Кредитный рейтинг Тамбовской области (далее — Тамбовская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низкой долговой нагрузкой, положительным балансом текущих операций и умеренно высокой гибкостью бюджетных расходов. Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг оказывают существенная зависимость Региона от трансфертов из вышестоящего бюджета и отстающие от среднестранового уровня показатели развития региональной экономики.

Изменение прогноза по кредитному рейтингу на «Позитивный» отражает ожидания АКРА относительно устойчивого снижения долговой нагрузки Региона в прогнозном периоде.

Тамбовская область расположена в Центральном федеральном округе. В Области проживает немногим менее 1% населения РФ, а на ее территории создается около 0,3% совокупного валового регионального продукта (ВРП) всех регионов России. По оценке Области, ее ВРП в 2023 году может составить 496,1 млрд руб., индекс физического объема ВРП — 104,9%.

Ключевые факторы оценки

Умеренная доля собственных доходов с умеренно низкой потребностью в привлечении заемных средств на капитальные цели. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Региона за 2021–2025 годы составит 8%. При этом баланс текущих операций останется положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов бюджета Тамбовской области для финансирования текущих расходов в полном объеме.

Усредненное соотношение капитальных и совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций) за 2021–2025 годы может составить 15%. В то же время чуть более половины капитальных расходов ежегодно финансируется за счет капитальных трансфертов, в связи с чем капитальные расходы не могут в полной мере рассматриваться как источник сокращения расходной части бюджета. Расположенная в Тамбовской области инженерная, транспортная и социальная инфраструктура может, по мнению АКРА, требовать увеличения капиталовложений, так как является сравнительно менее развитой относительно других регионов Центрального федерального округа.

Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) за указанный выше период, по мнению Агентства, не превысит 60%, что соответствует умеренному уровню собственных доходов.

Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов прогнозируется на уровне 1%. Согласно расчетам АКРА, значение МБД в 2025 году будет отрицательным, но незначительным по модулю, что указывает на умеренно низкую потребность бюджета в привлечении заемных средств или в расходовании накопленной ликвидности для финансирования ожидаемого уровня капитальных расходов в текущем году.

По итогам прошлого года бюджет Области исполнен с небольшим профицитом в 4% ННД, а в текущем году, в соответствии с актуальной версией закона о бюджете, Регион ожидает дефицит порядка 2% ННД.

Также согласно актуальной версии закона о бюджете, ННД по итогам текущего года могут сократиться на 3% в годовом сопоставлении после их роста на 10% в 2024 году, поступления по налогу на прибыль, по прогнозу Региона, продолжат снижаться и могут сложиться на 7% ниже прошлогоднего показателя, а поступления по НДФЛ могут сохраниться на уровне прошлого года.

В то же время в текущем году планируется незначительно сократить расходы бюджета (на 1%) в основном за счет дальнейшего снижения капитальных расходов, которые после значимого роста в 2022 году начали снижаться в 2024-м и по итогам прошлого года сократились на 10%, а по итогам текущего года запланировано снизить их еще на 5%.

Качественная оценка бюджетного профиля Тамбовской области определяется как умеренная. Информация о случаях нарушения бюджетного законодательства за последние пять лет отсутствует. Объем выпадающих от предоставления налоговых льгот средств бюджета незначителен — около 3% ННД. Законами Тамбовской области предусмотрены единые и дифференцированные нормативы налоговых отчислений в пользу нижестоящих бюджетов (НДФЛ, УСН, акцизы на топливо). Сдерживающее влияние на оценку оказывает консервативность бюджетного планирования, являющаяся причиной заметных отклонений фактических налоговых поступлений от плановых показателей.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Умеренно низкая долговая нагрузка. По итогам 2024 года долг Области сократился на 12%. В результате погашения части долга его структура незначительно изменилась в пользу бюджетных кредитов, которые по состоянию на начало текущего года стали составлять порядка 90% долгового портфеля. Оставшаяся часть приходится на государственные облигации Региона. Согласно актуальной версии закона о бюджете, по итогам текущего года объем долга может увеличиться на 4%, максимальная доля (70%) в структуре придется на бюджетные кредиты, оставшуюся часть будут формировать коммерческие кредиты.

По состоянию на 01.01.2025 Тамбовской области предстояло погасить 32% имеющегося долга до конца текущего года, далее — не более 16% текущей задолженности ежегодно.

Качественная оценка долговой нагрузки Области определяется Агентством на умеренно высоком уровне в связи со стабильно положительным балансом текущих операций, долговой политикой Региона, основанной на применении долгосрочных долговых инструментов, а также с умеренной долговой нагрузкой муниципалитетов и средневзвешенным сроком погашения долга, сохраняющимся в диапазоне от двух до четырех лет.

Область характеризуется умеренно низкой долговой нагрузкой. С 2019 года долговая нагрузка Региона снижалась: соотношение долга и текущих доходов за указанный период сократилось с 47 до 27%. По итогам 2025 года, согласно ожиданиям АКРА, показатель останется на уровне около 30%. Его сохранение на уровне устойчиво ниже 30% может оказать позитивное влияние на кредитный рейтинг Области.

Расходы на обслуживание госдолга Региона являются необременительными для регионального бюджета: соотношение усредненных процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций) в 2021–2025 годах составит порядка 1%. Соотношение долга и ВРП Тамбовской области ежегодно не превышает 5%.

Остатки на счетах позволят полностью профинансировать прогнозируемый дефицит бюджета. В течение 2024 года объем доступной ликвидности сократился на 18% и по состоянию на 01.01.2025 покрывал около 20% госдолга. В актуальной версии закона о бюджете не предусмотрено расходование накопленной ликвидности, почти весь объем запланированного дефицита бюджета планируется профинансировать за счет заемных средств.

Коэффициент ликвидности по итогам 2025 года может составить порядка 51%.

Качественная оценка ликвидности бюджета Области соответствует умеренному уровню. Регион имеет опыт размещения облигаций на долговом рынке, информация о просроченной кредиторской задолженности регионального бюджета отсутствует, потребность в использовании краткосрочных источников ликвидности отсутствует. По данным Региона, закупки по ряду кредитных линий за последние 24 месяца не состоялись. АКРА отмечает наличие некоторых рисков рефинансирования в связи с высокой долей долговых обязательств, предусмотренных к погашению в текущем году.

Невысокие показатели развития региональной экономики определяются доминированием АПК. На сельское хозяйство приходится свыше четверти ВРП Региона, а в 2022 году доля этого сектора составила более 30%. Кроме того, значимую часть ВРП Области формируют обрабатывающие производства, из которых более половины объема отгруженных товаров собственного производства в 2023 году пришлось на пищевую промышленность. Другие значимые отрасли в Регионе — оптовая и розничная торговля и ремонт, предприятия государственного сектора, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, транспортировка и хранение, строительство. Налоговые поступления в бюджет Региона диверсифицированы. Наибольшую долю составляют поступления от обрабатывающих производств — 26% совокупного объема налоговых поступлений по итогам 2023 года.

В 2020–2023 годах отношение усредненной заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму превысило 3. По итогам 2024 года, согласно оценке Региона и расчетам АКРА, показатель сохранится на уровне выше 3. Экономика Области характеризуется сравнительно низкими показателями ВРП на душу населения: соотношение усредненных за 2020–2022 годы подушевого ВРП и подушевого среднестранового ВРП составило 53%; в прогнозном периоде роста показателя не ожидается.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета Области в рамках актуальной версии закона о бюджете;

  • сохранение высокой зависимости доходной части бюджета от федеральных трансфертов;

  • сохранение высокой доли федеральных трансфертов в капитальных расходах.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение баланса текущих операций за счет роста доходов бюджета;

  • устойчивый рост доли собственных доходов;

  • рост доли капитальных расходов в совокупных расходах бюджета (за вычетом объема субвенций);

  • устойчивое снижение долговой нагрузки Области ниже 30%;

  • рост объема накопленной ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение потребности бюджета в долговом финансировании капитальных расходов;

  • значительный рост долговой нагрузки (выше 55% текущих доходов), сопровождающийся увеличением доли краткосрочного долга;

  • существенное снижение объема накопленной ликвидности.

Рейтинги выпусков

Тамбовская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYJ18), срок погашения — 05.12.2025, объем эмиссии — 3,0 млрд руб., — BBB+(RU).

Обоснование. Облигационный выпуск Тамбовской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Тамбовской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Тамбовской области и облигационного выпуска Тамбовской области (ISIN RU000A0ZYJ18) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному облигационному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Тамбовской области и кредитный рейтинг облигаций Тамбовской области (ISIN RU000A0ZYJ18) были опубликованы АКРА 03.07.2017 и 13.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тамбовской области, а также кредитного рейтинга облигаций Тамбовской области (ISIN RU000A0ZYJ18) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Тамбовской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Тамбовской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Тамбовской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.