происходят по независящим от Региона причинам.
Низкий уровень долговой нагрузки при минимальных рисках рефинансирования обязательств. По итогам 2024 года объем долга Региона увеличился на 7% на фоне привлечения инфраструктурного бюджетного кредита, что соответствует низкому уровню долговой нагрузки (3% текущих доходов). Согласно актуальной версии закона о бюджете, в 2025 году Регион планирует значительно нарастить объем долга, в основном за счет привлечения коммерческих кредитов. Соотношение долга и текущих доходов Региона по итогам года может составить около 18,1%, что, однако, по-прежнему позволяет оценивать долговую нагрузку Региона как низкую. С 2010 года долг Области представлен только бюджетными кредитами и гарантиями, на начало 2025 года их доли составляли 94 и 6% соответственно.
Запланированное на 2025 год привлечение коммерческих кредитов приведет к изменению структуры долга, что несколько увеличивает риски рефинансирования. Однако по причине низкой долговой нагрузки и постоянного наличия остатков на счетах Области риски остаются минимальными.
График погашения долга является плавным: по состоянию на 01.01.2025 Тюменской области в текущем году предстоит погасить 6% долга. Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2021–2025 годы уровень процентных расходов составит около 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций). Соотношение долга и ВРП Области по итогам 2025 года сложится на уровне 2,2%.
Качественная оценка долговой нагрузки Тюменской области определяется Агентством на наивысшем уровне в связи с длительным средневзвешенным сроком погашения долга, значительно превышающим 3,5 года, несущественной долговой нагрузкой муниципалитетов и сбалансированной долговой политикой Региона, основанной на использовании долгосрочных долговых инструментов. Баланс текущих операций преимущественно положительный. Финансовый долг предприятий госсектора незначителен и по состоянию на 30.09.2024 составлял 4% ННД.
Высокий запас ликвидности бюджета. По результатам прошлого года объем остатков на счетах Области сократился по причине расходования значимого объема ликвидности на финансирование бюджетного дефицита. Тем не менее по состоянию на 01.01.2025 объем имеющейся ликвидности более чем в четыре раза превышал совокупный долг Региона на ту же дату.
Коэффициент ликвидности бюджета Области (по методологии АКРА) по итогам 2024 года мог составить порядка 163%, по итогам текущего года он может снизиться до 91%. Однако АКРА использует положительную корректировку по этому показателю по причине того, что Область регулярно размещает накопленную ликвидность на депозитах.
Качественная оценка ликвидности бюджета Области соответствует высокому уровню. По данным Региона, просроченная кредиторская задолженность его бюджета на 01.01.2025 отсутствовала, есть информация о несостоявшихся закупках кредитных линий в период с октября по ноябрь прошлого года. Между Департаментом финансов Тюменской области и Управлением Федерального казначейства заключено соглашение о предоставлении в 2024 году Тюменской области бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, однако в связи с отсутствием необходимости в привлечении краткосрочных кредитов для финансирования кассовых разрывов денежные средства в рамках договора не привлекались.
Умеренно высокая оценка социально-экономических показателей Региона. Экономика Тюменской области в течение последних пяти лет характеризовалась высоким уровнем ВРП на душу населения: в 2018–2021 годах усредненное значение данного показателя в 1,2 раза превышало усредненное среднестрановое значение. Соотношение этих показателей, усредненных за 2019–2022 годы, находится на умеренно высоком уровне и, согласно прогнозам Региона и расчетам АКРА, сохранится на этом уровне в прогнозном периоде.
Отношение усредненной за 2020–2023 годы заработной платы к усредненному за аналогичный период региональному прожиточному минимуму превышает 3,5. Усредненный за 2020–2023 годы уровень безработицы (по методологии МОТ) составил 3,6%.
Экономика Региона основана на добыче и переработке углеводородов, обеспечивающих большую часть налоговых поступлений. По расчетам АКРА, отрасль производства нефтепродуктов обеспечила наибольшую усредненную за 2020–2023 годы долю налоговых поступлений — 29%. Кроме того, значимая доля налоговых поступлений приходится на добычу нефти и попутного газа, госсектор, научно-техническую деятельность, строительство, оптовую торговлю, а также на сухопутный и трубопроводный транспорт.
Между органами государственной власти Тюменской области и автономных округов заключен договор, который регламентирует реализацию областных программ социальной, инфраструктурной и инвестиционной направленности, результатами которых может пользоваться население Области (включая жителей ХМАО-Югры и ЯНАО). Договор действует до 31.12.2035 и предполагает возможность продления. В соответствии с договором на финансирование вышеупомянутых программ в бюджет Тюменской области направляется 29,5% поступлений по налогу на прибыль, собираемых на территории ХМАО-Югры и ЯНАО.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета Региона в 2025 году в соответствии с параметрами, предусмотренными актуальной версией закона о бюджете;
-
финансирование ожидаемого дефицита за счет привлечения коммерческих заимствований;
-
сохранение действия договора между органами власти Тюменской области и автономных округов и удержание текущей пропорции распределения поступлений по налогу на прибыль, собираемых на территории ХМАО-Югры и ЯНАО.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
устойчивое снижение операционной эффективности бюджета;
-
сокращение ликвидности;
-
рост долговой нагрузки выше 30% текущих доходов с одновременным повышением рисков рефинансирования;
-
существенное изменение системы межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Тюменской области был опубликован АКРА 21.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тюменской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Тюменской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Тюменской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Тюменской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.