Тренинг по кредитному анализу суверенного риска 24 октября

АКРА подтвердило кредитный рейтинг Самарской области на уровне A+(RU), прогноз «Стабильный», и облигаций Области — на уровне A+(RU)

Кредитный рейтинг Самарской области (далее — Самарская область, Область, Регион) обусловлен устойчивой региональной экономикой с диверсифицированной отраслевой структурой, высокой степенью самодостаточности бюджета и высоким уровнем ликвидности бюджета. Давление на рейтинг оказывает соотношение долга и операционного баланса.

Самарская область расположена в Приволжском федеральном округе, занимает 11-е место по объему валового регионального продукта (ВРП). В Регионе проживает 3,2 млн человек, из которых 2,6 млн человек — в Самарско-Тольяттинской агломерации, занимающей третье место в РФ по численности населения (после Московской и Санкт-Петербургской). На территории Области функционирует особая экономическая зона «Тольятти».

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Диверсифицированная экономика Региона, основу которой составляют обрабатывающие производства (23,4% ВРП по оценке на 2016 год) и добыча полезных ископаемых (15,4% ВРП по оценке за аналогичный период). В структуре обрабатывающих производств лидируют производство транспортных средств и оборудования (35,4% объема отгруженной продукции обрабатывающих производств в 2016 году), химическое производство и производство пищевых продуктов (16,2 и 12,2% объема отгрузки за указанный период соответственно). Продукция предприятий Области реализуется как на федеральном, так и на международных рынках (экспорт составляет порядка 30% ВРП). Уровни среднедушевых денежных доходов и ВРП на душу населения отстают от среднестрановых значений на 10 и 12% соответственно (по данным за 2014–2017 годы). Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) существенно ниже среднестрановых значений.

Достаточно сбалансированная бюджетная политика. На долю налоговых и неналоговых доходов (ННД) приходится около 88% доходов бюджета Области (без учета субвенций, по фактическим показателям за 2014–2016 годы и по прогнозным показателям на 2017 год), что соответствует высокой степени самодостаточности доходной части бюджета. В 2014–2016 годах ННД областного бюджета на 33,3% формировались за счет поступлений по налогу на прибыль и на 31,2% — за счет поступлений по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Доля обязательных (по методологии АКРА) расходов в составе бюджета составляет 70,6%. Уровень операционного баланса в 2014–2016 годах был достаточно стабилен (в среднем 19% от регулярных доходов). Бюджет развития, по оценкам АКРА, составляет в среднем 16%. Дефицит бюджета (в % от налоговых и неналоговых доходов) снизился с 13,4% в 2014 году до 4,8% в 2016 году.  Утвержденный на 2017 год уровень дефицита бюджета Региона составляет 2,5%. По оценкам АКРА, бюджет Региона в 2017 году может быть исполнен с профицитом около 5% ННД.

Соотношение долга к операционному балансу соответствует среднему уровню риска. В долговом портфеле Области доминируют облигационные займы (63% объема долга по состоянию на 01.12.2017, сроки погашения до 2024 года). В условиях снижения ключевой ставки фиксированная ставка купона у ранее выпущенных облигационных выпусков не позволяет в полной мере экономить на обслуживании долга. На долю бюджетных кредитов приходится около 32,8% объема долга. В общем объеме бюджетных кредитов 34,3% подлежат погашению в 2023–2035 годах, а 65,7% попадают под реструктуризацию бюджетных кредитов 2017 года, в результате которой срок их погашения увеличивается до семи лет. В течение 2017 года Область снизила объем долга по банковским кредитам с 17,2 млрд руб. (на 01.01.2017) до 2,4 млрд руб. (на 01.12.2017), что позволило сэкономить на обслуживании долга около 1 млрд руб.

Высокий уровень ликвидности бюджета. Область размещает временно свободные средства бюджета на депозитах, что позволяет ей получать дополнительный доход (около 680 млн руб. в 2017 году). Невыбранный остаток по открытым кредитным линиям на 26.12.2017 составляет 9 млрд руб.

Ключевые допущения

  • опережающий рост регулярных расходов относительно роста обязательных расходов;
  • продолжение политики активного управления ликвидностью;
  • участие в программе реструктуризации бюджетных кредитов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • опережающий среднестрановые темпы рост показателей развития экономики(в расчете на душу населения);
  • существенное снижение объема долга относительно операционного баланса.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • сокращение промышленного производства вследствие ухудшения рыночной конъюнктуры;
  • существенное снижение операционного баланса;
  • рост доли обязательных (по методологии АКРА) расходов в структуре бюджета.

Рейтинги выпусков

Присвоены:

Самарская область, 35009 (ISIN RU000A0JU2H5); срок погашения – 31.07.2020,
объем эмиссии — 8,3 млрд руб. — А+(RU);

Самарская область, 35010 (ISIN RU000A0JUQP7); срок погашения — 01.07.2021,
объем эмиссии — 12,0 млрд руб. — А+(RU);

Самарская область, 34011 (ISIN RU000A0JVK00); срок погашения — 18.06.2020,
объем эмиссии — 7,0 млрд руб. — А+(RU);

Самарская область, 35012 (ISIN RU000A0JWM56); срок погашения — 21.06.2024,
объем эмиссии — 10,0 млрд руб. — А+(RU);

Самарская область, 35013 (ISIN RU000A0JXT41); срок погашения — 31.05.2024,
объем эмиссии — 10,0 млрд руб. — А+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Самарской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Самарской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Самарской области и облигационных выпусков Самарской области (ISIN RU000A0JU2H5, RU000A0JUQP7, RU000A0JVK00, RU000A0JWM56, RU000A0JXT41) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Самарской области был опубликован АКРА 28.12.2016. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты совершения рейтингового действия (26.12.2017) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2017–2018 годах.

Впервые кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Самарской области (ISIN RU000A0JU2H5, RU000A0JUQP7, RU000A0JVK00, RU000A0JWM56) был опубликован АКРА 07.07.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (26.12.2017) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2017–2018 годах.

Впервые кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Самарской области (ISIN RU000A0JXT41) был опубликован АКРА 05.06.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (26.12.2017) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2017–2018 годах.

Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Самарской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Самарской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Самарской области, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Самарской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.