Понижение кредитного рейтинга ПАО «Каршеринг Руссия» (далее — «Делимобиль», Компания) обусловлено снижением оценки обслуживания долга. АКРА ожидает, что показатель FFO до чистых процентных платежей по итогам 2024 года окажется ниже ожиданий, что приведет к снижению средневзвешенного за период с 2022 по 2027 год отношения FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам ниже границы ранее присвоенной оценки.

Одновременно с этим Агентство отмечает высокие темпы роста выручки Компании, сильный бизнес-профиль, очень высокую географическую диверсификацию. Улучшение практик корпоративного управления и раскрытия информации способствовало повышению оценок соответствующих факторов операционного риск-профиля. Умеренной оценке финансового риск-профиля оказывают поддержку очень высокая рентабельность и очень сильный денежный поток, сдерживающим фактором является оценка обслуживания долга.

«Делимобиль» — ведущая каршеринговая компания в России, автопарк которой на конец сентября 2024 года насчитывал 30,5 тыс. машин. Компания имеет собственное технологическое решение по распределению и тарификации аренды автомобилей, а также выстраивает свои обслуживающие мощности, что является конкурентным преимуществом.

Ключевые факторы оценки

Сильные бизнес-профиль и корпоративное управление. Агентство по-прежнему высоко оценивает бизнес-профиль Компании, отмечая высокую степень загрузки парка, низкую волатильность спроса на ненасыщенном рынке и высокую уникальность услуг. Географическая диверсификация оценивается на очень высоком уровне, при этом «Делимобиль» продолжает выходить в новые города.

АКРА повысило оценки ряда субфакторов корпоративного управления. Агентство отмечает сильную и последовательную стратегию Компании, позволяющую ей удерживать лидирующие позиции на рынке, и структуру управления, предполагающую работу совета директоров, в котором четверо из девяти директоров являются независимыми. Оценка финансовой прозрачности также была повышена.

Умеренный размер бизнеса при очень высокой рентабельности. «Делимобиль» продолжает демонстрировать высокие темпы роста: по оценкам АКРА, выручка Компании по итогам 2024 года может увеличиться примерно на 40%. Агентство полагает, что ненасыщенность рынка каршеринга в совокупности со стратегией Компании, нацеленной на активное наращивание автомобильного парка и географическую экспансию, позволят ей сохранять высокие темпы роста.

Инвестиции в развитие операционной инфраструктуры в 2024 году (открытие собственных станций технического обслуживания, совершенствование ИТ-продуктов и прочее) в сочетании с высокой инфляцией оказали давление на уровень рентабельности Компании. Агентство ожидает, что рентабельность по FFO до чистых процентных платежей и налогов по итогам 2024 года окажется ниже ранее составленных прогнозов, ее восстановление может начаться в 2025–2026 годах.

Тем не менее средневзвешенная за период с 2022 по 2027 год рентабельность по FFO до чистых процентных платежей и налогов остается очень высокой, и АКРА полагает, что она не опустится ниже границы наивысшей оценки в 25%. Средневзвешенный за период с 2022 по 2027 год показатель FFO до чистых процентных платежей и налогов оценивается Агентством на уровне 10,6 млрд руб., что соответствует средней оценке за размер Компании.

Средний уровень долговой нагрузки и низкое покрытие процентных платежей. Долговой портфель Компании сформирован преимущественно облигациями и обязательствами по лизингу. По оценкам Агентства, средневзвешенное отношение общего долга к FFO до чистых процентных платежей не превысит 3,0х, что соответствует умеренной долговой нагрузке.

Принимая во внимание снижение показателя FFO до чистых процентных платежей в 2024 году ниже ранее построенных прогнозов, АКРА ожидает, что средневзвешенное за период с 2022 по 2027 год отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам составит 2,3х, что ниже границы ранее присвоенной оценки. По оценкам Агентства, после значительного снижения в 2024 году показатель возобновит рост в 2025 году, а возвращение к значениям выше 2,5х произойдет в 2026 году, что, в свою очередь, может способствовать повышению рейтинга Компании.

Ликвидность и денежный поток. Ликвидность Компании по-прежнему оценивается как высокая, в том числе благодаря сохранению возможности получения акционерной поддержки. Качественная оценка ликвидности была повышена благодаря получению Компанией доступа к рынку акционерного капитала: в феврале 2024 года «Делимобиль» провел IPO на Мосбирже.

Компания продолжает генерировать положительный свободный денежный поток (FCF) без учета погашений по лизинговым контрактам («Делимобиль» использует модель «легких активов»). С учетом погашений по лизинговым контрактам АКРА по-прежнему ожидает переход FCF к положительным значениям в 2025 году.

Ключевые допущения

  • развитие Компании в соответствии с планами, представленными АКРА;

  • отсутствие инфраструктурных и регуляторных ограничений.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • рост средневзвешенного отношения FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам устойчиво выше 2,5х при сохранении средневзвешенного отношения общего долга к FFO до чистых процентных платежей ниже 3,5х.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение средневзвешенного показателя рентабельности по FFO до чистых процентных платежей и налогов ниже 25% с одновременным ростом общего долга к FFO до чистых процентных платежей выше 3,5х или снижением рентабельности по FCF ниже 10%;

  • снижение средневзвешенного отношения FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам ниже 1,0х.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): a.

Поддержка: отсутствует.

Рейтинги выпусков

Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг ПАО «Каршеринг Руссия» был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг ПАО «Каршеринг Руссия» был опубликован АКРА 26.01.2024. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ПАО «Каршеринг Руссия» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ПАО «Каршеринг Руссия», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, ПАО «Каршеринг Руссия» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

Решение о понижении кредитного рейтинга ПАО «Каршеринг Руссия» до уровня A(RU), прогноз «Стабильный», принято на повторном заседании рейтингового комитета с учетом рассмотрения АКРА мотивированной апелляции на решение рейтингового комитета о понижении кредитного рейтинга ПАО «Каршеринг Руссия» до уровня A(RU), прогноз «Стабильный». Уровень кредитного рейтинга и прогноз по кредитному рейтингу по результатам рассмотрения мотивированной апелляции не изменились.

АКРА не оказывало ПАО «Каршеринг Руссия» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.