Кредитный рейтинг Московской области (далее — Московская область, Область, Регион) обусловлен высоким уровнем развития экономики, высокой долей собственных (налоговых и неналоговых, далее — ННД) доходов бюджета, высоким соотношением баланса текущих операций и текущих доходов, а также низкой долговой нагрузкой при достаточной ликвидности бюджета.

Московская область — крупный промышленно развитый регион, характеризующийся значительным вкладом в экономику Российской Федерации (более 5% суммарного валового регионального продукта (ВРП) субъектов). По оценкам Области, в 2024 году ее ВРП составил 9,6 трлн руб. Регион занимает второе место по численности населения (5,9% от совокупной численности населения страны по итогам 2023 года).

Ключевые факторы оценки

Высокая операционная эффективность бюджета и гибкая структура расходов. В 2024 году бюджет Области был исполнен с профицитом в размере 7% ННД благодаря более быстрому росту доходов по сравнению с расходами. Профицит был частично направлен на снижение долга, частично — на восстановление средств автономных и бюджетных учреждений и участников казначейского сопровождения. В 2025 году законом о бюджете Области планируется дефицит 5% ННД. Для его финансирования предусмотрено привлечение долга и иные источники. В то же время, как отмечает АКРА, по состоянию на начало года остатки средств превышают запланированный дефицит Области.

Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в 2021–2025 годах будет устойчиво превышать 20%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит 0,1%. По мнению АКРА, указанные соотношения будут сохраняться и далее при условии умеренных темпов роста текущих расходов.

Бюджет Области характеризуется высокой долей собственных поступлений. В 2021–2025 годах усредненное соотношение ННД и доходов бюджета (без учета субвенций) впервые превысит 90% в связи с ростом этого соотношения в 2024 и 2025 годах.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом субвенций) в период с 2021 по 2025 год будет очень высокой (29,5%). В дальнейшем возможно некоторое снижение этого показателя. Капитальные расходы Регион в значительной мере финансирует за счет собственных средств. АКРА полагает, что Область имеет возможность в случае необходимости сократить объем капитальных расходов. Расположенная в Московской области инженерная, транспортная и социальная инфраструктура является сравнительно развитой относительно других регионов России и Центрального федерального округа.

Качественная оценка бюджетного профиля обусловлена умеренной точностью планирования и преобладанием консервативных ожиданий, отсутствием нарушений законодательства, способных оказать влияние на бюджетный профиль Области, а также умеренным объемом налоговых расходов.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Низкая долговая нагрузка при достаточном уровне ликвидности бюджета. Соотношение долга и текущих доходов Области на конец 2024 года составило 24% ее текущих доходов, что соответствует низкой долговой нагрузке. Учитывая текущие параметры бюджета, указанное соотношение за 2025 год не вырастет. С 2021 года в структуре долга Области происходит вытеснение доли коммерческих заимствований бюджетными кредитами, что связано с программами реструктуризации долга и выдачей различных видов бюджетных кредитов на инвестиционные цели. Текущая редакция закона о бюджете Области предполагает преломление этой тенденции в 2025 году в связи с привлечением коммерческого долга. Пока по состоянию на начало этого года бюджетные кредиты составляют 82% долга, облигации — 18%.

Соотношение долга и ВРП Области ежегодно не превышает 5%. Соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов бюджета (без учета субвенций) в 2021–2025 годах составит 1%, что говорит о необременительности данных расходов для областного бюджета. На 01.01.2025 погашению или рефинансированию в текущем году подлежало 20,5% долговых обязательств Региона, в 2026 году — 22%.

В 2024 году федеральное правительство списало Области часть бюджетных кредитов в размере 16,7 млрд руб.

Качественная оценка долгового профиля обусловлена диверсифицированной структурой долга, отсутствием просроченной кредиторской задолженности бюджета, постоянно положительным балансом текущих операций, нейтральной оценкой предприятий госсектора, невысоким контролируемым уровнем долга муниципальных образований, стабильной долговой политикой, ориентированной на привлечение долгосрочных ресурсов, и другими факторами. Кроме того, учитывается размер среднего срока погашения долга, который на начало 2025-го составляет 3,55 года.

Область располагает достаточным объемом ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. В 2024 году среднемесячный объем остатков средств на счетах превышал среднемесячные расходы бюджета Области за прошлый год.

Московская область регулярно получает значительный доход от размещения временно свободных средств бюджета. Коэффициент ликвидности в 2024 году превысил 250%, однако по итогам текущего года может снизиться до уровня менее 100%.

Качественная оценка ликвидности отражает наличие у Региона публичной кредитной истории, отсутствие потребности в дополнительной ликвидности, отсутствие кассовых разрывов, низкие риски рефинансирования, а также отсутствие негативной динамики по кредиторской задолженности.

Дополнительно АКРА отмечает, что Область не имеет ограничений в стоимости привлечения долга.

Высокий уровень диверсификации экономики и выгодное географическое положение. Крупнейшие по численности населения города Области — Балашиха, Подольск и Химки. На территории Московской области находятся восемь наукоградов, пять особых экономических зон и три инновационных территориальных кластера. Доминирующей отраслью производства является пищевая промышленность (порядка 22% промышленного производства), не относящаяся к процикличным отраслям. Налоговые поступления в бюджет Области не зависят от одного крупного налогоплательщика (или группы крупных налогоплательщиков): исторически максимальная доля одного налогоплательщика в налоговых доходах бюджета составляет менее 4%, максимальная доля одной отрасли в структуре налоговых доходов не превышает 16%. Близость к Москве гарантирует стабильный рынок сбыта продукции, производимой в Московской области, и спрос на трудовые ресурсы, что обеспечивает низкую безработицу и достаточно высокий уровень средней заработной платы относительно прожиточного минимума в Области: с 2021 года усредненная заработная плата в Регионе превышает усредненный прожиточный минимум более чем в четыре раза. За историю наблюдений (с 2013 года) динамика реального ВРП Области лишь трижды была ниже среднестранового показателя, а темпы роста промышленного производства ежегодно (за исключением 2015 года) значительно опережали среднероссийский уровень. Население Области постоянно растет примерно на 1% в год; исключением стал только период возникновения территории Новой Москвы, когда население снизилось ввиду административных причин. В сравнении с большинством российских регионов, где численность населения снижается, Московская область обладает преимуществом, которое будет предопределять траекторию ее экономического роста. Увеличение численности населения в Регионе обеспечивается в основном за счет миграционного притока. Доля трудоспособного населения в Области ежегодно превышает среднестрановой уровень, что также благоприятно сказывается на ее экономике.

Ключевые допущения

  • сохранение консервативной долговой политики;

  • сохранение ликвидности областного бюджета на достаточном уровне;

  • исполнение бюджета 2025 года в соответствии с параметрами, утвержденными текущей версией закона о бюджете.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост текущих расходов бюджета без соответствующего увеличения его доходной части;

  • увеличение долговой нагрузки Области до уровня выше 30% текущих доходов;

  • снижение объема доступной ликвидности;

  • ухудшение графика погашения долга и его диверсификации.

Рейтинги выпусков

Московская область, 34014 (ISIN RU000A101WL3), срок погашения — 08.07.2025, объем эмиссии — 28 млрд руб., —  ААA(RU).

Московская область, 35015 (ISIN RU000A102CR0), срок погашения — 10.11.2026, объем эмиссии — 30 млрд руб., —  ААA(RU).

Московская область, 35016 (ISIN RU000A102G35), срок погашения — 30.11.2027, объем эмиссии — 30 млрд руб., —  ААA(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Московской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга. Кредитные рейтинги данных долговых инструментов соответствуют кредитному рейтингу Московской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Московской области и государственных ценных бумаг Московской области (RU000A101WL3, RU000A102CR0, RU000A102G35) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Московской области и государственных ценных бумаг Московской области (RU000A101WL3, RU000A102CR0, RU000A102G35) были опубликованы АКРА 12.12.2016, 08.07.2020, 12.11.2020 и 02.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Московской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Московской области (RU000A101WL3, RU000A102CR0, RU000A102G35) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календар­­­ем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Московской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Московской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Московской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.